Кровь, война и скорость Российские лауреаты об истории создания лучших фотографий World Press Photo 2015

20 фото

Через неделю на Artplay стартует фестиваль современной фотографии 31 Days Fotofest, на котором покажут двести работ, участвовавших в международном конкурсе фоторепортеров World Press Photo 2015. Среди лауреатов нынешнего конкурса два россиянина. Фотографы Сергей Пономарев и Сергей Ильницкий стали победителями сразу в трех номинациях. Ильницкий взял две премии — первое место в номинации «Новости», а второе, неожиданное для фотографа, — в категории «Спорт». Самый маститый российский фотокор Сергей Пономарев удостоился третьего места в категории «Новости» за репортаж из-под бомбежек в Газе. «Лента.ру» публикует эти снимки и рассказывает о том, как они создавались.

Сергей Пономарев — самый титулованный российский фотограф. Он удостаивался международных наград за серию снимков захвата школы в Беслане, фоторепортаж о нелегальных шахтах в Киргизии, у него несколько Гран-при авторитетных мировых конкурсов за другие работы. Он почти 10 лет работал фотокором Associated Press. Сейчас Пономарев сотрудничает с The New York Times и еще двумя журналами. Серию «Конфликт в секторе Газа», отмеченную на World Press Photo, он снял летом прошлого года, во время израильской операции «Нерушимая скала» по уничтожению боевиков «Хамаса» в регионе. Война длилась семь недель, три из которых фотограф провел на линии огня.

Братья Эль Ага оплакивают отца, убитого во время обстрела города Хан-Юнис, в южной части сектора Газа.

Фото: Сергей Пономарев

Сергей Пономарев — самый титулованный российский фотограф. Он удостаивался международных наград за серию снимков захвата школы в Беслане, фоторепортаж о нелегальных шахтах в Киргизии, у него несколько Гран-при авторитетных мировых конкурсов за другие работы. Он почти 10 лет работал фотокором Associated Press. Сейчас Пономарев сотрудничает с The New York Times и еще двумя журналами. Серию «Конфликт в секторе Газа», отмеченную на World Press Photo, он снял летом прошлого года, во время израильской операции «Нерушимая скала» по уничтожению боевиков «Хамаса» в регионе. Война длилась семь недель, три из которых фотограф провел на линии огня.

Во время операции освещавшие боевые действия журналисты и фотографы жили в основном в трех защищенных отелях сектора Газа. Пономарев вместе с несколькими фрилансерами уехал в самую дальнюю провинцию на границе с Египтом. Репортеры базировались в этом доме (на фото). В один из дней в здание попали четыре ракеты. На снимке запечатлен момент атаки четвертой ракетой.

Ракета бьет в здание жилого дома в городке Рафа, на границе с Египтом.

Фото: Сергей Пономарев

Во время операции освещавшие боевые действия журналисты и фотографы жили в основном в трех защищенных отелях сектора Газа. Пономарев вместе с несколькими фрилансерами уехал в самую дальнюю провинцию на границе с Египтом. Репортеры базировались в этом доме (на фото). В один из дней в здание попали четыре ракеты. На снимке запечатлен момент атаки четвертой ракетой.

В 2015 году фотограф отправился на Донбасс. По его словам, война в секторе Газа была несоизмеримо жестче разрушительных боев на юге Украины. Война в Газе — самый кровавый из всех вооруженных конфликтов, которые он освещал, признается фотограф. Ему даже приходилось прибегать к помощи психологов для того, чтобы избавиться от тяжелых воспоминаний.

Палестинцы бегут от боев в своем районе.

Фото: Сергей Пономарев

В 2015 году фотограф отправился на Донбасс. По его словам, война в секторе Газа была несоизмеримо жестче разрушительных боев на юге Украины. Война в Газе — самый кровавый из всех вооруженных конфликтов, которые он освещал, признается фотограф. Ему даже приходилось прибегать к помощи психологов для того, чтобы избавиться от тяжелых воспоминаний.

Каждый день войны в Газе погибало около 100 человек. Медицинские источники утверждали, что за время «Нерушимой скалы»  были ранены более 10 тысяч человек. Рядом с домом в Рафе, где жил Пономарев, был маленький госпиталь, куда круглосуточно привозили убитых и раненых.

В операционной.

Фото: Сергей Пономарев

Каждый день войны в Газе погибало около 100 человек. Медицинские источники утверждали, что за время «Нерушимой скалы» были ранены более 10 тысяч человек. Рядом с домом в Рафе, где жил Пономарев, был маленький госпиталь, куда круглосуточно привозили убитых и раненых.

Всего за семь недель наступления на сектор Газа, по официальным данным, погибли больше 2100 человек. Около 70 процентов из них были гражданскими лицами.

Люди скорбят по семье Нигим, убитой во время утреннего авиаудара в Джабалии.

Фото: Сергей Пономарев

Всего за семь недель наступления на сектор Газа, по официальным данным, погибли больше 2100 человек. Около 70 процентов из них были гражданскими лицами.

С израильской стороны погибло шесть гражданских и 67 солдат. Amnesty International раскритиковала «в высшей степени несоразмерные» действия Израиля, но в нарушениях международного права обвинила обе стороны.

Мечеть, уничтоженная в результате двух авиаударов 2 августа 2014 года.

Фото: Сергей Пономарев

С израильской стороны погибло шесть гражданских и 67 солдат. Amnesty International раскритиковала «в высшей степени несоразмерные» действия Израиля, но в нарушениях международного права обвинила обе стороны.

ООН обеспечивала спасающихся от войны людей продовольствием, водой, одеялами, матрасами и другими необходимыми для жизни вещами. По данным The New York Times, для которой снимал Пономарев, вынужденных переселенцев, укрытых в школах тем летом, было в пять раз больше, чем во время масштабных боевых действий в этом регионе в 2009 году.

Во время конфликта школа использовалась как убежище.

Фото: Сергей Пономарев

ООН обеспечивала спасающихся от войны людей продовольствием, водой, одеялами, матрасами и другими необходимыми для жизни вещами. По данным The New York Times, для которой снимал Пономарев, вынужденных переселенцев, укрытых в школах тем летом, было в пять раз больше, чем во время масштабных боевых действий в этом регионе в 2009 году.

В отличие от любительских снимков с войны, кадры  профессиональных фотографов не такие шокирующие, поскольку впоследствии многие из них продаются для изданий, у которых есть возрастные ограничения, объяснял Пономарев.

Раненый ребенок получает медицинскую помощь в больнице Аль-Шифа.

Фото: Сергей Пономарев

В отличие от любительских снимков с войны, кадры профессиональных фотографов не такие шокирующие, поскольку впоследствии многие из них продаются для изданий, у которых есть возрастные ограничения, объяснял Пономарев.

Сейчас фотограф работает на Донбассе. По его словам, туда он приехал за собственные деньги и не прикреплен к The New York Times. Отснятый материал он предлагает различным изданиям. О том, что он стал обладателем самой авторитетной в мире фотопремии, Пономарев узнал в Донбассе, сидя на кладбище в окружении безымянных крестов.

На лестнице многоквартирного дома во время похорон молодого палестинца

Фото: Сергей Пономарев

Сейчас фотограф работает на Донбассе. По его словам, туда он приехал за собственные деньги и не прикреплен к The New York Times. Отснятый материал он предлагает различным изданиям. О том, что он стал обладателем самой авторитетной в мире фотопремии, Пономарев узнал в Донбассе, сидя на кладбище в окружении безымянных крестов.

Автор фото, получившего первое место в категории «Главные новости», рассказал «Ленте.ру» о том, как был сделан этот снимок: «Место, куда упала мина, я увидел из окна гостиницы, где жил. Это был район с частными домами в центре города. Возле одного дома стояла скорая, и врачи обвязывали раны истекающему кровью пожилому мужчине. Он плакал и вскрикивал: «Вера! Вера!» — это имя его жены, которую увезли в больницу чуть раньше с серьезным ранением в живот. Рядом стоял его сын, он тоже плакал, я сделал несколько снимков там, потом он взял меня под руку и повел в дом, он хотел показать место взрыва мины. Это был небольшой домик из белого кирпича с крохотным огородом. Мина попала в сарай и осколками посекло весь дом, и внутри дома все было изрешечено осколками мины. Я зашел на кухню, в которой на полу была большая лужа крови, осколки стекла и разорванные помидоры. Пахло пылью и помидорами. Я родился в Донбассе, в Мариуполе, это 90 километров от Донецка. Так что эта земля — моя Родина. И внешний вид кухни — и стол обтянутый клеенкой, металлическая посуда, сточенные ножи, старая жестяная банка из под кофе — перенес меня в детство в дом моих грендперенс. Там все было точно так же. Но только все было цело и мирно. А здесь трагедия, разрушение и смерть».

Донецк. Кухонный стол после артобстрела.

Фото: Сергей Ильницкий

Автор фото, получившего первое место в категории «Главные новости», рассказал «Ленте.ру» о том, как был сделан этот снимок: «Место, куда упала мина, я увидел из окна гостиницы, где жил. Это был район с частными домами в центре города. Возле одного дома стояла скорая, и врачи обвязывали раны истекающему кровью пожилому мужчине. Он плакал и вскрикивал: «Вера! Вера!» — это имя его жены, которую увезли в больницу чуть раньше с серьезным ранением в живот. Рядом стоял его сын, он тоже плакал, я сделал несколько снимков там, потом он взял меня под руку и повел в дом, он хотел показать место взрыва мины. Это был небольшой домик из белого кирпича с крохотным огородом. Мина попала в сарай и осколками посекло весь дом, и внутри дома все было изрешечено осколками мины. Я зашел на кухню, в которой на полу была большая лужа крови, осколки стекла и разорванные помидоры. Пахло пылью и помидорами. Я родился в Донбассе, в Мариуполе, это 90 километров от Донецка. Так что эта земля — моя Родина. И внешний вид кухни — и стол обтянутый клеенкой, металлическая посуда, сточенные ножи, старая жестяная банка из под кофе — перенес меня в детство в дом моих грендперенс. Там все было точно так же. Но только все было цело и мирно. А здесь трагедия, разрушение и смерть».

Сергей Ильницкий родился в Мариуполе и с детства знал, что хочет стать фотографом. Он уехал в Москву в надежде поступить в МГУ, но в результате попал в кемеровский Институт культуры, где изучал фотоискусство. Учебу он совмещал с побочными заработками. В надежде найти работу по специальности он собрал подборку собственных снимков и двинулся по редакциям кемеровских изданий. Ему предложили сотрудничество все издания, но он остановился на газете «Кузнецкий край».

Серия «Покоряя скорость» с Кубка мира по прыжкам с трамплина в Нижнем Тагиле. Второе место в категории «Спорт». На фото — немецкий спортсмен Маринус Краус.

Фото: Сергей Ильницкий

Сергей Ильницкий родился в Мариуполе и с детства знал, что хочет стать фотографом. Он уехал в Москву в надежде поступить в МГУ, но в результате попал в кемеровский Институт культуры, где изучал фотоискусство. Учебу он совмещал с побочными заработками. В надежде найти работу по специальности он собрал подборку собственных снимков и двинулся по редакциям кемеровских изданий. Ему предложили сотрудничество все издания, но он остановился на газете «Кузнецкий край».

В начале нулевых Ильницкого пригласили в Европейское пресс-фотоагентство ЕПА. Он работал в зонах военных конфликтов, в частности, освещал операцию НАТО в Афганистане, политические акции, снимал жизнь людей в провинции, делал репортажи из Чернобыля.

«Покоряя скорость»

Фото: Сергей Ильницкий

В начале нулевых Ильницкого пригласили в Европейское пресс-фотоагентство ЕПА. Он работал в зонах военных конфликтов, в частности, освещал операцию НАТО в Афганистане, политические акции, снимал жизнь людей в провинции, делал репортажи из Чернобыля.

Несколько раз Ильницкий завоевывал главный приз фотографов России и СНГ — «Пресс-фото России». Впервые его наградили за репортаж «Перевернутое детство» из сибирской колонии для несовершеннолетних. Второй раз жюри конкурса признало лучшей его серию «Золотые рога Алтая» о заводчиках оленей, которые добывают из их рогов препарат для аптек пантокрин.

Юрий Тепеш из Словении. Первое соревнование. 13 декабря.

Фото: Сергей Ильницкий

Несколько раз Ильницкий завоевывал главный приз фотографов России и СНГ — «Пресс-фото России». Впервые его наградили за репортаж «Перевернутое детство» из сибирской колонии для несовершеннолетних. Второй раз жюри конкурса признало лучшей его серию «Золотые рога Алтая» о заводчиках оленей, которые добывают из их рогов препарат для аптек пантокрин.

Несколько раз подавал свои фотоработы на соискание премии World Press Photo, но до 2013 года — безрезультатно.

«Покоряя скорость»

Фото: Сергей Ильницкий

Несколько раз подавал свои фотоработы на соискание премии World Press Photo, но до 2013 года — безрезультатно.

2013 году фотографу улыбнулась удача: второй приз WPP в номинации «Спорт» за серию снимков «Золотое касание» о соревнованиях по фехтованию на Олимпиаде в Лондоне. Ильницкий был единственным участником конкурса от России.

Норвежец Андерс Фаннемел. Победитель первого соревнования. 13 декабря.

Фото: Сергей Ильницкий

2013 году фотографу улыбнулась удача: второй приз WPP в номинации «Спорт» за серию снимков «Золотое касание» о соревнованиях по фехтованию на Олимпиаде в Лондоне. Ильницкий был единственным участником конкурса от России.

World Press Photo — та вершина, которой Ильницкий хотел достичь, признавался фотограф. Победа в категории «Спорт» стала для него неожиданностью, поскольку он не считает себя спортивным фотографом. Однако и вторая награда на WPP досталась Ильницкому за спортивную фотосерию — «Покоряя скорость», с Кубка мира по прыжкам с трамплина под Нижним Тагилом. Соревнования проходили ночью.

«Покоряя скорость»

Фото: Сергей Ильницкий

World Press Photo — та вершина, которой Ильницкий хотел достичь, признавался фотограф. Победа в категории «Спорт» стала для него неожиданностью, поскольку он не считает себя спортивным фотографом. Однако и вторая награда на WPP досталась Ильницкому за спортивную фотосерию — «Покоряя скорость», с Кубка мира по прыжкам с трамплина под Нижним Тагилом. Соревнования проходили ночью.

Аэродинамика крайне важна в этом виде спорта, отмечает фотограф. Даже костюм из похожего на фольгу материала строго регламентируются правилами.

«Покоряя скорость»

Фото: Сергей Ильницкий

Аэродинамика крайне важна в этом виде спорта, отмечает фотограф. Даже костюм из похожего на фольгу материала строго регламентируются правилами.

«Покоряя скорость»

Фото: Сергей Ильницкий

Любимый фотограф Ильницкого — американец Роберт Франк, объехавший всю страну и выпустивший бестселлер The Americans, книгу с фотографиями обитателей американской глубинки. Также Ильницкий считает своим гуру советского фотографа Игоря Гаврилова.

Матьяж Пунгертар из Словении. Победитель второго соревнования. 14 декабря.

Фото: Сергей Ильницкий

Любимый фотограф Ильницкого — американец Роберт Франк, объехавший всю страну и выпустивший бестселлер The Americans, книгу с фотографиями обитателей американской глубинки. Также Ильницкий считает своим гуру советского фотографа Игоря Гаврилова.

«Любая фотография ценна мыслью, — считает Ильницкий. — Нужно понять, для чего ты делаешь снимки и что хочешь показать миру. Проще говоря, думайте, когда делаете фото».

«Покоряя скорость»

Фото: Сергей Ильницкий

«Любая фотография ценна мыслью, — считает Ильницкий. — Нужно понять, для чего ты делаешь снимки и что хочешь показать миру. Проще говоря, думайте, когда делаете фото».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше