Аймара — одна из индейских народностей, проживающих в Боливии. Еще совсем недавно, в конце ХХ века, женщины-аймара (или, попросту, чолиты) могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, им было запрещено посещать рестораны, пользоваться такси и даже появляться в некоторых районах высокогорных городов, где они жили. С приходом к власти президента Эво Моралеса — также представителя народности аймара — чолиты почувствовали, что судьба в их руках, и незамедлительно приступили к реализации своих самых смелых надежд, осваивая профессии телеведущих, адвокатов, журналистов. Появились первые конкурсы красоты «Мисс чолита», а в 2014 году в Ла-Пасе возникла первая в истории Боливии и пока единственная в своем роде школа для индианок, мечтающих стать моделями.
Фото: Мария Плотникова
Юных индианок учат элегантно ходить по подиуму и позировать для фотосъемки. Они слушают курсы по истории моды и современным фэшн-тенденциям. Но также они учатся правильно подбирать элементы для традиционного сложносочиненного костюма чолиты, начиная со знаменитой шляпы-котелка и заканчивая миниатюрными туфельками.
Фото: Мария Плотникова
Само слово «чола» до недавнего времени было уничижительным обращением к женщинам-аймара и метискам, работающим в сферах низкооплачиваемого сервиса в высокогорных боливийских городах. Со временем слово приобрело иное значение, и в наше время чолиты (уменьшительно-ласкательное от «чола») — это женщины-индианки, занимающие в боливийском обществе довольно высокое социальное положение, но предпочитающие носить традиционную одежду.
Фото: Мария Плотникова
До XVII столетия чолиты носили лишь традиционную индейскую одежду, однако испанские завоеватели, уничтожая память об инкской цивилизации, заставили их сменить платье. Нынешние юбки и цветная шаль — типичный образ испанской селянки, настолько приглянувшийся чолитам, что они не отказались от этого костюма и после обретения Боливией независимости.
Фото: Мария Плотникова
Обязательные элементы костюма чолиты — шляпа-котелок, серьги, шерстяная шаль с брошью, блузка, многослойная юбка и туфли. Стоимость наряда нередко составляет несколько тысяч долларов.
Фото: Мария Плотникова
Шляпа-котелок — отдельная история. В 1920 году один предприимчивый торговец привез в Боливию партию итальянских мужских котелков борсалино. Мужчинам они не приглянулись. Тогда, чтобы продать товар, бизнесмен с помощью католических священников внушил индейцам, что котелки приносят плодородие. Реклама возымела действие — на женщин. Стоимость шляпки может доходить до 500 долларов. К ним относятся с особой нежностью и очень берегут.
Фото: Мария Плотникова
Чолиты особенно усердно тренируют повороты на подиуме. Нужно приложить немало усилий, чтобы многослойные юбки с шалью красиво развевались во время поворота на 180 градусов.
Фото: Мария Плотникова
Верхняя юбка (польера) всегда сшита из гладкой ткани, а вот где может разгуляться фантазия чолиты, так это в дизайне рюшей и узоров шелковых нижних юбок.
Фото: Мария Плотникова
Кружевные юбки считаются нижним бельем чолиты. Они шьются из шелка и являются самым дорогим предметом одежды в костюме.
Фото: Мария Плотникова
Чолиты считают, что украшений много не бывает. Золото и серебро — в особом почете. Боливия, возможно, единственная страна Южной Америки, где воровство считается особо тяжким преступлением, поэтому чолиты спокойно разгуливают по улицам города, не опасаясь за свои драгоценные броши и серьги.
Фото: Мария Плотникова
Основательница школы — Росарио Агилар, аймара по национальности, адвокат и бывший политик. Для Росарио сохранение традиционного, уникального образа чолиты и вплетение его в стремительно развивающуюся боливийскую культуру является приоритетной задачей. Росарио намеренно отстраняется от западных эталонов женской красоты, западной манеры поведения моделей на подиуме. Она как никто другой понимает, что именно сейчас боливийские женщины могут потерять свою идентичность, и старается не допустить этого.
Фото: Мария Плотникова
Занятия в школе проходят раз в неделю и продолжаются три-четыре часа.
Фото: Мария Плотникова
Занятия проводят в помещениях старейшего отеля города Ла-Паса — «Торино».
Фото: Мария Плотникова
Росарио Агилар в своих интервью отмечает, что, несмотря на незначительную эволюцию, традиционная боливийская мода не зависит от времен года и не подвержена влиянию западных модных тенденций.
Фото: Мария Плотникова
Тем не менее именно Росарио вернула в повседневную жизнь современной чолиты миниатюрную дамскую сумочку, в которую прекрасно умещаются мобильный телефон и неизменный кулек с листьями коки.
Фото: Мария Плотникова
Чолиты нередко выезжают из Ла-Паса в другие города для участия в традиционных индейских праздниках.
Фото: Мария Плотникова
Спустя полгода с начала занятий ученицы получают диплом, позволяющий им работать профессиональными моделями.
Фото: Мария Плотникова
В 2013 году чолиты была включены в список культурного наследия Боливии.
Фото: Мария Плотникова
Чолиты готовы покорить подиум.