Трепещущие, но непреклонные Кто такие харедим и чем они отличаются от других евреев

30 фото

Одними из самых ярких представителей еврейского населения Израиля являются харедим — приверженцы ультраортодоксального иудаизма. Широкой публике они больше всего известны по характерному наряду, выделяющему их среди остальных собратьев. Противопоставляя себя остальному населению Израиля, харедим остаются сильно изолированным сообществом, интересы которого не всегда совпадают с общегражданскими. Попытки же вовлечь ультраортодоксов в общественную жизнь порой приводят к акциям неповиновения: например, нападениям на призывные пункты ЦАХАЛа.

Харедим (буквально: «трепещущие перед Господом») — очень широкое понятие, объединяющее целый пласт ультраортодоксальных евреев.

Харедим отмечают праздник Симхат Тора в Иерусалиме, посвященный окончанию годичного чтения Торы

Фото: Baz Ratner / Reuters

Харедим (буквально: «трепещущие перед Господом») — очень широкое понятие, объединяющее целый пласт ультраортодоксальных евреев.

Основа харедим начала формироваться в Европе в среде ашкеназов (западных евреев), начиная с XVIII века. Ядро ашкеназского харедим составили противники полной и даже частичной ассимиляции с местным населением.

Халака — обряд первой стрижки ребенка; проводится в день, когда ему исполняется три года

Фото: Menahem Kahana / AFP

Основа харедим начала формироваться в Европе в среде ашкеназов (западных евреев), начиная с XVIII века. Ядро ашкеназского харедим составили противники полной и даже частичной ассимиляции с местным населением.

Ультраортодоксы, в основном представленные хасидами и противоборствующими с ними миснагидами (их самая крупная группа — литваки), исповедовали ревностное сохранение своих обычаев и максимальную изоляцию от местной культуры.

Ультраортодоксальные евреи отмечают праздник Лаг ба-Омер — день кончины древнего иудейского мудреца Шимона Бар Иохая

Фото: Menahem Kahana / AFP

Ультраортодоксы, в основном представленные хасидами и противоборствующими с ними миснагидами (их самая крупная группа — литваки), исповедовали ревностное сохранение своих обычаев и максимальную изоляцию от местной культуры.

Источником идеологии самоизоляции считается Книга Левит (третья книга Торы), в которой упоминается запрет перенимать обычаи гоев — неевреев.

Малкот — церемония символического бичевания во искупление грехов в канун праздника Йом-Киппур

Фото: Menahem Kahana / AFP

Источником идеологии самоизоляции считается Книга Левит (третья книга Торы), в которой упоминается запрет перенимать обычаи гоев — неевреев.

Ультраортодоксами приверженцев харедим называют в связи с тем, что далеко не все евреи, причисляющие себя к ортодоксальным, считают полную самоизоляцию оправданной.

Харедим на похоронах члена общины, погибшего во время теракта в Мумбаи в 2008 году. Иерусалим

Фото: Menahem Kahana / AFP

Ультраортодоксами приверженцев харедим называют в связи с тем, что далеко не все евреи, причисляющие себя к ортодоксальным, считают полную самоизоляцию оправданной.

В конце XIX — начале XX века разногласия между хасидами и миснагидами стали сглаживаться, что привело к созданию в 1912 году еврейского движения «Агудат Исраэль», позже преобразованного в партию. В него вошли не только ортодоксы и ультраортодоксы, но и сторонники умеренных течений иудаизма.

Вооруженный ультраортодоксальный еврей с ребенком в поселении на Западном берегу реки Иордан

Фото: Menahem Kahana / AFP

В конце XIX — начале XX века разногласия между хасидами и миснагидами стали сглаживаться, что привело к созданию в 1912 году еврейского движения «Агудат Исраэль», позже преобразованного в партию. В него вошли не только ортодоксы и ультраортодоксы, но и сторонники умеренных течений иудаизма.

Правда, крайне настроенные участники «Агудат Исраэль» так и не приняли идею сионизма, ставшей движущей силой создания Израиля — государства для евреев.

Члены общины харедим выбирают мацу в Иерусалиме

Фото: Menahem Kahana / AFP

Правда, крайне настроенные участники «Агудат Исраэль» так и не приняли идею сионизма, ставшей движущей силой создания Израиля — государства для евреев.

Некоторые представители харедим вообще отказались вступать в партию, примкнув к отдельным ультраортодоксальным организациям, в которых участие в политической жизни страны находится под строжайшим запретом.

Харедим на похоронах члена общины, погибшего во время теракта в Мумбаи в 2008 году. Масличная гора, Иерусалим

Фото: Menahem Kahana / AFP

Некоторые представители харедим вообще отказались вступать в партию, примкнув к отдельным ультраортодоксальным организациям, в которых участие в политической жизни страны находится под строжайшим запретом.

В сионизме сторонники харедим видят проявление элементов чуждой им западной политической культуры. В соответствии с их убеждениями, истинное еврейское государство может возникнуть только в результате божественного вмешательства.

Харедим отмечают Песах в Старом городе Иерусалима

Фото: Menahem Kahana / AFP

В сионизме сторонники харедим видят проявление элементов чуждой им западной политической культуры. В соответствии с их убеждениями, истинное еврейское государство может возникнуть только в результате божественного вмешательства.

Согласившись переселиться в Израиль, харедим по-прежнему считают себя чужаками и изгнанниками, время божественного отмщения за которых еще не пришло.

Ультраортодокс и его дети везут пальмовые ветви в преддверии праздника Суккот

Фото: Ariel Schalit / AP

Согласившись переселиться в Израиль, харедим по-прежнему считают себя чужаками и изгнанниками, время божественного отмщения за которых еще не пришло.

Помимо ашкеназов к харедим также причисляют некоторых представителей сефардов и мизрахов — двух групп восточных евреев из преимущественно мусульманских стран. Считается, что эта ветвь харедим возникла под влиянием его ашкеназского течения, успевшего прочно обосноваться в Израиле.

Продавец пальмовых ветвей для праздника Суккот в Иерусалиме

Фото: Menahem Kahana / AFP

Помимо ашкеназов к харедим также причисляют некоторых представителей сефардов и мизрахов — двух групп восточных евреев из преимущественно мусульманских стран. Считается, что эта ветвь харедим возникла под влиянием его ашкеназского течения, успевшего прочно обосноваться в Израиле.

Несмотря на скептический настрой ультраортодоксов по отношению к сионистам, с самого начала своего существования власти Израиля предоставили им право бесплатного образования, снабдив стипендией.

Члены общины харедим на занятиях йогой

Фото: Ronen Zvulun / Reuters

Несмотря на скептический настрой ультраортодоксов по отношению к сионистам, с самого начала своего существования власти Израиля предоставили им право бесплатного образования, снабдив стипендией.

Учатся представители харедим в иешивах и колелях — учебных заведениях, специализирующихся на изучении религиозных текстов, прежде всего Торы и Талмуда.

Изучение священных иудейских текстов в иерусалимской синагоге

Фото: Baz Ratner / Reuters

Учатся представители харедим в иешивах и колелях — учебных заведениях, специализирующихся на изучении религиозных текстов, прежде всего Торы и Талмуда.

Поначалу иешивы и колели процветали благодаря щедрым пожертвованиям, передача которых воспринималась донорами как попытка загладить вину за Холокост.

Ультраортодоксальный житель Сафеда во время ритуального омовения

Фото: Nir Elias / Reuters

Поначалу иешивы и колели процветали благодаря щедрым пожертвованиям, передача которых воспринималась донорами как попытка загладить вину за Холокост.

Кроме того, власти Израиля сочли, что через изучение Торы и Талмуда евреи смогут сохранить свою идентичность. Позже, однако, денег стало хватать не всем, так что харедим пришлось искать финансирования в политике.

Член общины харедим во время выборов в Кнессет под Тель-Авивом

Фото: Oded Balilty / AP

Кроме того, власти Израиля сочли, что через изучение Торы и Талмуда евреи смогут сохранить свою идентичность. Позже, однако, денег стало хватать не всем, так что харедим пришлось искать финансирования в политике.

Образование в иешивах и колелях в основном получают только мужчины, целью жизни которых считается изучение священных текстов.

Харедим во время жатвы на пшеничном поле на Западном берегу реки Иордан

Фото: Baz Ratner / Reuters

Образование в иешивах и колелях в основном получают только мужчины, целью жизни которых считается изучение священных текстов.

Обучение начинается в детском возрасте и занимает не один десяток лет, во время которых студенты освобождаются от службы в армии.

Участник предстоящего праздника в Иерусалиме, посвященного окончанию цикла изучения Талмуда, который длился семь с половиной лет

Фото: Menahem Kahana / AFP

Обучение начинается в детском возрасте и занимает не один десяток лет, во время которых студенты освобождаются от службы в армии.

Учитывая, что призывной возраст в Израиле ограничен 29 годами, после окончания последней ступени образования многие мужчины могут уже не служить. У некоторых образование занимает всю жизнь.

Ультраортодоксы в мемориальном музее «Яд Вашем», посвященном жертвам Холокоста

Фото: Amir Cohen / Reuters

Учитывая, что призывной возраст в Израиле ограничен 29 годами, после окончания последней ступени образования многие мужчины могут уже не служить. У некоторых образование занимает всю жизнь.

Главным предназначением женщин у харедим считается замужество и забота о детях и муже. В семьях ультраортодоксов обычна ситуация, когда вполне зрелый мужчина занимается учебой, в то время как деньги в дом приносит его жена.

Ультраортодоксальная еврейка на могиле Шимона Бар Иохая под Иерусалимом

Фото: Menahem Kahana / AFP

Главным предназначением женщин у харедим считается замужество и забота о детях и муже. В семьях ультраортодоксов обычна ситуация, когда вполне зрелый мужчина занимается учебой, в то время как деньги в дом приносит его жена.

Браки среди харедим совершаются только по предварительной договоренности. Любые самостоятельные контакты между юношами и девушками до свадьбы не приветствуются.

Свадьба ультраортодоксов под Иерусалимом

Фото: Oded Balilty / AP

Браки среди харедим совершаются только по предварительной договоренности. Любые самостоятельные контакты между юношами и девушками до свадьбы не приветствуются.

Начиная с младшего возраста, мальчики и девочки ходят в отдельные учебные заведения. На мероприятиях мужчин и женщин стараются рассаживать отдельно.

Ультраортодоксальный еврей со своими детьми

Фото: Ammar Awad / Reuters

Начиная с младшего возраста, мальчики и девочки ходят в отдельные учебные заведения. На мероприятиях мужчин и женщин стараются рассаживать отдельно.

Ультраортодоксов, в особенности мужчин, довольно легко узнать по одежде. Ашкеназы, как правило, носят черный костюм со средней длины или длинным пиджаком (лапсердаком), белую рубашку и черную шляпу, которую по праздникам заменяют меховым убором — штраймлом.

Капарот — ритуал избавления от грехов через их передачу петухам и курам, которых крутят над головой

Фото: David Buimovitch / AFP

Ультраортодоксов, в особенности мужчин, довольно легко узнать по одежде. Ашкеназы, как правило, носят черный костюм со средней длины или длинным пиджаком (лапсердаком), белую рубашку и черную шляпу, которую по праздникам заменяют меховым убором — штраймлом.

Под головным убором — обязательно кипа (ермолка), однако ее носят далеко не только харедим. Впрочем, такой наряд характерен и для хасидов в целом, не все представители которых относят себя к ультраортодоксам.

Хасиды на праздновании Пурима в Сафеде

Фото: Menahem Kahana / AFP

Под головным убором — обязательно кипа (ермолка), однако ее носят далеко не только харедим. Впрочем, такой наряд характерен и для хасидов в целом, не все представители которых относят себя к ультраортодоксам.

Костюм, схожий с ашкеназским, переняли и многие сефарды с мизрахами. Впрочем, иногда восточные евреи носят одежду, больше напоминающую арабское облачение. Главный же принцип костюма харедим — ни в коем случае не походить на гоев.

Члены общины харедим празднуют Пурим в Иерусалиме

Фото: Menahem Kahana / AFP

Костюм, схожий с ашкеназским, переняли и многие сефарды с мизрахами. Впрочем, иногда восточные евреи носят одежду, больше напоминающую арабское облачение. Главный же принцип костюма харедим — ни в коем случае не походить на гоев.

Что касается пейсов, которые считаются одной из самых известных примет ультраортодоксов, то их носят далеко не все харедим.

Ультраортодоксальные евреи на мужском пляже под Тель-Авивом

Фото: Menahem Kahana / AFP

Что касается пейсов, которые считаются одной из самых известных примет ультраортодоксов, то их носят далеко не все харедим.

Самая большая община харедим проживает в Израиле, где численность ультраортодоксов составляет 700-800 тысяч человек. Чуть меньше — 500 тысяч человек — живет в США. В целом еврейское население Израиля и США оценивается в 6 и 6,5 миллиона человек соответственно.

Ультраортодоксальный еврей в Ашкелоне

Фото: Amir Cohen / Reuters

Самая большая община харедим проживает в Израиле, где численность ультраортодоксов составляет 700-800 тысяч человек. Чуть меньше — 500 тысяч человек — живет в США. В целом еврейское население Израиля и США оценивается в 6 и 6,5 миллиона человек соответственно.

Будучи гражданами различных стран, харедим считают себя членами единой, наднациональной общины. В связи с этим в среде ультраортодоксов часто заключаются международные браки.

Хасиды отмечают еврейский новый год у могилы рабби Нахмана из Брацлава в Умани, Украина

Фото: Константин Черничкин / Reuters

Будучи гражданами различных стран, харедим считают себя членами единой, наднациональной общины. В связи с этим в среде ультраортодоксов часто заключаются международные браки.

В Израиле к харедим сложилось скорее негативное отношение. Во-первых, больше половины членов общины нигде не работают и получают государственные пособия.

Участник акции протеста харедим в Иерусалиме

Фото: Baz Ratner / Reuters

В Израиле к харедим сложилось скорее негативное отношение. Во-первых, больше половины членов общины нигде не работают и получают государственные пособия.

Во-вторых, большинство харедим не служат в армии, что раздражает многих умеренных евреев, для которых служба является обязательным долгом.

Член общины харедим на армейских учениях

Фото: Reuters

Во-вторых, большинство харедим не служат в армии, что раздражает многих умеренных евреев, для которых служба является обязательным долгом.

Однако несмотря на стремление харедим не иметь ничего общего с окружающим их миром, число работающих и даже служащих в армии ультраортодоксов с каждым годом становится все больше.

Член общины харедим на армейских учениях

Фото: Abir Sultan / AP

Однако несмотря на стремление харедим не иметь ничего общего с окружающим их миром, число работающих и даже служащих в армии ультраортодоксов с каждым годом становится все больше.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше