Атака с тыла Какой след пятая точка оставила в истории искусства

19 фото

Говорят, что это универсальный интерфейс — через нее можно сделать абсолютно все. Продолжение спины всегда вдохновляло художников: кого-то на эротические шедевры, других на исследование, третьи сделали на ней карьеру, четвертых она привела за решетку. «Лента.ру» собрала произведения с XVI века до наших дней, чтобы разобраться, какой след оставила задница в истории искусства.

Скульптура толстого человека на лестнице, заглядывающего в окно музея, выполнена китайским художником Моу Байяном. Толстяка можно было увидеть в 2012 году в немецком городе Касселе. Тогда 19 китайских художников привезли туда свой проект «Под этим небом все общее».

Моу Байян, из серии «Положение», 2012 год

Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Скульптура толстого человека на лестнице, заглядывающего в окно музея, выполнена китайским художником Моу Байяном. Толстяка можно было увидеть в 2012 году в немецком городе Касселе. Тогда 19 китайских художников привезли туда свой проект «Под этим небом все общее».

Французский живописец Франсуа Буше, любимец мадам де Помпадур и придворный художник Людовика XV, часто писал обнаженную натуру. Этот портрет 15-летней Мари-Луизы О'Мерфи сыграл решающую роль в судьбе девушки. Благодаря ему Мари-Луизу заметил Людовик, и она стала его фавориткой. Правда, всего на два года. Она совершила непростительную ошибку: попыталась сместить с роли официальной фаворитки маркизу де Помпадур, за что была немедленно отослана подальше.

Франсуа Буше, «Портрет Мари-Луизы О'Мерфи» («Обнаженная на кушетке»), 1752 год

Французский живописец Франсуа Буше, любимец мадам де Помпадур и придворный художник Людовика XV, часто писал обнаженную натуру. Этот портрет 15-летней Мари-Луизы О'Мерфи сыграл решающую роль в судьбе девушки. Благодаря ему Мари-Луизу заметил Людовик, и она стала его фавориткой. Правда, всего на два года. Она совершила непростительную ошибку: попыталась сместить с роли официальной фаворитки маркизу де Помпадур, за что была немедленно отослана подальше.

Современный чешский художник Давид Черны прославился своими скандальными скульптурами. В 1991 году он перекрасил советский танк в центре Праги в розовый цвет. Выходка была воспринята как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в 1945 году, и 24-летнего художника арестовали. Позже Черны замочил куклу связанного полуобнаженного Саддама Хусейна в формальдегиде и сделал еще много всего сомнительного. Так что гигантские младенцы, ползающие вверх и вниз по Пражской телевизионной башне в Жижкове, — всего лишь шалость, привлекающая туристов.

Давид Черны, «Младенцы», 2000 год

Фото: Marc H / Flickr

Современный чешский художник Давид Черны прославился своими скандальными скульптурами. В 1991 году он перекрасил советский танк в центре Праги в розовый цвет. Выходка была воспринята как оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии в 1945 году, и 24-летнего художника арестовали. Позже Черны замочил куклу связанного полуобнаженного Саддама Хусейна в формальдегиде и сделал еще много всего сомнительного. Так что гигантские младенцы, ползающие вверх и вниз по Пражской телевизионной башне в Жижкове, — всего лишь шалость, привлекающая туристов.

Половина тела тоже считается скульптурой, даже если это его нижняя часть. Торчащие из стены мужские ноги из воска, покрытые настоящими человеческими волосками и украшенные нотами, — работа современного американского скульптора Роберта Гобера. Многие его произведения напоминают сюрреалистические сны, как полотна Рене Магритта. Любимые темы Гобера: детство, память, потеря, сексуальность.

Роберт Гобер, «Без названия», 1990 год

Фото: Keystone, Georgios Kefalas / AP

Половина тела тоже считается скульптурой, даже если это его нижняя часть. Торчащие из стены мужские ноги из воска, покрытые настоящими человеческими волосками и украшенные нотами, — работа современного американского скульптора Роберта Гобера. Многие его произведения напоминают сюрреалистические сны, как полотна Рене Магритта. Любимые темы Гобера: детство, память, потеря, сексуальность.

Графу Тулуз-Лотреку не везло в любви из-за увечья: в юности он сломал обе шейки бедра, и ноги перестали расти. Он компенсировал этот недостаток харизмой и чувством юмора. Впрочем, много пил и был всегда окружен девушками легкого поведения. Поскольку всю свою сознательную жизнь он провел в монмартрских кабаре, на его картинах часто оказывались местные доступные красавицы. Чаще всего в естественном для себя наряде — обнаженные.

Анри де Тулуз-Лотрек, «Две девушки», 1880-1890 годы

Графу Тулуз-Лотреку не везло в любви из-за увечья: в юности он сломал обе шейки бедра, и ноги перестали расти. Он компенсировал этот недостаток харизмой и чувством юмора. Впрочем, много пил и был всегда окружен девушками легкого поведения. Поскольку всю свою сознательную жизнь он провел в монмартрских кабаре, на его картинах часто оказывались местные доступные красавицы. Чаще всего в естественном для себя наряде — обнаженные.

Китайцы всегда считали свинью священным животным, символом богатства, достатка и плодородия. Молодой китайский скульптор Чен Венлинг доводит до крайности поклонение человека этому символу. Своими работами он хочет показать наши слабости, такие как чревоугодие и коррумпированность власти. И изображает свиней (как и людей) настолько отвратительно, насколько это возможно. Как правило, огромные скульптуры Чен Венлинга выставляются на улицах, чтобы их могли увидеть как можно больше людей.

Чен Венлинг, из серии «Героическая битва», 2009 год

Фото: Bart Heird / Flickr

Китайцы всегда считали свинью священным животным, символом богатства, достатка и плодородия. Молодой китайский скульптор Чен Венлинг доводит до крайности поклонение человека этому символу. Своими работами он хочет показать наши слабости, такие как чревоугодие и коррумпированность власти. И изображает свиней (как и людей) настолько отвратительно, насколько это возможно. Как правило, огромные скульптуры Чен Венлинга выставляются на улицах, чтобы их могли увидеть как можно больше людей.

Альбрехт Дюрер — не только великий живописец, график и мастер ксилографии. Дюрер первым в истории искусства провел глубокое исследование пропорций человеческого тела в зависимости от возраста, пола, расы, веса. «Четыре книги о пропорциях» вышли уже после смерти художника. Все сферы его интересов сошлись в этом трактате: и геометрия, и биология, и искусство. Дюрер пытался объяснить природную гармонию математическими методами.

Альбрехт Дюрер, «Женщина, вид сзади», 1528 год

Альбрехт Дюрер — не только великий живописец, график и мастер ксилографии. Дюрер первым в истории искусства провел глубокое исследование пропорций человеческого тела в зависимости от возраста, пола, расы, веса. «Четыре книги о пропорциях» вышли уже после смерти художника. Все сферы его интересов сошлись в этом трактате: и геометрия, и биология, и искусство. Дюрер пытался объяснить природную гармонию математическими методами.

Нью-йоркская художница Кэрол Фейерман делает крупномасштабные реалистичные скульптуры людей. Чаще всего это фигуры пловцов, которых по фото ни за что не отличить от обыкновенных. Девушки в мокрых купальниках размером с небольшой дом объехали весь мир, бывали даже в Москве и Петербурге. Своих героев Кэрол лепит с друзей, соседей и просто симпатичных ей людей. На создание каждой фигуры уходит около полугода. Эти «Джинсовые шорты» — ранняя скульптура Фейерман. Тогда она еще не приняла решение заниматься пловцами и оттачивала мастерство на разных частях тела.

Кэрол Фейерман, «Джинсовые шорты», 1976 год

Фото: предоставлено Carole A. Feuerman Sculpture Foundation

Нью-йоркская художница Кэрол Фейерман делает крупномасштабные реалистичные скульптуры людей. Чаще всего это фигуры пловцов, которых по фото ни за что не отличить от обыкновенных. Девушки в мокрых купальниках размером с небольшой дом объехали весь мир, бывали даже в Москве и Петербурге. Своих героев Кэрол лепит с друзей, соседей и просто симпатичных ей людей. На создание каждой фигуры уходит около полугода. Эти «Джинсовые шорты» — ранняя скульптура Фейерман. Тогда она еще не приняла решение заниматься пловцами и оттачивала мастерство на разных частях тела.

Последний покровитель Модильяни, польский поэт Леопольд Зборовски (или, как его называли, Збо) и его жена Ханка в 1916-1917 годах заказали художнику 30 полотен в жанре ню. Впоследствии в Париже была открыта выставка этих работ, но продержалась она недолго: в полицейском участке, находившемся напротив галереи, были возмущены видом экспозиции, и закрыли ее всего через несколько часов после открытия.

Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная», 1917 год

Последний покровитель Модильяни, польский поэт Леопольд Зборовски (или, как его называли, Збо) и его жена Ханка в 1916-1917 годах заказали художнику 30 полотен в жанре ню. Впоследствии в Париже была открыта выставка этих работ, но продержалась она недолго: в полицейском участке, находившемся напротив галереи, были возмущены видом экспозиции, и закрыли ее всего через несколько часов после открытия.

Эту работу Матисса называют гимном фовизма — течения в искусстве XX века, отличавшегося выразительностью красок и упрощением форм. Художник представил ее на выставке в Салоне Независимых 20 марта 1906 года. Поскольку в сюжете переплетались мотивы пасторали и вакханалии, реакция академических кругов на произведение была крайне раздражительной. Однако картина все равно была куплена, что далеко не каждый раз случалось с произведениями Матисса в то время.

Анри Матисс, «Радости жизни», 1905-1906 годы

Эту работу Матисса называют гимном фовизма — течения в искусстве XX века, отличавшегося выразительностью красок и упрощением форм. Художник представил ее на выставке в Салоне Независимых 20 марта 1906 года. Поскольку в сюжете переплетались мотивы пасторали и вакханалии, реакция академических кругов на произведение была крайне раздражительной. Однако картина все равно была куплена, что далеко не каждый раз случалось с произведениями Матисса в то время.

«Три грации» Канова находятся в Эрмитаже. Эту скульптурную композицию оценили даже современники автора: в период его позднего творчества каждая его скульптура воспринималась не иначе как шедевр. Грации — это античные богини, олицетворяющие женскую прелесть и очарование. По разным трактовкам грации считают Красотой, Любовью и Удовольствием или тремя аспектами любви. Во времена Кановы фигуры девушек, выполненные скульптором, считались воплощением идеала красоты.

Антонио Канова, «Три грации», 1813-1816 годы

Фото: Christophe Simon / AFP

«Три грации» Канова находятся в Эрмитаже. Эту скульптурную композицию оценили даже современники автора: в период его позднего творчества каждая его скульптура воспринималась не иначе как шедевр. Грации — это античные богини, олицетворяющие женскую прелесть и очарование. По разным трактовкам грации считают Красотой, Любовью и Удовольствием или тремя аспектами любви. Во времена Кановы фигуры девушек, выполненные скульптором, считались воплощением идеала красоты.

Как это часто случается, в наиболее тяжелый период жизни художники пишут свои самые жизнерадостные картины. У Кустодиева в 1909 году появились признаки опухоли спинного мозга. Операции не принесли облегчения, и последние 15 лет жизни ему приходится писать лежа. «Купание», «Русская Венера», «Купчиха за чаем» — произведения того сложного периода его жизни, насыщенные буйством красок и плоти в творчестве.

Борис Кустодиев, «Купание», 1921 год

Как это часто случается, в наиболее тяжелый период жизни художники пишут свои самые жизнерадостные картины. У Кустодиева в 1909 году появились признаки опухоли спинного мозга. Операции не принесли облегчения, и последние 15 лет жизни ему приходится писать лежа. «Купание», «Русская Венера», «Купчиха за чаем» — произведения того сложного периода его жизни, насыщенные буйством красок и плоти в творчестве.

Одной из основных проблем Ван Гога в начале творческого пути, как это ни удивительно, было неумение изобразить человеческую фигуру. Однако вечерние занятия в частной школе в Антверпене, где он рисовал обнаженных моделей, не прошли даром. Всего год упражнений — и Ван Гог отправляется в Париж, где проводит самый плодотворный период своего творчества.

Винсент Ван Гог, «Обнаженная лежащая женщина, вид сзади», 1887 год

Одной из основных проблем Ван Гога в начале творческого пути, как это ни удивительно, было неумение изобразить человеческую фигуру. Однако вечерние занятия в частной школе в Антверпене, где он рисовал обнаженных моделей, не прошли даром. Всего год упражнений — и Ван Гог отправляется в Париж, где проводит самый плодотворный период своего творчества.

Согласно легенде, царь Лидии Кандавл был со странностями: попросил своего телохранителя Гигеса подсмотреть за своей женой. Благодаря этому теперь есть психическое заболевание кандаулезизм. Это форма эксгибиционизма, при которой мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим своей обнаженной партнерши. Фламандский художник Якоб Йорданс, ставший самым популярным художником Антверпена после смерти Рубенса в 1640 году, взволновал этим полотном воображение многих своих последователей и простых зрителей.

Якоб Йорданс, «Кандавл, царь Лидии, показывающий свою жену Гигесу», 1646 год

Согласно легенде, царь Лидии Кандавл был со странностями: попросил своего телохранителя Гигеса подсмотреть за своей женой. Благодаря этому теперь есть психическое заболевание кандаулезизм. Это форма эксгибиционизма, при которой мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим своей обнаженной партнерши. Фламандский художник Якоб Йорданс, ставший самым популярным художником Антверпена после смерти Рубенса в 1640 году, взволновал этим полотном воображение многих своих последователей и простых зрителей.

Именно за такие картины «пострадала репутация» австрийского художника Эгона Шиле. В 17 лет Шиле становится учеником и последователем Густава Климта. Одна из моделей и возлюбленных Климта — 16-летняя Валери Нойзель — близко подружилась с молодым Шиле и также начала ему позировать. В результате 22-летний Шиле был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетней, а найденные при обыске десятки откровенных рисунков только усугубили ситуацию и были объявлены порнографическими. Теперь они стоят миллионы долларов.

Эгон Шиле, «Обнаженная на коленях, вид сзади», 1915 год

Именно за такие картины «пострадала репутация» австрийского художника Эгона Шиле. В 17 лет Шиле становится учеником и последователем Густава Климта. Одна из моделей и возлюбленных Климта — 16-летняя Валери Нойзель — близко подружилась с молодым Шиле и также начала ему позировать. В результате 22-летний Шиле был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетней, а найденные при обыске десятки откровенных рисунков только усугубили ситуацию и были объявлены порнографическими. Теперь они стоят миллионы долларов.

Гоген, считавший цивилизацию болезнью, написал сразу 80 полотен во время своего первого визита на Таити, длившегося около года в 1891-1892 годах. После он ненадолго вернется во Францию, чтобы потом в 50 с лишним лет уехать в Океанию и взять в жены молодую таитянку. Там он написал свои лучшие работы, там и умер в 54 года.

Поль Гоген, «Таитянки на берегу», 1892 год

Гоген, считавший цивилизацию болезнью, написал сразу 80 полотен во время своего первого визита на Таити, длившегося около года в 1891-1892 годах. После он ненадолго вернется во Францию, чтобы потом в 50 с лишним лет уехать в Океанию и взять в жены молодую таитянку. Там он написал свои лучшие работы, там и умер в 54 года.

Гюстав Курбе известен другой своей эротической работой — «Происхождение мира», но он ее напишет через пять лет после «Женщины в белых чулках». Курбе считается одним из основателей реализма в живописи: «Я твердо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей. Это совершенно физический язык», — объяснял автор свою позицию, из-за которой нажил немало врагов в художественной среде.

Гюстав Курбе, «Женщина в белых чулках», 1861 год

Гюстав Курбе известен другой своей эротической работой — «Происхождение мира», но он ее напишет через пять лет после «Женщины в белых чулках». Курбе считается одним из основателей реализма в живописи: «Я твердо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей. Это совершенно физический язык», — объяснял автор свою позицию, из-за которой нажил немало врагов в художественной среде.

Сквозным мотивом у Климта всегда были обнаженные женщины. Даже когда его спрашивали, почему он не пишет автопортреты, он отвечал: «Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины». Его натурщицами часто были девушки легкого поведения, и, разумеется, они соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях, подстегивая вдохновение автора.

Густав Климт, «Обнаженная девушка лежащая на животе», 1910 год

Сквозным мотивом у Климта всегда были обнаженные женщины. Даже когда его спрашивали, почему он не пишет автопортреты, он отвечал: «Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины». Его натурщицами часто были девушки легкого поведения, и, разумеется, они соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях, подстегивая вдохновение автора.

Британская художница Салли Хьюитт работает с вышивкой. На пяльцах у нее не цветы и птицы, а части тела в том виде, в каком их можно встретить у большинства людей — в далеком от идеала. Целлюлит и прыщи на пятой точке кажутся Хьюитт такими же привлекательными, как и волосы на женской груди или растяжки на животе.

Салли Хьюитт, «Сестры под кожей», 2013 год

Фото: sallyhewett.co.uk

Британская художница Салли Хьюитт работает с вышивкой. На пяльцах у нее не цветы и птицы, а части тела в том виде, в каком их можно встретить у большинства людей — в далеком от идеала. Целлюлит и прыщи на пятой точке кажутся Хьюитт такими же привлекательными, как и волосы на женской груди или растяжки на животе.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше