В начале XX века почтовые открытки выпускались значительными тиражами и в огромном разнообразии. Использовались они по своему прямому назначению — в качестве открытых писем, как сувениры, а также собирались в коллекции. Открытки стоили недорого и были очень популярны среди самых широких масс населения европейских стран. С началом Первой мировой войны враждующие стороны развернули тотальную пропаганду, которая никак не могла обойти столь значительный агитационный ресурс. «Лента.ру» сравнила изделия военной пропаганды России, Германии и Австро-Венгрии и нашла в них много общего.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Удачный пример российской пропаганды (слева): союзники по Антанте — Россия, Британия и Франция представлены в виде трех прекрасных дев — Веры, Надежды и Любови. При этом Россия (в центре) олицетворяет оплот духовности, Франция — чувственность, а Британия, как и положено великой морской державе, опирается на якорь надежды. В свою очередь, германские солдат и матрос охраняют Древо мира (слева).
Изображение: из архива Петра Каменченко
Сказочные сюжеты о богатырях и чудовищах применительно к современной войне удачно работали на идею героической мифологии, исторической преемственности и избранности. Былинный богатырь «с железом в руках и крестом в сердце» постоит в Великой войне за Святую Русь (слева). Германец и австриец бьют гидру о восьми головах штыком и прикладом. По шапочкам на змеиных головах легко опознать не только представителей Антанты, но и Италию, Японию, Сербию и т.д.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Показать нерушимое единство народа, армии и власти — важнейшая задача любой пропаганды. В России и Германии к ее решению подошли по-разному. Русский царь Николай II изображается как родной отец солдатам (слева). Германский император Вильгельм II, скорее, символ могущества рейха, чем живой человек.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Национальной пропаганде всегда важно показать, что в своей борьбе страна не одинока, и у нее есть сильные и надежные союзники. В число союзников России на открытке 1914 года включен и Бог (слева). На немецкой открытке 1915 года (справа) монархи Германии, Австро-Венгрии и Турции сердечно приветствуют вступившего в войну болгарского царя Фердинанда I.
Изображение: из архива Петра Каменченко
И снова русский царь Николай II больше похож на рядового Сухова, чем на грозного самодержца. А рядом типичный патриотический пафос немецкой военной пропаганды 1914 года.
Изображение: из архива Петра Каменченко
«Красотки внемлят чуть дыша...» проявлениям солдатских чувств по обе стороны фронта абсолютно одинаково.
Изображение: из архива Петра Каменченко
И матроса будут трогательно ждать в родном порту — что в России, что в Германии...
С самого начала Первой мировой войны российская пропаганда старалась превратить ее во Вторую Отечественную. На открытке 1914 года ясно просматривается классическая триада: «За Веру, Царя и Отечество!» Мать благословляет сына на войну, на стене портрет царя, вверху призыв: «За Родину», внизу четверостишие самого народного из русских поэтов — Некрасова.
Изображение: из архива Петра Каменченко
По-разному решали вопрос участия в войне и женщины воюющих сторон...
Изображение: из архива Петра Каменченко
Уходя на фронт, солдат (матрос) должен знать, что дома его ждет верная и любимая подруга, за которую он, собственно, и идет воевать. Еще одна общая тема.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Военная форма — постоянный предмет восхищения и зависти в Германии! Три немецкие открытки 1914 года показывают отношение к солдату модных дам, милых девушек в ресторане (на заднем плане грустящий штатский обыватель), жены и детей.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Дети — обязательный элемент пропаганды! Наши дети (слева) теплее одеты, зато австрийские — лучше вооружены и более дисциплинированы. У обоих отрядов очень похожие командиры.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Русские и австрийские дети и их собачки охотно помогут раненым.
Изображение: из архива Петра Каменченко
И снова дети в военной форме. Российская пропаганда умиляется человечностью, немецкая — единством.
Изображение: из архива Петра Каменченко
На деревянном корыте, в котором плывет карапуз (справа), надпись: U9. 22 сентября 1914 года германская подводная лодка U9 под командованием Отто Веддигена менее чем за два часа отправила на дно три английских броненосных крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси». Погибло около полутора тысяч британских моряков. На бескозырке малыша надпись Gneisenau. Германский броненосец «Гнейзенау» был потоплен во время Фольклендского боя, при этом погибло 598 членов его команды.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Традиционным средством пропаганды была карикатура. Открытки с карикатурами на противников охотно выпускались всеми воюющими странами. Российская открытка иронизирует над союзником Германии и Австро-Венгрии — Османской империей: Россия турок била постоянно и приличными воинами их не считала. В свою очередь и германский солдат сам легко расправляется с многочисленными противниками.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Изображение: из архива Петра Каменченко
На немецкой открытке (справа) забавно выглядит японец с кривым ножичком, норовящий ударить германца в спину. Явный намек на захват Японией порта Циндао в ноябре 1914 года
Изображение: из архива Петра Каменченко
И на этой открытке японец готов ткнуть германца ножом в спину...
Изображение: из архива Петра Каменченко
На открытке 1914 года (слева) претензии Германии на мировое господство расписаны художником буквально до 1938 года.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Очень по-разному представляла пропаганда сторон и отношение русских женщин к захватчикам. На русской открытке (слева) швабы конвоируются, вооруженными косами бабами. На немецкой, наоборот, благоговейно внимают оккупантам.
Изображение: из архива Петра Каменченко
На русской открытке захватчиков встречают вилами и граблями. На немецкой — молоком.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Отлично сочетались с политической карикатурой незатейливые по форме, но весьма острые стишки.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Популярным русской героем пропаганды стал Васька Берлинский — жалкий трус и мародер (слева). В свою очередь в Германии всячески издевались над колониальными войсками французов.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Фельдмаршал Пауль фон Гинденбург и его начальник штаба Эрих Людендорф ставят мат командованию союзных войск (справа). Среди союзников Верховный Главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич (в белом), маршал Франции Жозеф Жоффр, главнокомандующий Британскими экспедиционными силами генерал Джон Френч. Явный намек на разгром русских войск в Мазурских болотах Восточной Пруссии в августе-сентябре 1914 года.
Изображение: из архива Петра Каменченко
«И девушек наших ведут в кабинет...» Романтические отношения французов (француженок) с коренными жителями колоний стали еще одной мишенью германской пропаганды (справа).
Изображение: из архива Петра Каменченко
А вот так пропаганда представляла публике военные успехи и своих героев.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Война в воздухе была одной из самых популярных тем немецкой пропаганды: германский летчик сбрасывает бомбы на Москву, цеппелин бомбит Лондон, аэроплан бомбит Париж.
Изображение: из архива Петра Каменченко
Германским мародерам и варварам место в аду!
Изображение: из архива Петра Каменченко