В Москве начал работу Всероссийский женский форум «Женщины: сохраняем традиции — развиваем Россию». В рамках мероприятий первого дня прошла стратегическая сессия под названием «Программа «Мама-предприниматель» — драйвер развития женского предпринимательства в субъектах РФ». В ней приняли участие заместитель министра министерства экономического развития России Татьяна Илюшникова, заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов, исполнительный директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Юлия Жигулина, директор по стратегическим коммуникациям Wildberries Анна Старкова, а также руководитель центра «Мой бизнес» из Псковской области Анастасия Иванова и победительница федеральной программы «Мама-предприниматель 2023» Ольга Волконская.
В приветственном слове представитель Минэкономразвития Татьяна Илюшникова отметила возрастающую роль женщин в развитии малого и среднего бизнеса в России. За счет своих сильных сторон представительницы прекрасного пола находят себя в предпринимательстве и составляют ощутимую конкуренцию мужчинам.
«Мы видим все больший интерес к бизнесу и со стороны уже работающих женщин, и со стороны женщин, которые находятся в декрете с совсем маленькими детьми на руках. В прошлом году больше миллиона женщин оформило самозанятость и ИП. Соответственно, система мер поддержки выстроена таким образом, чтобы учитывать запрос женщин, находящихся в декрете, женщин с детьми. Мы проводим регулярные опросы и исследовательскую работу по предпринимателям в целом и отдельно смотрим отдельные срезы именно по женщинам», — отметила Татьяна Илюшникова.
Речь прежде всего идет об исследовании малого бизнеса «Предприниматели России: исследовательский мониторинг», который проводят Сбер, фонд «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Его результаты представил в рамках сессии заместитель председателя правления ПАО Сбербанк Анатолий Попов. Он уточнил, что одной из целей исследования стало измерение уровня счастья у представителей малого и среднего бизнеса. Оказалось, женщины-предприниматели более счастливы, чем предприниматели-мужчины: в состоянии 9 из 10 баллов по десятибалльной шкале счастья находятся 38 процентов женщин против 27 процентов у мужчин. «Эти цифры говорят, что женщины более гармонично чувствуют себя в бизнесе», — отмечает Попов.
Также любопытный факт: женщины более аккуратны с привлечением кредитного финансирования. Только 37 процентов женщин берут кредиты и рассматривают привлечение дополнительных источников финансирования. Больше половины мужчин привлекают заемные средства, что говорит об их большей склонности к риску. При этом результаты опросов подтверждают, что женщины менее уверены в своих силах, поэтому тяготеют к обучению, больше опираются на предварительную глубокую проработку будущего бизнеса.
Основываясь на таких исследованиях, можно предложить понятную работающую схему поддержки предпринимателей. В частности, драйверы развития женского бизнеса нужно искать в балансе подходов между работой и семьей. Потому что большинство респонденток говорили о важной роли семьи и стремлении совмещать свою профессиональную деятельность с бизнес-проектами.