У нее всегда будет Париж Исполняется 100 лет со дня рождения Ингрид Бергман

13 фото

Великая актриса, Ингрид Бергман всегда была независимой, сильной женщиной — легендарный продюсер Дэвид Селзник называл ее самой умной и сознательной из всех артисток, с кем он работал. Возможно, именно поэтому шведке удалось стать не только голливудской звездой, но и иконой итальянского неореализма, а также влюбить в себя несколько культовых мужчин и воспитать четверых детей. Все, что нужно знать об Ингрид Бергман, — в галерее «Ленты.ру».

Родители назвали Ингрид Бергман в честь шведской принцессы Ингрид, ставшей впоследствии королевой Дании. Если и есть женщина, с которой бы ассоциировался ХХ век в Швеции, то это, конечно, Бергман. Актерская карьера началась для сироты (мать умерла, когда ей было два года, а отца она потеряла в 13) с удачного прослушивания в Королевский театр драмы — и это в 17-летнем возрасте. К 21 годам Бергман была уже национальной звездой — благодаря ролям в «Интермеццо» и «Лице женщины». Оба фильма вскоре заслужат американские ремейки — более того, в англоязычной версии «Интермеццо» Ингрид сыграет сама, начав тем самым уже голливудскую карьеру.

Бергман и Швеция

Кадр из фильма «Интермеццо»

Родители назвали Ингрид Бергман в честь шведской принцессы Ингрид, ставшей впоследствии королевой Дании. Если и есть женщина, с которой бы ассоциировался ХХ век в Швеции, то это, конечно, Бергман. Актерская карьера началась для сироты (мать умерла, когда ей было два года, а отца она потеряла в 13) с удачного прослушивания в Королевский театр драмы — и это в 17-летнем возрасте. К 21 годам Бергман была уже национальной звездой — благодаря ролям в «Интермеццо» и «Лице женщины». Оба фильма вскоре заслужат американские ремейки — более того, в англоязычной версии «Интермеццо» Ингрид сыграет сама, начав тем самым уже голливудскую карьеру.

Голливудскую судьбу Бергман определил Дэвид О. Селзник — суперпродюсер эры классического Голливуда, ответственный за «Унесенных ветром», «Ребекку» и «Третьего человека». Селзник, увидевший в молодой шведской звезде возможную наследницу славы Греты Гарбо, поначалу пытался привести Бергман к голливудскому стандарту, но быстро осознал бесплодность этих попыток: актриса отказывалась выправлять неровные зубы и протестовала против густого макияжа. И оказалась права — в Америке ее прославила первая же роль, в том же ремейке «Интермеццо».

Бергман и Селзник

Фото: Everett Collection / East News

Голливудскую судьбу Бергман определил Дэвид О. Селзник — суперпродюсер эры классического Голливуда, ответственный за «Унесенных ветром», «Ребекку» и «Третьего человека». Селзник, увидевший в молодой шведской звезде возможную наследницу славы Греты Гарбо, поначалу пытался привести Бергман к голливудскому стандарту, но быстро осознал бесплодность этих попыток: актриса отказывалась выправлять неровные зубы и протестовала против густого макияжа. И оказалась права — в Америке ее прославила первая же роль, в том же ремейке «Интермеццо».

В 1938-м, еще до переезда в Голливуд, Бергман согласилась сыграть в немецком фильме «Четыре стипендиата» — о чем сожалела до конца жизни: актриса недооценила нацистский режим, сочтя его недолговечным и не представляющим опасности миру. Возможно, поэтому Бергман всегда недолюбливала свой самый известный шедевр — снятый в 1942-м нуар «Касабланка», который она считала недостаточно антифашистским. Что бы по поводу фильма ни думала его звезда, Ильза Лунд и ее несчастный роман с героем Хамфри Богарта навсегда вошли в историю кино. Как и обращенная к Ильзе фраза отпускающего ее навсегда возлюбленного: «У нас всегда будет Париж».

Бергман и нацизм

Кадр из фильма «Касабланка»

В 1938-м, еще до переезда в Голливуд, Бергман согласилась сыграть в немецком фильме «Четыре стипендиата» — о чем сожалела до конца жизни: актриса недооценила нацистский режим, сочтя его недолговечным и не представляющим опасности миру. Возможно, поэтому Бергман всегда недолюбливала свой самый известный шедевр — снятый в 1942-м нуар «Касабланка», который она считала недостаточно антифашистским. Что бы по поводу фильма ни думала его звезда, Ильза Лунд и ее несчастный роман с героем Хамфри Богарта навсегда вошли в историю кино. Как и обращенная к Ильзе фраза отпускающего ее навсегда возлюбленного: «У нас всегда будет Париж».

В первое десятилетие Бергман в Голливуде местные режиссеры то и дело пытались склонить ее к традиционным для старлеток ролям дамочек в беде и девушек главных героев. Какое там! Актриса настойчиво выбирала сложных, часто пребывающих в пограничных состояниях сознания героинь — самой эффектной из которых, наверное, является ее Паула из «Газового света» Джорджа Кьюкора. За этот образ женщины, медленно, с подачи супруга-трикстера погружающейся в бездны сумасшествия, Бергман получила свой первый «Оскар».

Бергман и безумие

Кадр из фильма «Газовый свет»

В первое десятилетие Бергман в Голливуде местные режиссеры то и дело пытались склонить ее к традиционным для старлеток ролям дамочек в беде и девушек главных героев. Какое там! Актриса настойчиво выбирала сложных, часто пребывающих в пограничных состояниях сознания героинь — самой эффектной из которых, наверное, является ее Паула из «Газового света» Джорджа Кьюкора. За этот образ женщины, медленно, с подачи супруга-трикстера погружающейся в бездны сумасшествия, Бергман получила свой первый «Оскар».

В начале 1940-х и Бергман, и Альфред Хичкок были на контрактах у Селзника, а потому не могли не поработать вместе. Старина Хич любил доводить своих актрис до истерик. Тем удивительнее, что с Бергман они нашли общий язык уже на съемках «Завороженного», затем сделали еще два фильма, включая великую шпионскую комедию «Дурная слава» — и в итоге дружили всю жизнь. Сама актриса объясняла их взаимопонимание одинаково сильной любовью к мартини, который неизменно появлялся на площадке у Хичкока по окончании съемочного дня и за которым режиссер и его звезда бежали, сбивая друг друга с ног. «Он называл меня женщиной-раковиной за то, сколько я выпивала», — напишет потом Бергман в своей автобиографии.

Бергман и Хичкок

Фото: The Hitchcock Zone

В начале 1940-х и Бергман, и Альфред Хичкок были на контрактах у Селзника, а потому не могли не поработать вместе. Старина Хич любил доводить своих актрис до истерик. Тем удивительнее, что с Бергман они нашли общий язык уже на съемках «Завороженного», затем сделали еще два фильма, включая великую шпионскую комедию «Дурная слава» — и в итоге дружили всю жизнь. Сама актриса объясняла их взаимопонимание одинаково сильной любовью к мартини, который неизменно появлялся на площадке у Хичкока по окончании съемочного дня и за которым режиссер и его звезда бежали, сбивая друг друга с ног. «Он называл меня женщиной-раковиной за то, сколько я выпивала», — напишет потом Бергман в своей автобиографии.

По прошествии десятилетий многие звездные автобиографии кажутся безоблачными, легкими прогулками к славе по дорожке из желтого кирпича. Бергман не исключение — вот только на деле в конце 1940-х ее американская карьера получила серьезную пробоину. Пресса узнала о романе тогда замужней актрисы с итальянским режиссером Роберто Росселлини — и немедленно заклеймила ее исчадием ада: тогдашняя Америка все еще пестовала свои пуританские корни. Личную жизнь звезды «Касабланки» осуждали даже в Сенате. Устав от нападок — только усилившихся, когда Бергман, представляя исторический эпос «Жанна Д'Арк», выступила с тирадой против расовой сегрегации — шведка уехала в Европу.

Бергман и ненавистники

Кадр из фильма «Жанна Д'Арк»

По прошествии десятилетий многие звездные автобиографии кажутся безоблачными, легкими прогулками к славе по дорожке из желтого кирпича. Бергман не исключение — вот только на деле в конце 1940-х ее американская карьера получила серьезную пробоину. Пресса узнала о романе тогда замужней актрисы с итальянским режиссером Роберто Росселлини — и немедленно заклеймила ее исчадием ада: тогдашняя Америка все еще пестовала свои пуританские корни. Личную жизнь звезды «Касабланки» осуждали даже в Сенате. Устав от нападок — только усилившихся, когда Бергман, представляя исторический эпос «Жанна Д'Арк», выступила с тирадой против расовой сегрегации — шведка уехала в Европу.

Бергман так потрясли увиденные в США фильмы Роберто Росселлини, одного из отцов итальянского неореализма, что голливудская звезда написала режиссеру письмо. В нем она скромно попросила автора «Рима — открытого города» задействовать «шведскую актрису, которая знает по итальянски только три слова — я тебя люблю» в одной из его новых работ. Росселлини взял ее на роль в «Стромболи». На съемках у них закрутился тот самый скандальный роман, один из самых знаменитых за всю киноисторию. Режиссер и его новая муза вскоре поженились — оба были на пике карьеры и сняли вместе еще пять фильмов, превратившие Бергман в икону уже европейского кинематографа.

Бергман и Росселлини

Фото: AP

Бергман так потрясли увиденные в США фильмы Роберто Росселлини, одного из отцов итальянского неореализма, что голливудская звезда написала режиссеру письмо. В нем она скромно попросила автора «Рима — открытого города» задействовать «шведскую актрису, которая знает по итальянски только три слова — я тебя люблю» в одной из его новых работ. Росселлини взял ее на роль в «Стромболи». На съемках у них закрутился тот самый скандальный роман, один из самых знаменитых за всю киноисторию. Режиссер и его новая муза вскоре поженились — оба были на пике карьеры и сняли вместе еще пять фильмов, превратившие Бергман в икону уже европейского кинематографа.

Не боявшаяся браться за сложные, неоднозначные роли и выходить из зоны комфорта, которую другим звездам дает однажды найденное «свое» амплуа, Бергман благодаря этой смелости сделала одну из самых представительных женских кинокарьер в истории. Три «Оскара» и еще четыре номинации, четыре «Золотых глобуса», две «Эмми» — таким арсеналом наград до сих пор может похвастать разве что Мэрил Стрип.

Бергман и признание

Фото: Harold P. Matosian / AP

Не боявшаяся браться за сложные, неоднозначные роли и выходить из зоны комфорта, которую другим звездам дает однажды найденное «свое» амплуа, Бергман благодаря этой смелости сделала одну из самых представительных женских кинокарьер в истории. Три «Оскара» и еще четыре номинации, четыре «Золотых глобуса», две «Эмми» — таким арсеналом наград до сих пор может похвастать разве что Мэрил Стрип.

После развода с Росселлини и нового брака с продюсером Ларсом Шмиттом Бергман ушла из кино почти на десять лет. В этот период актриса попробовала себя на телевидении (успешно — тут же получив «Эмми»), занималась детьми, а главное — впервые после отъезда из Швеции вернулась на театральную сцену. В кино она вновь сыграет только в 1969-м — в подрывной гендерной комедии «Цветок кактуса», а спустя три года заслужит еще один «Оскар» за небольшую роль пожилой шведской миссионерки в «Убийстве в Восточном экспрессе» Сидни Люмета. Люмет присоединился к числу больших режиссеров, восторгавшихся работой с Бергман, — по его словам, он никогда не видел артисток с таким эмоциональным диапазоном.

Бергман и зрелость

Кадр из фильма «Убийство в Восточном экспрессе»

После развода с Росселлини и нового брака с продюсером Ларсом Шмиттом Бергман ушла из кино почти на десять лет. В этот период актриса попробовала себя на телевидении (успешно — тут же получив «Эмми»), занималась детьми, а главное — впервые после отъезда из Швеции вернулась на театральную сцену. В кино она вновь сыграет только в 1969-м — в подрывной гендерной комедии «Цветок кактуса», а спустя три года заслужит еще один «Оскар» за небольшую роль пожилой шведской миссионерки в «Убийстве в Восточном экспрессе» Сидни Люмета. Люмет присоединился к числу больших режиссеров, восторгавшихся работой с Бергман, — по его словам, он никогда не видел артисток с таким эмоциональным диапазоном.

Главные шведские актриса и режиссер ХХ века, по иронии судьбы носившие одну и ту же фамилию, были обязаны однажды поработать вместе. Случай представился только ближе к финалу карьер обоих — в «Осенней сонате» уже страдавшая от рака груди Бергман сыграла свою последнюю роль на большом экране. Причем роль, не лишенную автобиографических ноток. В пианистке, пытающейся найти общий язык с толком не знавшей ее взрослой дочерью, легко разглядеть саму актрису, четверо детей которой были вынуждены мириться с постоянным отсутствием уезжавшей на съемки матери.

Бергман и Бергман

Кадр из фильма «Осенняя соната»

Главные шведские актриса и режиссер ХХ века, по иронии судьбы носившие одну и ту же фамилию, были обязаны однажды поработать вместе. Случай представился только ближе к финалу карьер обоих — в «Осенней сонате» уже страдавшая от рака груди Бергман сыграла свою последнюю роль на большом экране. Причем роль, не лишенную автобиографических ноток. В пианистке, пытающейся найти общий язык с толком не знавшей ее взрослой дочерью, легко разглядеть саму актрису, четверо детей которой были вынуждены мириться с постоянным отсутствием уезжавшей на съемки матери.

Скандал из-за романа с Росселлини не прошел бесследно — трижды побывавшая замужем актриса уже никогда не была столь беспечна и многочисленные внебрачные увлечения держала в тайне, лишь незадолго до смерти рассказав о некоторых из них в своих мемуарах. Так мир узнал, например, о романе Бергман с выдающимся военным фотографом Робертом Капой. А о бурной связи с Грегори Пеком на съемках «Завороженного» рассказал уже сам актер — но только спустя пять лет после смерти Бергман от рака.

Бергман и мужчины

Кадр из фильма «Завороженный»

Скандал из-за романа с Росселлини не прошел бесследно — трижды побывавшая замужем актриса уже никогда не была столь беспечна и многочисленные внебрачные увлечения держала в тайне, лишь незадолго до смерти рассказав о некоторых из них в своих мемуарах. Так мир узнал, например, о романе Бергман с выдающимся военным фотографом Робертом Капой. А о бурной связи с Грегори Пеком на съемках «Завороженного» рассказал уже сам актер — но только спустя пять лет после смерти Бергман от рака.

Онкологический диагноз был поставлен Бергман в 1975-м. Она еще несколько лет выходила на сцену, сыграла у Ингмара Бергмана в «Осенней сонате». Состояние актрисы ухудшалось с каждым годом, но когда ей в 1981-м предложили роль израильского премьера Голды Мейр в мини-сериале «Женщина по имени Голда», не принять этот вызов (Бергман не была похожа на политика ни лицом, ни даже ростом) она не смогла. За эту работу ей присудят еще одну «Эмми», но получать награду за нее будет уже старшая дочь Пиа: через четыре месяца после завершения съемок «Женщины по имени Голда» Бергман скончалась.

Бергман и смерть

Фото: Castelnuovo / AP

Онкологический диагноз был поставлен Бергман в 1975-м. Она еще несколько лет выходила на сцену, сыграла у Ингмара Бергмана в «Осенней сонате». Состояние актрисы ухудшалось с каждым годом, но когда ей в 1981-м предложили роль израильского премьера Голды Мейр в мини-сериале «Женщина по имени Голда», не принять этот вызов (Бергман не была похожа на политика ни лицом, ни даже ростом) она не смогла. За эту работу ей присудят еще одну «Эмми», но получать награду за нее будет уже старшая дочь Пиа: через четыре месяца после завершения съемок «Женщины по имени Голда» Бергман скончалась.

Ингрид Бергман оставила после себя не только галерею мощнейших ролей — причем почти никогда не приходившихся на проходные фильмы (мало кто умел так проницательно выбирать сильные проекты и талантливых режиссеров). Хорошую карьеру в кино сделала и ее дочь от брака с Росселлини Изабелла, снимавшаяся у Линча и Гринуэя, Шлезингера и Феррары, а в этом году почтившая память матери специальными выставкой, книгой и продюсированием документалки «Ингрид Бергман: В ее собственных словах». Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале, официальный постер которого в честь юбилея легендарной актрисы был сделан на основе ее портрета.

Бергман и наследие

Фото: Angelika Warmuth / dpa / Global Look

Ингрид Бергман оставила после себя не только галерею мощнейших ролей — причем почти никогда не приходившихся на проходные фильмы (мало кто умел так проницательно выбирать сильные проекты и талантливых режиссеров). Хорошую карьеру в кино сделала и ее дочь от брака с Росселлини Изабелла, снимавшаяся у Линча и Гринуэя, Шлезингера и Феррары, а в этом году почтившая память матери специальными выставкой, книгой и продюсированием документалки «Ингрид Бергман: В ее собственных словах». Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале, официальный постер которого в честь юбилея легендарной актрисы был сделан на основе ее портрета.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше