Шведский концерн Saab, прославившийся своей конкуренцией с Volvo, а также тем, что на машинах этой марки в романах Джона Гарднера (не Яна Флемминга) ездил сам Джеймс Бонд, в последние несколько лет висел на волоске: автомобили не производились, а компания пребывала в состоянии банкротства. Но до катастрофы не дошло: в 2012 году консорциум японских, китайских и шведских инвесторов согласился выкупить Saab. Уже к сентябрю 2013 года на заводе в Швеции было налажено штучное производство автомобилей, а к декабрю — запущена серийная работа. В связи с этим событием «Лента.ру» решила вспомнить самые известные автомобили Saab — как успешные, так и те, которые компании совсем не удались.
Фото: The Saab Museum
Изначально компания SAAB, или Svenska Aeroplan AB (аббревиатура AB указывает на форму собственности; что-то вроде российского ОАО), занималась исключительно самолетами. Она была основана в 1937 году, а первый серийный автомобиль компании, Saab-92, запустили в производство в декабре 1949 года. Новинка пришлась шведам по вкусу — до середины 50-х было продано 20 тысяч таких авто. Для сравнения, Volvo к тому времени уже начал экспорт своих машин в США.
Фото: The Saab Museum
Почти одновременно с серийными автомобилями Saab начал производить уникальные машины для автоспорта. На Saab Monster был установлен рекорд скорости конца 1950-х годов в 196 километров в час, но официально его не зарегистрировали из-за отсутствия независимых инспекторов.
Фото: The Saab Museum
Еще один эксперимент Saab. Само название Sonett не имеет ничего общего со стихотворной формой, а появилось от шведской фразы Så nätt den är («Как он изящен»).
Фото: The Saab Museum
В Saab 95 вмещалось аж семь человек. Автомобиль был создан на базе седана Saab 93. Его начали производить в 1959 году, а последний 95-й сошел с конвейера в 1978-м.
Масштабное переосмысление Sonett I от начала 60-х годов. Машина развивала скорость в 100 километров в час за 12,5 секунды, а максимальная скорость равнялась скромным по нынешним временам 150 километрам в час.
Фото: The Saab Museum
Еще одна вариация на ту же тему, но уже из 1970-х. На автомобиль установили двигатель Ford V4 и даже запустили его в массовую розничную продажу. Успеху Sonett III помешал нефтяной кризис 1973 года — автомобиль был снят с производства в 1974-м, общие продажи не дотянули и до девяти тысяч штук.
Фото: The Saab Museum
99 — первая полностью новая модель Saab для массового рынка после девяносто второй и один из символов как компании, так и всей Швеции 60-х годов, наиболее процветающего времени в современной истории страны. Помимо прочего, в 99-й модели появились элементы дизайна, которые в будущем ассоциировались исключительно с Saab. Один из самых известных таких элементов — «хоккейная клюшка» — особое закругление задних окон.
Фото: The Saab Museum
В 1969 году Saab объединился с компанией Scania, после чего партнеры совместно провели несколько серьезных переделок 99-й модели. Благодаря поставкам на рынок новых автомобилей Saab к 1976 году выпустил миллионный автомобиль.
Фото: saabsunited.com
Один из вариантов 99-й модели, производство которого началось через пару лет после запуска конвейера с базовой комплектацией.
Фото: Saab
Saab 90 входит в рейтинг самых неудачных шведских автомобилей. Saab вынуждена была почти сразу после выпуска этой машины ограничить ее распространение Северной Европой.
Фото: Saab
В итоге было продано лишь чуть более 25 тысяч Saab 90, а производство, начатое в 1984 году, свернули уже в 1987-м.
Фото: Saab
В 1978-м году Saab подружился с Fiat, договорившись о совместной разработке платформы для автомобилей. Одним из детищ партнерства стала машина Lancia Delta GT, она же Saab-Lancia 600.
Фото: Phil LaCombe / Flickr
Saab 900 — самая продаваемая машина концерна за всю его историю. Ее производили с 1978 по 1998 год (включая обновленную версию, выпущенную в 1994-м). Без учета машин новой версии, произведенных в 1994-1998 годах, всего было продано 900 тысяч Saab 900 — седанов, хэтчбеков и даже кабриолетов.
Фото: GM
Эксперименты шведов с концепт-карами не прекращались на протяжении всей истории компании. EV-1 Concept прославился тем, что поучаствовал в съемках фильма «Назад в будущее-2».
Фото: GM
Максимальная скорость концепта составляла 270 километров в час, а до скорости в сто километров в час машина разгонялась за 6,9 секунды.
Фото: Phil LaCombe / Flickr
Saab 9000 считается одной из лучших шведских машин. Она была разработана в связке с Fiat/Lancia — возможно, итальянского в ней едва ли не больше, чем шведского.
Фото: Saab
Модель 9-3 — новейшая история Saab. Компания начала производить эти автомобили в 1998 году; платформа машины в начале 2000-х была позаимствована у GM, которая в то время активно скупала акции Saab. Именно 9-3 (в пресс-релизе не указывается, универсалы или седаны) начали делать на заводе в Швеции после возобновления производства.
Фото: Saab
Первое поколение 9-5 появилось в 1997 году как замена Saab 9000. На снимке фигурирует автомобиль второго поколения, представленный на Франкфуртском автосалоне в 2009 году.
Фото: GM
Saab никогда не выпускал внедорожники, но новые собственники из GM заставили. Этот автомобиль был целиком и полностью произведен в США.
Фото: saabsunited.com
Даже в сложное для себя время в середине и конце 2000-х годов Saab продолжал выставлять на автосалонах концепт-кары. AeroX — разработка 2006 года; автомобиль разгоняется до 100 километров в час за 3,9 секунды, а его максимальная скорость составляет 420 километров в час.
Фото: Staffan Vilcans / Flickr
Phoenix был представлен на автосалоне в Женеве в 2011 году. Автомобиль создан все на той же платформе 9-3.