В мае 2013 года фотографа Пола Хансена, получившего гран-при конкурса World Press Photo за фотографию «Похороны в Газе», обвинили в подделке. В WPP фотографию проверили и категорически отвергли все обвинения. В связи с несостоявшимся скандалом «Лента.ру» подготовила иллюстрированную историю манипуляции фотоизображением.
Фото: Paul Hansen
Независимые эксперты заявляли, что изображение Пола Хансена подверглось многократному компьютерному редактированию, и называли «подозрительным» освещение на снимке. Однако в WPP заявили, что единственная обработка, которой подверглась фотография, — это цветовое ретуширование.
Фото: J.C. Higgins and Son/The Metropolitan Museum of Art courtesy of the National Gallery
Манипулировать изображением фотохудожники пытались с момента изобретения фотографии. Первые сто лет секрета из этого никто не делал, а манипуляции ограничивались примитивными фокусами с двойной экспозицией.
Фото: Elsie Wright, Frances Griffiths
Настоящая история поддельных фотографий началась в 1917 году в Англии. Две английские девочки — 16-летняя Элси Райт и ее двоюродная сестра Френсис Гриффитс 10 лет — создали несколько своих портретов с «феями». Фотографии впоследствии прославились, и многие поверили, что феи на них настоящие. Всю оставшуюся жизнь Райт и Гриффитс не признавались в обмане, только через много лет журналистам удалось вытянуть из них какие-то полупризнания, но формально тайна фей осталась неразгаданной.
Фото: архив РИА Новости
В 1920-е годы в манипуляциях с фото, как правило, применялись только две операции — склеивание и вырезание. Ленин и Сталин никогда не были друзьями. Для того чтобы доказать обратное, их общий портрет был склеен из двух фотографий.
На 15-й партийной конференции в Ленинграде в 1926 году Сталин был сфотографирован рядом с четырьмя партийными активистами — Николаем Антиповым, Сергеем Кировым, Николаем Шверником и Николаем Комаровым. К 1949 году на фотографии рядом со Сталиным остался только Киров. Остальные люди «исчезли».
Фото: Joe Rosenthal / AP
Известно, что самые знаменитые фотографии Второй мировой войны являются постановочными — на деле они переснимались несколько раз. Фотография «Водружение флага над Иводзимой» делалась дважды двумя разными фотографами. Знаменитым стал снимок Джо Розенталя, получившего за него Пулитцеровскую премию.
Фото: Staff Sergeant Louis R. Lowery, USMC
Автор первой фотографии с водружением флага, Луис Лоуэри, остался неизвестен широкой общественности.
Фото: Евгений Халдей / архив ИТАР-ТАСС
То же самое можно сказать о шедевре «Знамя Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. Тот факт, что съемка постановочная, никогда не скрывался — воссоздание уже прошедших событий было тогда нормальным явлением. По легенде, один из фотографов на съемках постоянно говорил: «Я из ТАССа — повторите».
Дмитрий Бальтерманц
В Советском Союзе документалистам, пытавшимся воссоздать «фотографическую правду», как правило, приходилось работать в стол. Фотограф Дмитрий Бальтерманц долгие годы не показывал снимок, сделанный им в 1942 году в Керчи. В 1960-х Бальтерманц впечатал в кадр более светлое небо. Сейчас «Горе» считается одной из самых значительных советских военных фотографий.
Фото: Nick Ut / AP
Во время войны во Вьетнаме фотожурналисты могли беспрепятственно снимать действия американских солдат — позже эта ошибка была учтена, и теперь фотографы, прикомандированные к войскам, обязаны подчиняться специальным правилам министерства обороны США. В то время редакторы нередко вносили в фотографии такие изменения, которые нужным образом корректировали смысл изображения. Например, фотографию детей, убегающих от напалма, кадрировали так, чтобы скрыть фотокорреспондентов, наблюдающих за детьми.
Фото: Nick Ut / AP
Сразу после съемки Ник Ут, получивший за снимок Пулитцеровскую премию, помог доставить пострадавших детей в госпиталь и до сих пор поддерживает дружеские отношения с Фан Тхи Ким Фук (девочка в центре кадра).
Фото: архив РИА Новости
На первых официальных снимках Михаила Горбачева тщательно ретушировали родимое пятно на лбу, а фотографы старались придерживаться определенных ракурсов.
Фото: Степан Рудик
Возможно, только с появлением конкурсов фотожурналистики возникла острая необходимость отделить «объективную фотожурналистику» от любой другой. Изменять детали и смысл фотографии стало считаться зазорным. Фотограф Степан Рудик удалил кусочек белой обуви на одном из снимков своей серии про футбольных фанатов, занявшей призовое место на конкурсе World Press Photo в 2010 году. Люди мгновенно заметили изменение и написали письмо жюри конкурса. Фотографию проверили, ретушь обнаружили, и работа была дисквалифицирована. Степан с решением жюри не согласился, указав на незначительность изменения, тем не менее решение было принято.
Фото: Brian Patrick / Sacramento Bee
В феврале 2012 года калифорнийская газета Sacramento Bee уволила своего фотографа Брайна Патрика за фотоподделку, составленную из трех изображений кормящихся цапель, которая получила приз на конкурсе NPPA. Проверив свой архив, газета обнаружила еще два случая подделки Брайаном своих фотографий.
Широко известны ближневосточные фотоподделки. Чаще всего на них попадаются палестинцы и иранцы. Все манипуляции делаются на примитивном уровне, поэтому вычислить обман достаточно легко. Но это никого не останавливает, и новые подделки появляются, к примеру, во время каждого обострения конфликта израильтян с палестинцами. В 2008 году иранские медиа распространили фотографию пуска ракет. Кадр разместили на своих обложках многие важные газеты и журналы. После публикации оказалось, что второй справа залп составлен из частей других изображений — его вставили, чтобы перекрыть изображение несработавшей ракетной установки.
Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости
В 2010 году блогеры заметили, что на фотографиях, сделанных пресс-службой Кремля, лидер U2 Боно выглядит ниже Дмитрия Медведева, хотя на самом деле он на 12 сантиметров выше тогдашнего президента России. Кроме того, кремлевские фотографы и фоторедакторы увеличивали рост Медведева, например, на встречах с главой Apple Стивом Джобсом и губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером (рост обоих — 188 сантиметров).
Фото: Юрий Козырев / Noor / World Press Photo
В течение последних двух лет Юрий Козырев и лаборатория 10b своим авторитетом сделали популярной агрессивную обработку фотографий, когда достаточно простыми, но эффективными цифровыми методами достигается большая выразительность картинки. Именно такая измененная «по-козыревски» фотография победила на конкурсе World Press Photo 2013 и вызвала обвинения в применении Photoshop.
Фото: Александр Петросян
Однако похоже, что победа в этом противостоянии останется не за «правдивой» фотографией. Петербургский фотограф ИД «Коммерсантъ» Александр Петросян, как и английские девочки сто лет назад, публикует в своем дневнике заведомо сказочные картинки и читает восхищенные комментарии зрителей. Большинство не подозревает, что фотографии не настоящие, но мало кого это всерьез волнует.