В президентской кампании начался новый этап, который можно охарактеризовать как конкуренцию идей и смыслов. Кандидаты презентуют предвыборные программы, более активно транслируют свои позиции по ряду острых вопросов на встречах с избирателями. Сейчас вырисовывается некая идеологическая рамка кампании, когда риторика и агитация позволяют определить образ предлагаемого будущего по ключевым темам повестки. Об этом рассказал политолог, член Экспертного клуба «Дигория» Илья Гераскин.
Интерес к выборам в России продолжает расти, считает политолог. По его мнению, об этом свидетельствует количество запросов в поисковых системах. В Telegram число упоминаний выборов резко выросло на прошлой неделе, когда стал окончательно известен список допущенных до участия кандидатов. Согласно замерам ФОМ, сейчас выборы снова находятся в центре внимания после начала презентации программных положений и конкретных инициатив кандидатов.
«Кроме того, появляется все больше наружной и онлайн-агитации, которая также повышает общий интерес к кампании. Помимо традиционных для партий и их представителей агитационных тем, заметно несколько острых направлений, за которые и разворачивается основная конкуренция. Среди них — вопросы хода СВО, экономическое развитие регионов и положение бизнес-сообщества. Различные оценки и риторика кандидатов подтверждают наличие в России альтернативного выбора — никто не окажется не представленным по итогам голосования. Одна из главных интриг сейчас — кому из кандидатов удастся поддерживать высокий уровень интенсивности кампании за весь ближайший агитационный период», — считает Илья Гераскин.
При этом, очевидно, что первое место находится вне конкуренции — подавляющее большинство россиян, даже по версии оппозиционных политиков, поддерживают действующего президента, уверен эксперт. Основой вопрос — кто займет второе место.
«На данный момент мы видим четкие электоральные сигналы от Слуцкого и Даванкова. Харитонов более пассивен и инертен, его расчет на традиционный электорат КПРФ и мобилизацию первичных ячеек понятен и прогнозируем. Все его поездки демонстрируют, что блеклость кандидата пытаются компенсировать нахождением рядом с ним лидеров-коммунистов в инфополе — Зюганова и Афонина. Их повестка выглядит слишком статичной в быстро меняющихся условиях, отсутствие интересных шагов и заявлений очень ограничивает потенциал для наращивания рейтинга Харитонова за счет оппозиционных избирателей», — отметил политолог.
В свою очередь, по мнению эксперта, Слуцкий и Даванков на данный момент уверенно делят второе место как с точки зрения медиаприсутствия, так и с точки зрения месседжей. С одной стороны, абсолютно понятно позиционирование каждого из них и понятен партийный бэкграунд, однако выбранная их штабами динамика показывает, что представители ЛДПР и «Новых Людей» готовы выйти далеко за привычные рамки и поработать с новыми целевыми аудиториями.
«Этот критерий — умение меняться и отражать желания не группы, а широкого круга разных избирателей — будет определяющим в борьбе за второе место. За оставшийся месяц и Слуцкому, и Даванкову важно сокращать дистанцию и доносить более сжатые и конкретные тезисы людям и в поездках в регионы, и во время открытых дебатов», — заключил Илья Гераскин.