Век российского кино в лицах Главные герои отечественного кинематографа

10 фото

95 лет тому назад, 27 августа 1918 года, Совнарком РСФСР принял декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. Частные кинотеатры перестали существовать, вся фото- и киноиндустрия перешла в управление Народного комиссариата просвещения. В 1980 этот день стал официальным праздником «День советского кино» (с 1988 — просто «День кино»).

За это время отечественное кино пережило свои взлеты и падения. Будучи «важнейшим из искусств» на заре советского государства, к его закату индустрия кино пришла в упадок. За годы, прошедшие с развала СССР, отечественные фильмы были практически вытеснены с больших экранов западной кинопродукцией.

Во все времена кино было зеркалом эпохи, отражало происходящие в обществе процессы, думы и чаяния людей. Неспокойные времена сразу после революции, отразились в буйной чувственности фильма «Барышня и хулиган» Владимира Маяковского. Мюзиклы с Любовью Орловой начала-середины 30-х показывают относительную стабильность ненадолго наступившего мира. «Трактористы», снятые в конце десятилетия — ожидание и готовность к большой войне, которая стала лейтмотивом всего кинематографа 40-х. Тогда популярны были исторические фильмы и фронтовые истории. В 50-е годы в кино возвращается мирный быт, но бронепоезд все еще стоит на запасном пути. В 1960-е внимание кинематографа перебирается из деревни в город, героями становятся физики и лирики. Если в 60-х интеллигенты в авангарде страны запускали спутники и расщепляли атом, то в 70-х работа уступает место личным проблемам от бытового экзистенциализма до пьянства.

Эпоха застоя отметилась в киноистории обилием музыкальных комедий, исподтишка ставивших проклятые вопросы. А в 90-х рухнувшее государство наполнилось криминальным беспределом, который вскоре практически полностью занял киноэкраны. До недавнего времени кино в России снимали только про бандитов.

Сегодня кинематограф снова пытаются вернуть под государственный контроль. Министерство культуры РФ высказало мнение, что доля отечественных фильмов в российском прокате должна составлять не менее 50 процентов. Законодатели вместе с кинематографистами пытаются создать положительный образ страны и ее героев для популяризации с помощью кинематографа.

«Лента.ру» предполагает, что кино, как самое массовое из искусств, отражает свою эпоху. К Дню российского кино редакция выбрала типичных киногероев в каждом десятилетии с 1918 по наше время.

Сценарий фильма основан на рассказе итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», однако действие перенесено в дореволюционную Россию. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетание анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной и самоотверженной любовью к учительнице. Чувственность немого кино вкупе с чувственностью самого поэта и в наши дни делает фильм интересным не только с исторической точки зрения.
Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган» (1918). Репродукция Фотохроники ТАСС.

Двадцатые: Владимир Маяковский, «Барышня и хулиган»

Фото: репродукция Фотохроники ИТАР-ТАСС (1979)

Сценарий фильма основан на рассказе итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», однако действие перенесено в дореволюционную Россию. Маяковский сделал акцент на противоречиях в характере героя: сочетание анархо-индивидуалистического бунтарства с трогательной и самоотверженной любовью к учительнице. Чувственность немого кино вкупе с чувственностью самого поэта и в наши дни делает фильм интересным не только с исторической точки зрения. Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган» (1918). Репродукция Фотохроники ТАСС.

Цирковая актриса бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная факты ее личной жизни, хозяин шапито шантажирует и эксплуатирует ее. Приехав с оригинальным аттракционом в СССР, она находит здесь друзей и решает остаться навсегда. 
В 1936 году режиссер Григорий Александров снял комедию «Цирк» по пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева. 
В главной роли —  икона и эротический символ довоенного кинематографа, любимица  рабочих и крестьян, личная подруга товарища Сталина, актриса и певица, вечно молодая Любовь Орлова.

Тридцатые: Любовь Орлова, «Цирк»

Кадр из фильма «Цирк» (1936)

Цирковая актриса бежит из США с маленьким чернокожим сыном. Зная факты ее личной жизни, хозяин шапито шантажирует и эксплуатирует ее. Приехав с оригинальным аттракционом в СССР, она находит здесь друзей и решает остаться навсегда. В 1936 году режиссер Григорий Александров снял комедию «Цирк» по пьесе Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева. В главной роли — икона и эротический символ довоенного кинематографа, любимица рабочих и крестьян, личная подруга товарища Сталина, актриса и певица, вечно молодая Любовь Орлова.

После успеха  фильма «Богатая невеста» Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично Сталина. Режиссер немедленно начинает работу над следующей картиной, главным героем которой станет воин-танкист. Благодаря фильму «Трактористы» (1939) актер Николай Крючков становится лицом  военного кинематографа.

Сороковые: Николай Крючков, «Трактористы»

Кадр из фильма «Трактористы» (1939)

После успеха фильма «Богатая невеста» Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично Сталина. Режиссер немедленно начинает работу над следующей картиной, главным героем которой станет воин-танкист. Благодаря фильму «Трактористы» (1939) актер Николай Крючков становится лицом военного кинематографа.

Послевоенная жизнь, еще не порвавшая связи с недавним прошлым.
Герой эпохи — деревенский балагур и ловчила Максим Перепелица. Пытаясь избежать трудностей солдатского быта, он и в армии пытается схитрить. Однако настоящий характер заставляет парня переосмыслить происходящее. На побывку в родное село, где его дожидается любимая, Максим приезжает в звании младшего сержанта.
Кадр из фильма «Максим Перепелица» (1955). Киностудия «Ленфильм». Режиссер Анатолий Граник. В главной роли Леонид Быков.

Пятидесятые: Леонид Быков, «Максим Перепелица»

Кадр: Киностудия «Ленфильм» / РИА Новости

Послевоенная жизнь, еще не порвавшая связи с недавним прошлым. Герой эпохи — деревенский балагур и ловчила Максим Перепелица. Пытаясь избежать трудностей солдатского быта, он и в армии пытается схитрить. Однако настоящий характер заставляет парня переосмыслить происходящее. На побывку в родное село, где его дожидается любимая, Максим приезжает в звании младшего сержанта. Кадр из фильма «Максим Перепелица» (1955). Киностудия «Ленфильм». Режиссер Анатолий Граник. В главной роли Леонид Быков.

«Девять дней одного года» —  психологическая драма 1962 года режиссера Михаила Ромма. Фильм посвящен работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. В главных ролях великие актеры, символы хрущевской оттепели Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский.

Шестидесятые: Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский, «Девять дней одного года»

Кадр из фильма «Девять дней одного года» (1962)

«Девять дней одного года» — психологическая драма 1962 года режиссера Михаила Ромма. Фильм посвящен работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. В главных ролях великие актеры, символы хрущевской оттепели Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский.

Инженер Зилов — типичный интеллигент «эпохи застоя», переживающий душевный кризис — экзистенциальный вакуум. Из-за ощущения безысходности он много пьет, заводит романы с женщинами, ведет себя как циник и нигилист.
«Отпуск в сентябре» (1979) Виталия Мельникова — двухсерийный художественный телефильм по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Роль инженера Зилова считается одной из лучших в творческой биографии рано ушедшего Олега Даля. Фильм после съемок был «положен на полку».

Семидесятые: Олег Даль, «Отпуск в сентябре»

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре» (1979)

Инженер Зилов — типичный интеллигент «эпохи застоя», переживающий душевный кризис — экзистенциальный вакуум. Из-за ощущения безысходности он много пьет, заводит романы с женщинами, ведет себя как циник и нигилист. «Отпуск в сентябре» (1979) Виталия Мельникова — двухсерийный художественный телефильм по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Роль инженера Зилова считается одной из лучших в творческой биографии рано ушедшего Олега Даля. Фильм после съемок был «положен на полку».

«Тот самый Мюнхгаузен» — телевизионный фильм, премьера которого состоялась 1 января 1980 года на Центральном телевидении СССР. Сценарий Григория Горина. Одна из наиболее важных работ в творчестве Марка Захарова.
Олег Янковский, только что снявшийся в роли Волшебника в фильме «Обыкновенное чудо», по мнению режиссера, вполне подходил на роль Мюнхгаузена, но пришлось долго убеждать худсовет киностудии. По сценарию образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же на момент съемок исполнилось всего 35 лет.

Восьмидесятые: Олег Янковский, «Тот самый Мюнхгаузен»

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

«Тот самый Мюнхгаузен» — телевизионный фильм, премьера которого состоялась 1 января 1980 года на Центральном телевидении СССР. Сценарий Григория Горина. Одна из наиболее важных работ в творчестве Марка Захарова. Олег Янковский, только что снявшийся в роли Волшебника в фильме «Обыкновенное чудо», по мнению режиссера, вполне подходил на роль Мюнхгаузена, но пришлось долго убеждать худсовет киностудии. По сценарию образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же на момент съемок исполнилось всего 35 лет.

«Зверь» — новый герой эпохи, гордость спецназа, прошедший войну в Афганистане. Получил срок, спасая друга. Лагерная шпана против него, на воле  ждут наемные убийцы. Он совершает побег, чтобы рассчитаться с врагами, а главное — спасти беззащитную золотоволосую красавицу.
Режиссер Александр Муратов снял «По прозвищу зверь» в 1990 году.  
Актеру Дмитрию Певцову предстоит годами избавляться от прилипшего прозвища.

Девяностые: Дмитрий Певцов, «По прозвищу Зверь»

Кадр из фильма «По прозвищу Зверь» (1990)

«Зверь» — новый герой эпохи, гордость спецназа, прошедший войну в Афганистане. Получил срок, спасая друга. Лагерная шпана против него, на воле ждут наемные убийцы. Он совершает побег, чтобы рассчитаться с врагами, а главное — спасти беззащитную золотоволосую красавицу. Режиссер Александр Муратов снял «По прозвищу зверь» в 1990 году. Актеру Дмитрию Певцову предстоит годами избавляться от прилипшего прозвища.

«Вот скажи мне, американец, в чем сила?». 
Классика постсоветского кинематографа, криминальный шедевр одного из самых значительных режиссеров нового тысячелетия. Вряд ли в стране есть зрители, которые бы не смотрели культовую «братскую» дилогию Алексея Балабанова. 
«Брат 2» был снят в 2000 году и стал манифестом нового русского кино.  Исполнитель главной роли Сергей Бодров-мл. погиб при сходе ледника в 2002 году. Алексей Балабанов умер в мае 2013.

Нулевые: Сергей Бодров-мл., «Брат 2»

Кадр из фильма «Брат 2» (2000)

«Вот скажи мне, американец, в чем сила?». Классика постсоветского кинематографа, криминальный шедевр одного из самых значительных режиссеров нового тысячелетия. Вряд ли в стране есть зрители, которые бы не смотрели культовую «братскую» дилогию Алексея Балабанова. «Брат 2» был снят в 2000 году и стал манифестом нового русского кино. Исполнитель главной роли Сергей Бодров-мл. погиб при сходе ледника в 2002 году. Алексей Балабанов умер в мае 2013.

Биолог Виктор Служкин в исполнении Константина Хабенского — воскресший Зилов из «Утиной охоты». 
30 лет прошло, сменился общественный строй, а в жизни рефлексирующего русского интеллигента мало что изменилось. Герой-учитель пьянствует, ругается с начальством, пытается дружить с учениками, попутно соблазняет десятиклассницу, любит маленькую дочку, которая живет с матерью... 
«Географ глобус пропил» — знаковый фильм 2013 года режиссера Александра Велединского, снятый по одноименному роману Алексея Иванова. 
Константин Хабенский —  в топе самых известных звезд российского кино 2000-х.

Десятые: Константин Хабенский, «Географ глобус пропил»

Кадр из фильма «Географ глобус пропил» (2013)

Биолог Виктор Служкин в исполнении Константина Хабенского — воскресший Зилов из «Утиной охоты». 30 лет прошло, сменился общественный строй, а в жизни рефлексирующего русского интеллигента мало что изменилось. Герой-учитель пьянствует, ругается с начальством, пытается дружить с учениками, попутно соблазняет десятиклассницу, любит маленькую дочку, которая живет с матерью... «Географ глобус пропил» — знаковый фильм 2013 года режиссера Александра Велединского, снятый по одноименному роману Алексея Иванова. Константин Хабенский — в топе самых известных звезд российского кино 2000-х.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше