С августа 1941 года по май 1945 года 65 тысяч британских военнослужащих занимались доставкой военных грузов Советскому Союзу с помощью так называемых Северных конвоев. Тогдашний премьер Великобритании Уинстон Черчилль назвал эти арктические рейсы под огнем немецкой авиации и подлодок «худшим путешествием на свете». Только в феврале 2013 года британское правительство решило наградить 200 оставшихся в живых ветеранов боевой медалью «Арктическая звезда».
Иллюстрация: The National Archives / Heritage-Images / TopFoto / FOTODOM.RU
После вступления Советского Союза во Вторую мировую войну перед союзниками встал вопрос о поставках русским оружия и боеприпасов в рамках программы ленд-лиз. Грузы безвозмездно предоставлялись США. Крупнейшим получателем стала Великобритания. На втором месте оказался СССР, получивший помощь на сумму примерно 140 миллиардов долларов в современных ценах.
Фото: архив AP
Из нескольких маршрутов поставок по ленд-лизу самым быстрым был через Арктику. Но на этом пути моряков ждали не только сложные погодные условия.
Иллюстрация: «Лента.ру»
Захватившие Норвегию немцы контролировали береговую линию до границ СССР. В Заполярье базировались нацистские ВВС и ВМС, включая подводные лодки. Все это вкупе с переменчивыми течениями, дрейфующими льдами и частыми туманами создавало серьезную угрозу для судоходства.
Фото: iwm.org.uk
Несмотря на сомнения Черчилля, Сталину все же удалось уговорить его отправлять караваны транспортных судов вокруг оккупированной Норвегии в сопровождении кораблей королевских ВМС Великобритании.
Фото: krassin.ru
Эти поставки вошли в историю под названием Северных или Полярных конвоев. Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 караванов, в которые вошли более 1400 транспортных судов. Британский премьер Уинстон Черчилль назвал эти рейсы «худшим путешествием на свете».
Существовало два маршрута Северных конвоев: летний отправлялся из исландской гавани Хвалфьорд, а зимний, когда дрейфующие льды уже не позволяли навигацию в высоких широтах, из шотландских и английских портов. Конечными точками являлись Архангельск и Мурманск.
Корабли союзников сопровождали конвои до территориальных вод СССР, и на них ложилась основная нагрузка по охране гражданских судов от вражеских подлодок, крейсеров и самолетов. Главная опасность подстерегала у северной оконечности Европы — мыса Нордкап.
Фото: dailyrecord.co.uk
Конвои пытались обходить Норвегию, так чтобы их нельзя было заметить с земли. Корабли зачастую шли в режиме радиомолчания, чтобы не быть обнаруженными противниками, на расстоянии прямой видимости друг от друга. На морской границе с СССР караваны передавались под охрану советскому флоту.
Фото: arcticconvoy.ru
В среднем переход длился около десяти дней. Летом, в полярный день, уменьшалась вероятность атаки подлодок, но возрастала уязвимость для надводных кораблей и самолетов. Зимой же приходилось бороться с постоянным обледенением.
Фото: dailyrecord.co.uk
Обычно в конвой входило до трех десятков транспортных судов и до десяти кораблей охраны. Черчилль говорил, что рейсы будут оправданы, если хотя бы 50 процентов груза будет доставлено по назначению.
До весны 1942 года арктический маршрут считался довольно безопасным, но в дальнейшем немцы обратили внимание на слишком активное судоходство в этом районе и, подумав, что союзники готовятся к высадке в северной Норвегии, стали перебрасывать туда дополнительные силы ВМС и ВМФ.
Фото: The National Archives / Heritage-Images / TopFoto / FOTODOM.RU
Максимальные потери за все время морских конвоев пришлись на PQ-17 летом 1942 года. Караван вышел из Рейкьявика 27 июня, но 4 июля его сопровождение получило приказ рассеяться из опасений подвергнуться атаке крупного немецкого соединения, в состав которого входил «Тирпиц».
Фото: The National Archives / Heritage-Images / TopFoto / FOTODOM.RU
Разведданные оказались неверными, но транспорты, прорывавшиеся в Архангельск поодиночке, оказались уязвимой мишенью для немецкой авиации и подлодок. Потери составили 24 судна из 35.
Фото: arcticconvoy.ru
Отомстить немцам удалось 31 декабря того же года в ходе так называемого Новогоднего боя в Баренцевом море. Корабли охранения конвоя JW-51B в условиях полярной ночи разгромили превосходящие немецкие силы.
Фото: ww2today.com
Новую крупную победу британцам удалось одержать 26 декабря 1943 года, когда у мыса Нордкап сопровождение конвоя JW 55B потопило немецкий линкор «Шарнхорст».
Фото: gov.uk
Почти за четыре года Северных конвоев были потеряны 85 торговых судов и 16 боевых кораблей британского флота, включая два крейсера и шесть эсминцев. Немцы лишились линкора, трех эсминцев, 30 подлодок и большого количества самолетов.
Фото: Семен Майстерман / ИТАР-ТАСС
Долгое время британское правительство игнорировало просьбы ветеранов конвоев об учреждении специальных наград для их участников. Вариант почетного значка был ими с негодованием отвергнут.
Фото: cantickhead.com
Россия хотела наградить британских моряков медалью Ушакова, однако в Лондоне запретили им принимать этот знак отличия: подданным королевы нельзя получать иностранные награды, если им уже вручены британские за тот же подвиг или же, как в случае с ветеранами конвоев, их планируется вручить.
Фото: Murray Sanders / Daily Mail / Rex Features / FOTODOM.RU
В декабре 2012 года правительство Дэвида Кэмерона наконец решилось на создание отдельной награды для участников Северных конвоев. В феврале 2012 было объявлено об учреждении медали «Арктическая Звезда», которую планируется начать вручать с марта.
По оценкам министерства обороны Великобритании, в живых остались не более 200 ветеранов Северных конвоев из 65 тысяч моряков и летчиков, прошедших через это испытание.