Во второй части цикла фотогалерей, посвященных сырьевым экономикам мира (первую часть о Норвегии можно посмотреть здесь ), «Лента.ру» обратилась к Бразилии, самой большой экономике Латинской Америки. Основу ее экспорта составляют металлы, но только продажей горно-металлургической продукции Бразилия далеко не ограничивается.
Фотогалерея опубликована в рамках сотрудничества с агентством Noor.
Фото: Francesco Zizola / Noor
За последние 30 лет Бразилия перешла из категории вечно проблемных латиноамериканских гигантов в число мировых экономических лидеров. Сейчас она занимает седьмое место по ВВП и демонстрирует неплохие темпы роста в сравнении с соседями по таблице. Во многом страна добилась успехов благодаря развитию и модернизации своего сырьевого сектора, но не только.
Фото: Stanley Greene / Noor
Бразилия богата многими видами полезных ископаемых. Ключевыми из них являются нефть и металлические руды: железа, алюминия, никеля и меди. Полезные ископаемые составили в 2012 году более 35 процентов от общего экспорта, оценивающегося в 256 миллиардов долларов.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Долгое время считалось, что Бразилия относительно бедна нефтью. До конца 2000-х годов внутренняя добыча не покрывала потребностей страны, не говоря уж об экспорте. Государственная нефтяная компания Petrobras добывала нефть на небольших месторождениях, расположенных в разных частях страны.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Все изменилось после того, как были обнаружены гигантские месторождения в бассейнах Кампус и Сантус в нескольких сотнях километров от побережья штатов Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу соответственно. Их общие запасы оцениваются в 13 миллиардов баррелей и регулярно увеличиваются по мере новых открытий. Главным из месторождений обоих бассейнов считается Тупи, открытое в 2006 году и переименованное позднее в Лула в честь бывшего президента страны Луиса Инасиу Лулы да Силвы. 22 апреля 2009 года на месторождении была запущена первая тестовая коммерческая скважина, а 1 мая того же года оно было торжественно открыто. Сейчас оно производит около 100 тысяч баррелей в день, но ожидается, что в будущем эта цифра существенно вырастет. Общая стоимость разработки месторождения оценивается в 50-100 миллиардов долларов.
Фото: Юрий Козырев / Noor
В то время как нефть является сравнительно новым (в крупных масштабах) источником энергии для Бразилии, гидроэнергетика находилась в большом почете последние полвека. Могучие бразильские реки всегда рассматривались как объекты для строительства крупных ГЭС.
Фото: Юрий Козырев / Noor
Бразилия является (совместно с Парагваем) хозяйкой крупнейшей в мире ГЭС Итаипу, расположенной на реке Парана. Дамба начала строиться еще в 1971 году, а впервые дала ток в 1984-м. Сейчас она обеспечивает четверть потребности Бразилии в электроэнергии. Ее мощность меньше, чем ГЭС «Три ущелья» на Янцзы в Китае, но энергии она вырабатывает на 10 процентов больше.
Фото: Юрий Козырев / Noor
Бразильцы продолжают постепенно наращивать свои электроэнергетические мощности. Сейчас в процессе строительства находится ГЭС Белу-Монти на притоке Амазонки Шингу и еще двух близлежащих реках. Ее мощность будет несколько ниже, чем у Итаипу, но все равно она войдет в тройку самых больших гидроэлектростанций мира. Максимальная высота дамб этого комплекса составит 90 метров.
Фото: Юрий Козырев / Noor
Стремление Бразилии насыщать свой энергетический голод входит в конфликт с желаниями индейских племен, живущих на той части территории страны, где строятся циклопические объекты. Строительство ГЭС Белу-Монти не обошлось без эксцессов. К примеру, в октябре 2012 года на территорию, где ведется строительство, ворвались около 80 племенных воинов, которые изгнали со стройки рабочих и захватили объект. Они протестовали против того, что в результате затопления территорий своего места жительства лишатся 20 тысяч человек. Правительство страны возмущение индейцев по большей части игнорирует.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Бразилию нельзя считать только сырьевой страной. Хотя полезные ископаемые и составляют важную часть ее богатств, экономика этого государства во многом растет за счет промышленного производства, базирующегося в нескольких крупных городах. Экономическая столица страны располагается в 20-миллионном мегаполисе Сан-Паулу.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Бразилия активно развивает сразу несколько направлений индустрии высокой переработки. Благодаря успехам компании Embraer Бразилия входит в очень короткий список развивающихся стран, располагающих собственной гражданской авиацией. Стремительно растет и судостроение, которому оказывает прямую поддержку расширение нефтедобычи на шельфе.
Фото: Francesco Zizola / Noor
На верфи Maua в пригороде Рио-де-Жанейро Нитерое производятся нефтяные танкеры, основная задача которых — доставлять нефть с месторождений компании Petrobras в Атлантике как в порты страны, так и за рубеж.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Автомобилестроение в стране развивается с 1950-х годов. В последние годы оно стало одним из ключевых секторов экономики. В 2012 году в Бразилии было произведено 3,3 миллиона машин — примерно в полтора раза больше, чем в России. По этому показателю Бразилия идет на втором месте в обеих Америках после США и на 7-м месте в мире. Производство в стране ведут такие корпорации, как Fiat, Volkswagen, Ford и Nissan. Но на рынке работают и местные сравнительно небольшие компании вроде Troller и Marcopolo. Бразилия является одним из мировых лидеров по производству автомобилей с гибким выбором топлива, они составляют почти одну пятую от всего ее автопарка.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Правительство поощряет развитие и высокотехнологических отраслей. Бразильская «Кремниевая долина» в городе Кампинас в штате Сан-Паулу специализируется на производстве микроэлектроники, телекоммуникационной продукции, а также на выпуске программного обеспечения. В долине работают IBM, Samsung, 3M, Dell, Huawei и множество других.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
Бразилия является одной из наиболее богатых лесными ресурсами стран мира благодаря амазонской сельве. Эффективность использования этих ресурсов зачастую оставляет желать лучшего, поскольку значительная часть леса, к примеру, пережигается на древесный уголь.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
Индустрия производства древесного угля не только приводит к уничтожению лесов, но и загрязняет воздух продуктами сжигания угля. Кроме того, дополнительное выделение углекислого газа, как считают некоторые ученые, провоцирует ускорение глобального потепления.
Фото: Юрий Козырев / Noor
Экологические проблемы были в числе приоритетов в предвыборной программе президента страны Дилмы Руссефф. Однако пока больших успехов на этом направлении не достигнуто. Между тем уничтожение сельвы может стать причиной экологической катастрофы даже не континентального, а глобального масштаба.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Последние годы в Бразилии проходят под знаком подготовки к нескольким крупнейшим спортивным мероприятиям, включая Чемпионат мира по футболу 2014 года и Олимпиаду в Рио-де-Жанейро в 2016-м. Правительство объявило о масштабной программе строительства стадионов и прилагающейся инфраструктуры. Тем не менее некоторые объекты могут быть не сданы в срок, а само строительство вызвало масштабную коррупцию.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Бешеная популярность футбола в стране не помешала летом 2013 года десяткам тысяч бразильцев выйти на акции протеста против подготовки страны к ЧМ. Большинство протестующих не возражали против самого факта проведения чемпионата, но были возмущены злоупотреблениями и беспрецедентным воровством при его организации.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Тем не менее футбол в Бразилии остается не только любимой игрой, но и важной частью экономики. Тысячи бразильцев профессионально играют за рубежом, а деньги, которые за них получают местные команды, являются неотъемлемой частью экспорта. Впрочем, в последнее время бразильские футбольные клубы значительно разбогатели, а некоторые из них, такие как действующий обладатель Межконтинентального кубка «Коринтианс» из Сан-Паулу, по своим финансовым возможностям стали сопоставимы с европейскими гигантами.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
Бразилия с давних пор считалась аграрной страной, и это не изменилось даже с широким развитием добывающей и перерабатывающей промышленности. Кофе, сахар и мясо являются основными статьями сельскохозяйственного экспорта.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
По количеству голов крупного рогатого скота Бразилия располагается на первом месте в мире, немного обгоняя Индию, а по числу свиней — на третьем месте. Страна является основным поставщиком мяса на мировой рынок.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
Круглогодичное лето позволяет бразильским фермерам не строить отапливаемых коровников, а пасти скот на пастбищах постоянно. В глубинке страны животноводство до сих пор является полукочевым. Теплый климат и избыток земли обеспечивают устойчивое положение сельскому хозяйству страны среди конкурентов.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
Среди прочих сельскохозяйственных богатств Бразилии стоит отметить в первую очередь сахарный тростник. Он используется не только для получения сахара, но и для выработки этилового спирта, активно использующегося в стране в качестве топлива. Бразилия — одна из немногих стран, где производство этанола как горючего вещества экономически оправданно.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Несмотря на долгое преобладание в экономике сельскохозяйственного производства, Бразилия была и остается страной городов. В крупнейших мегаполисах страны проживает почти треть ее населения. Все это накладывает большую нагрузку на инфраструктуру, которая по-хорошему начала обновляться лишь в сравнительно недавние времена.
Фото: Kadir van Lohuizen / Noor
Попытки властей искоренить нищету пока имеют лишь ограниченный успех. Пользующиеся дурной славой фавелы Рио продолжают оставаться криминальными центрами, как и 40 лет назад. Действия полиции в фавелах иногда напоминают полноценные войсковые операции. В некоторых из них вводится прямое правление полицейских или военных.
Фото: Francesco Zizola / Noor
В то же время экономические успехи позволили существенно вырасти в размерах национальному среднему классу. Его потребление, в свою очередь, становится залогом дальнейшего роста ВВП страны. Доля среднего класса в общей численности населения составляет почти половину населения страны (около 95 миллионов человек). 98 процентов бразильцев являются обладателями телевизоров, 96 процентов — холодильников. Около 30 миллионов по-прежнему остаются за чертой бедности.
Фото: Jon Lowenstein / Noor
Рост количества бразильцев со средним достатком привел к строительному буму в стране, который стал дополнительным локомотивом роста экономики. Как жилищное, так и коммерческое строительство стабильно растут в объемах на несколько процентов в год.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Разница между фавелами и обычными районами в Бразилии постепенно стирается. Многие фавелы становятся «облагороженными» и превращаются в районы проживания низшей страты среднего класса. Напротив, выходцы из бедных районов, находя работу, пополняют ряды жителей более престижных кварталов.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Эти процессы особенно заметны в центральных городах — Рио и Сан-Паулу. В последнее время, однако, наиболее быстрыми темпами развивается экваториальный север страны, ранее считавшийся бедным аграрным регионом. Теперь самые отсталые провинции расположены в глубине континента.
Фото: Francesco Zizola / Noor
Бразилия остается одним из мировых центров туризма благодаря своему благодатному климату и уникальным атлантическим пляжам. Развитию этой отрасли мешает относительная удаленность страны от традиционных государств-«поставщиков» туристов, а также высокий уровень преступности. Тем не менее туристический бизнес также исправно вносит свой вклад в экономический рост.