С китчем в историю В Третьяковке открылась выставка "Украшение красивого"

27 фото

В Государственной Третьяковской галерее 18 декабря открылась выставка "Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве", которая исследует взаимодействие и влияние эстетического на антиэстетическое в искусстве и наоборот. Экспозиция поделена на восемь разделов, где демонстрируются произведения, созданные в 1920-2000-е годы и поднимающие традиционные для массовой культуры темы: красота, любовь, природа. В ГТГ до 3 марта можно увидеть работы Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Комара и Меламида, Дубассарского и Виноградова. Несколько вопросов о концепции выставки "Лента.ру" задала одному из ее кураторов Кириллу Алексееву.

Кирилл Алексеев, куратор

Кирилл Алексеев, куратор

Кирилл Алексеев (посередине). "Выставка открывается видеофильмом 'Сельская Третьяковка', снятым в 70-е годы и повествующим о том, как жители колхоза пытались в доме культуры сделать музей. Наивный, но очень интересный опыт. Мы показываем, как 'игра в музей' перетекает в музей".

Кирилл Алексеев (посередине). "Выставка открывается видеофильмом 'Сельская Третьяковка', снятым в 70-е годы и повествующим о том, как жители колхоза пытались в доме культуры сделать музей. Наивный, но очень интересный опыт. Мы показываем, как 'игра в музей' перетекает в музей".

Кирилл Алексеев: "Китч - это то, что выдает себя за то, чем не является. Одна из задач выставки - показать китч не только и не сколько современный, а китч 50-70-летней давности. Китч - как смешение всего со всем. Это и является, по мнению критика и куратора Николя Буррио, условием появления нового мультикультурного пространства и искусства альтермодернизма".

Кирилл Алексеев: "Китч - это то, что выдает себя за то, чем не является. Одна из задач выставки - показать китч не только и не сколько современный, а китч 50-70-летней давности. Китч - как смешение всего со всем. Это и является, по мнению критика и куратора Николя Буррио, условием появления нового мультикультурного пространства и искусства альтермодернизма".

Елена Берг. Без названия. 2012. Инсталляция. Смешанная техника.

Елена Берг. Без названия. 2012. Инсталляция. Смешанная техника.

Георгий Литичевский. "Лошадь Пржевальского". 1988. Холст, дерево, металл, масло. Государственная Третьяковская Галерея.

Георгий Литичевский. "Лошадь Пржевальского". 1988. Холст, дерево, металл, масло. Государственная Третьяковская Галерея.

"Три богатыря". Фланель, набивка, доработка кистью. Музей традиционного искусства народов мира. Кирилл Светляков (справа)

"Три богатыря". Фланель, набивка, доработка кистью. Музей традиционного искусства народов мира. Кирилл Светляков (справа)

Елена Берг. Без названия. 2012. Инсталляция. Смешанная техника.

Елена Берг. Без названия. 2012. Инсталляция. Смешанная техника.

Кирилл Алексеев: "В русском искусстве не было эпохи поп-арта, потому что у нас не было культа потребеления, был дефицит. Последние 15 лет мы переживаем ситуацию 60-70-х годов Америки и Западной Европы".

Кирилл Алексеев: "В русском искусстве не было эпохи поп-арта, потому что у нас не было культа потребеления, был дефицит. Последние 15 лет мы переживаем ситуацию 60-70-х годов Америки и Западной Европы".

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. "Мишки". 2008. Холст, масло.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. "Мишки". 2008. Холст, масло.

Кирилл Алексеев: "Новое явление всегда возникает через призму, преломление народных приемов. Это не случайно замеченная закономерность, а правило. Мы сейчас живем в момент рождения некой новой формы, нового искусства. Через призму народного искусства XX века мы решили понять, каким будет  искусство будущего века".

Кирилл Алексеев: "Новое явление всегда возникает через призму, преломление народных приемов. Это не случайно замеченная закономерность, а правило. Мы сейчас живем в момент рождения некой новой формы, нового искусства. Через призму народного искусства XX века мы решили понять, каким будет искусство будущего века".

Группа "ПГ". "Путешествие на Запад". 2008. Бумага, тушь, печать.

Группа "ПГ". "Путешествие на Запад". 2008. Бумага, тушь, печать.

Серия работ Валерия Кошлякова "Украшение красивого"

Серия работ Валерия Кошлякова "Украшение красивого"

Кирилл Алексеев: "Ныне проведение такого исследовательского выставочного проекта нам кажется совершенно необходимым. Разделение китча, условно красивых вещей, безусловно красивых произведений искусства - весьма актуальный момент, особенно потому что критерии, по которым их делить, размыты. Выставка является попыткой понять и определить эти критерии".

Кирилл Алексеев: "Ныне проведение такого исследовательского выставочного проекта нам кажется совершенно необходимым. Разделение китча, условно красивых вещей, безусловно красивых произведений искусства - весьма актуальный момент, особенно потому что критерии, по которым их делить, размыты. Выставка является попыткой понять и определить эти критерии".

Кирилл Алексеев: "На выставке представлено около 120 работ. Мы умышленно отказались от политического искусства, но в следующем году политика будет важной частью нашей выставочной программы".

Кирилл Алексеев: "На выставке представлено около 120 работ. Мы умышленно отказались от политического искусства, но в следующем году политика будет важной частью нашей выставочной программы".

Ирина Лебедева, директор ГТГ, Кирилл Светляков, куратор

Ирина Лебедева, директор ГТГ, Кирилл Светляков, куратор

Наталья Гончарова. "Лев". 1911. Государственная Третьяковская Галерея. Кирилл Алексеев: "Мы все время сравниваем: фольклор и примитив, примитив авангардный и примитив лубочный. В конце XIX века произошел серьезный перелом: народное искусство перестали воспринимать как что-то вульгарное. Пикассо и немецкие экспрессионисты, например, обращались к африканским мотивам".

Наталья Гончарова. "Лев". 1911. Государственная Третьяковская Галерея. Кирилл Алексеев: "Мы все время сравниваем: фольклор и примитив, примитив авангардный и примитив лубочный. В конце XIX века произошел серьезный перелом: народное искусство перестали воспринимать как что-то вульгарное. Пикассо и немецкие экспрессионисты, например, обращались к африканским мотивам".

Кирилл Алексеев: "Идея выставки 'Украшение красивого' родилась от одноименной серии работ Валерия Кошлякова и представляет собой своеобразный анализ понятий китча, красоты, классического искусства, которые сейчас достаточно размыты".

Кирилл Алексеев: "Идея выставки 'Украшение красивого' родилась от одноименной серии работ Валерия Кошлякова и представляет собой своеобразный анализ понятий китча, красоты, классического искусства, которые сейчас достаточно размыты".

Лариса Звездочетова (Резун). "Нет тебя прекрасней". 1993. Эмаль, фольга, ткань, электроарматура.

Лариса Звездочетова (Резун). "Нет тебя прекрасней". 1993. Эмаль, фольга, ткань, электроарматура.

Художница Диана Мачулина (справа)

Художница Диана Мачулина (справа)

Ирина Нахова. "Сидящая на берегу". 2003. Ламинированная термопечать, оргстекло.

Ирина Нахова. "Сидящая на берегу". 2003. Ламинированная термопечать, оргстекло.

Сергей Серп. "До Дюшана, после Дюшана". 2005. Соломенный коврик, акрил.

Сергей Серп. "До Дюшана, после Дюшана". 2005. Соломенный коврик, акрил.

Кирилл Алексеев: "Наша выставка - исследование эстетических предпочтений. Она не отвечает на вопросы, не направляет зрителя, но заставляет его размышлять и анализировать. Самому решать, что красиво, а что пошло".

Кирилл Алексеев: "Наша выставка - исследование эстетических предпочтений. Она не отвечает на вопросы, не направляет зрителя, но заставляет его размышлять и анализировать. Самому решать, что красиво, а что пошло".

Кирилл Светляков, куратор, глава Отдела новейших течений ГТГ

Кирилл Светляков, куратор, глава Отдела новейших течений ГТГ

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше