Россия, 2017 год Как снимался фильм Алексея Германа «Под электрическими облаками»

15 фото

27 мая в Москве прошла премьера новой картины Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» — призера Берлинского фестиваля и одной из самых громких отечественных кинопремьер года. Герман создал в фильме убедительную — и тревожную — панораму России ближайшего будущего (действие происходит в 2017 году): недостроенные небоскребы, артефакты ушедшей эпохи, предчувствие глобальной войны. Ведущий художник-постановщик и ведущий художник по костюмам картины Елена Окопная рассказала «Ленте.ру», как снимался «Под электрическими облаками» и как создавалось уникальное визуальное решение фильма.

Москва 2017 года в фильме Германа предстает вечно заснеженным, продуваемым всеми ветрами пространством, над которым откуда-то из-за горизонта нависают футуристические небоскребы. Пространством, в котором отчаянно не хватает воздуха, правды, свободы.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Москва 2017 года в фильме Германа предстает вечно заснеженным, продуваемым всеми ветрами пространством, над которым откуда-то из-за горизонта нависают футуристические небоскребы. Пространством, в котором отчаянно не хватает воздуха, правды, свободы.

Елена Окопная: «Фильм показывает Россию ближайшего будущего, но наше будущее невозможно без настоящего, а настоящее — без прошлого. Поэтому я добивалась симбиоза элементов разных эпох, совмещенных в одном кадре, и через это совмещение пыталась передать тот временной срез, о котором идет речь в картине».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «Фильм показывает Россию ближайшего будущего, но наше будущее невозможно без настоящего, а настоящее — без прошлого. Поэтому я добивалась симбиоза элементов разных эпох, совмещенных в одном кадре, и через это совмещение пыталась передать тот временной срез, о котором идет речь в картине».

Важный элемент визуального решения «Под электрическими облаками» — артефакты советской эпохи, разрушенные памятники, избавленные от прежних смыслов и служащие немыми свидетелями очередного трудного времени в российской истории.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Важный элемент визуального решения «Под электрическими облаками» — артефакты советской эпохи, разрушенные памятники, избавленные от прежних смыслов и служащие немыми свидетелями очередного трудного времени в российской истории.

Елена Окопная: «Что касается натуры, очень многие говорят, что фильм задает определенную отстраненность от города. Но это еще и внутреннее ощущение — очень часто, находясь в городе, находясь среди людей, мы на самом деле не интегрируем себя в это пространство, стоим на некотором отдалении, проходим по касательной. Поэтому мы пытались показать, как чувствуешь себя, не только когда находишься в толпе — но и вне ее».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «Что касается натуры, очень многие говорят, что фильм задает определенную отстраненность от города. Но это еще и внутреннее ощущение — очень часто, находясь в городе, находясь среди людей, мы на самом деле не интегрируем себя в это пространство, стоим на некотором отдалении, проходим по касательной. Поэтому мы пытались показать, как чувствуешь себя, не только когда находишься в толпе — но и вне ее».

В своем кино Герман критикует глобализацию и общество потребления, заменившее собой культуру. Вот и путь на выставку архитектора пролегает мимо виднеющегося вдали гигантского торгового центра.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

В своем кино Герман критикует глобализацию и общество потребления, заменившее собой культуру. Вот и путь на выставку архитектора пролегает мимо виднеющегося вдали гигантского торгового центра.

Елена Окопная: «Мы не можем отказаться от своего прошлого и жить какой-то отдельной от него жизнью — да и возможно ли это? Рука Ленина в фильме смотрит не в будущее, а в прошлое, а выражает ли она какую-то надежду, уже каждый зритель решит сам для себя».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «Мы не можем отказаться от своего прошлого и жить какой-то отдельной от него жизнью — да и возможно ли это? Рука Ленина в фильме смотрит не в будущее, а в прошлое, а выражает ли она какую-то надежду, уже каждый зритель решит сам для себя».

Ключевой для «Под электрическими облаками» образ — авангардный небоскреб, недостроенный скоропостижно скончавшимся олигархом и идеалистом-архитектором на земле, где до этого находился музей неназванного классика. В сущности, эта высотка — подлинная башня «Федерация», проект Россия, начатый на костях одних, сделанный мечтами и заблуждениями вторых, заброшенный вынужденными теперь жить в его тени третьими. В кадре — мастерская одержимого долгостроем архитектора, которого сыграл бельгийский актер Луи Франк.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Ключевой для «Под электрическими облаками» образ — авангардный небоскреб, недостроенный скоропостижно скончавшимся олигархом и идеалистом-архитектором на земле, где до этого находился музей неназванного классика. В сущности, эта высотка — подлинная башня «Федерация», проект Россия, начатый на костях одних, сделанный мечтами и заблуждениями вторых, заброшенный вынужденными теперь жить в его тени третьими. В кадре — мастерская одержимого долгостроем архитектора, которого сыграл бельгийский актер Луи Франк.

Елена Окопная: «Я считаю, что каждая декорация должна быть сделана в разговоре с пространством, в котором находится. Точно так же, как когда ты одеваешь человека, ты не можешь одеть его в абстрактные вещи, персонаж и костюм должны обязательно быть в диалоге».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «Я считаю, что каждая декорация должна быть сделана в разговоре с пространством, в котором находится. Точно так же, как когда ты одеваешь человека, ты не можешь одеть его в абстрактные вещи, персонаж и костюм должны обязательно быть в диалоге».

«Чего не хватает вашему зданию? Колонн», — говорит один из случайных персонажей фильма. Никакие колонны, впрочем, не в состоянии удержать крышу окончательно свихнувшегося мира, который заклинает в своем фильме Герман.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

«Чего не хватает вашему зданию? Колонн», — говорит один из случайных персонажей фильма. Никакие колонны, впрочем, не в состоянии удержать крышу окончательно свихнувшегося мира, который заклинает в своем фильме Герман.

Елена Окопная: «Создание визуального решения фильма — все равно что написание картины на холсте. Важно задавать глубину кадра, подчеркивать-выделять грани. В этом смысле было интересно работать с какими-то бытовыми вещами, порой даже мусором — потому что именно за счет этого ты создаешь перспективу. Одна арматурина может задать настроение кадру. Это интуитивные вещи, но если анализировать, то создание пространства в кино очень напоминает ту же архитектуру с ее чертежами».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «Создание визуального решения фильма — все равно что написание картины на холсте. Важно задавать глубину кадра, подчеркивать-выделять грани. В этом смысле было интересно работать с какими-то бытовыми вещами, порой даже мусором — потому что именно за счет этого ты создаешь перспективу. Одна арматурина может задать настроение кадру. Это интуитивные вещи, но если анализировать, то создание пространства в кино очень напоминает ту же архитектуру с ее чертежами».

Одна из сцен фильма разворачивается на выставке того самого архитектора, что спроектировал недостроенный небоскреб. Именно здесь герой не выдерживает и дает волю горечи о судьбе высотки, архитектуре и собственном месте в мире.

Елена Окопная: «Это завод "Красное знамя", заброшенное совершенно, полуразрушенное пространство. Его, мне казалось, важно было заполнить ультрасовременными материалами в сочетании где-то с металлом, где-то с деревом. На сцене выставки, например, есть полотно из деревянных досок, специально сделанных для этой картины, длиной около 30 метров и 2-3 метров в ширину. Это полотно вручную расписано, даже дважды, цифрами — и в сочетании с металлом, пластиком, белым кирпичом, скульптурами оно очень подходило этому пространству. Пространству, которое само по себе несло какое-то ощущение свободы. И, например, центральная инсталляция с летящим человеком в него очень хорошо вписалась — по сценарию герой как раз находится во внутреннем диалоге с собой, в поиске самого себя».

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Одна из сцен фильма разворачивается на выставке того самого архитектора, что спроектировал недостроенный небоскреб. Именно здесь герой не выдерживает и дает волю горечи о судьбе высотки, архитектуре и собственном месте в мире. Елена Окопная: «Это завод "Красное знамя", заброшенное совершенно, полуразрушенное пространство. Его, мне казалось, важно было заполнить ультрасовременными материалами в сочетании где-то с металлом, где-то с деревом. На сцене выставки, например, есть полотно из деревянных досок, специально сделанных для этой картины, длиной около 30 метров и 2-3 метров в ширину. Это полотно вручную расписано, даже дважды, цифрами — и в сочетании с металлом, пластиком, белым кирпичом, скульптурами оно очень подходило этому пространству. Пространству, которое само по себе несло какое-то ощущение свободы. И, например, центральная инсталляция с летящим человеком в него очень хорошо вписалась — по сценарию герой как раз находится во внутреннем диалоге с собой, в поиске самого себя».

Еще одно знаковое для фильма помещение — дом покойного олигарха, строившего тот самый небоскреб. В фильме он показан опустевшим памятником устремлениям нового русского дворянства — пространство, наполненное искусством и антиквариатом и вместо ощущения жизни транслирующее память о ней.

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Еще одно знаковое для фильма помещение — дом покойного олигарха, строившего тот самый небоскреб. В фильме он показан опустевшим памятником устремлениям нового русского дворянства — пространство, наполненное искусством и антиквариатом и вместо ощущения жизни транслирующее память о ней.

Елена Окопная: «Для квартиры покойного отца героев мы сначала хотели использовать уже готовое помещение. Но все богатые дома, которые мы посмотрели под Питером, как оказалось, выглядят очень китчево. Для нас это было неправильно, потому что любой китч уводит куда-то в направлении сериалов. Поэтому пришлось выстраивать это место самим — мы использовали помещение после пожара, поэтому все, что вы видите, привнесенное».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «Для квартиры покойного отца героев мы сначала хотели использовать уже готовое помещение. Но все богатые дома, которые мы посмотрели под Питером, как оказалось, выглядят очень китчево. Для нас это было неправильно, потому что любой китч уводит куда-то в направлении сериалов. Поэтому пришлось выстраивать это место самим — мы использовали помещение после пожара, поэтому все, что вы видите, привнесенное».

Елена Окопная: «В этой квартире, опять-таки, сочетаются приметы разных времен, следы жизни разных поколений. С одной стороны, наверняка интерьер квартиры изначально был дизайнерским, с другой стороны, затем у ее хозяина появились дети, которые тоже заполняли квартиру, они много времени проводили за границей — и все это отразилось и на обстановке. Поэтому настроение этого дома, не очень советское, не очень русское, как раз из-за привнесения разнородных деталей интерьера и высекается. Тот же робот придумался в сочетании с античной скульптурой — как часть разговора разных эпох».

Фото со съемочной площадки «Под электрическими облаками» / Олег Савунов

Елена Окопная: «В этой квартире, опять-таки, сочетаются приметы разных времен, следы жизни разных поколений. С одной стороны, наверняка интерьер квартиры изначально был дизайнерским, с другой стороны, затем у ее хозяина появились дети, которые тоже заполняли квартиру, они много времени проводили за границей — и все это отразилось и на обстановке. Поэтому настроение этого дома, не очень советское, не очень русское, как раз из-за привнесения разнородных деталей интерьера и высекается. Тот же робот придумался в сочетании с античной скульптурой — как часть разговора разных эпох».

На постсоветском пространстве, которое драматизирует фильм, лучший заказ, на который может рассчитывать архитектор, — торговый центр (на заднем плане). Или его парковка (на переднем).

Елена Окопная: «Пространство рядом с торговым центром задается во многом его вывеской, гигантскими буквами, которые сами по себе не несут никакого смысла, но в кадре задают ужас всеобщей унификации. Как и рекламные щиты, которые в другой сцене разбивает герой фильма».

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

На постсоветском пространстве, которое драматизирует фильм, лучший заказ, на который может рассчитывать архитектор, — торговый центр (на заднем плане). Или его парковка (на переднем). Елена Окопная: «Пространство рядом с торговым центром задается во многом его вывеской, гигантскими буквами, которые сами по себе не несут никакого смысла, но в кадре задают ужас всеобщей унификации. Как и рекламные щиты, которые в другой сцене разбивает герой фильма».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше