В музее Есенина открыли посвященную Маяковскому выставку

В музее Есенина в Москве открыли выставку о его взаимоотношениях с Маяковским

Фото: Александр Чепрунов / РИА Новости

В музее Есенина в Москве открыли выставку, посвященную 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Директор музея Олег Робинов и научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Ксения Леонова рассказали о взаимоотношениях поэтов.

На ней рассказывают о том, какие отношения были между ним и Сергеем Есениным, что их связывало и, наоборот, разобщало. За их словесными дуэлями следила вся Москва, а сами они, хоть и отпуская порой неприятные эпитеты, уважали друг друга и признавали наличие настоящего поэтического дара у соперника.

Они познакомились примерно в 1915–1916 годах — точная дата неизвестна. Сергей Есенин, приехавший из Рязанской губернии, еще не успел до конца освоиться в Москве, а Владимир Маяковский уже был достаточно известен в городе.

Первая встреча состоялась в гостях у писателя Федора Сологуба, который собирал у себя интеллигенцию и богему: музыкантов, актеров, литераторов. Есенин, приверженец новокрестьянской поэзии, обожал наряжаться в народном стиле, а потому появился перед всеми в лаптях и рубахе. На выставке, кстати, можно увидеть косоворотку (рубаху с косым воротом), одну из тех, которые он носил. Маяковскому такой вид пришелся не по душе.

«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским», — писал он в 1926 году в статье «Как делать стихи».

Уходя тем вечером из дома Сологуба, Маяковский небрежно сказал Есенину: «Я уверен, что вы бросите все эти лапти, петушки и гребешки».

Оба поэта при каждом удобном случае обменивались остротами. «Корова в перчатках лаечных», «балалаечник», «звонкий забулдыга подмастерье», «певец банок Моссельпрома», «человек непонятной профессии» — вот только некоторые характеристики, которыми Маяковский и Есенин награждали друг друга.

А 4 ноября 1920 года в Большом зале Московской консерватории состоялся так называемый суд над имажинистами, который был частью поэтических публичных дискуссий. В роли обвинителей выступали Валерий Брюсов и Иван Аксенов, среди обвиняемых — Сергей Есенин, Вадим Шершеневич и другие. Встреча, афишу которой можно увидеть на выставке в музее, закончилась «оправданием» имажинистов. В конце Есенин прочитал «Плюйся, ветер, охапками листьев…» — ему рукоплескали все. В свою очередь, подобное устраивали и имажинисты.

Организаторы выставки решили воссоздать два литературных прибежища: «Кафе поэтов» на Тверской улице, стены которого разрисовывал лично Маяковский, и имажинистское «Стойло Пегаса». Посетители могут увидеть фотографии участников, их книги, автографы, макеты афиш и многое другое. Один из самых ценных экспонатов — сборник рукописей имажинистов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше