Йоко Оно в «Городке чекистов» 16 главных выставок осени и зимы 2015 года

16 фото

В ближайшие полгода музеи сулят насыщенную выставочную программу. И любителям классического искусства, и интересующимся contemporary art будет чем поживиться. Московская и Уральская биеннале современного искусства, огромная ретроспектива Валентина Серова, чувственные картинки «Парижской школы» и классики современности вроде Луизы Буржуа и Аниша Капура — «Лента.ру» рассказывает о выставках, которые стоит посетить осенью и зимой.

Последняя выставка одного из устроителей показа объединения «Голубая роза» (1907) прошла в 1978-м, спустя десять лет после смерти художника. И хотя о нем написано во всех книжках по истории искусства, нынешняя ретроспектива — возможность увидеть много и сразу. В том числе и некоторые вещи, которые зритель не знает. Голубое небо, желтые пески — жаркое марево звучит на картинах Павла Кузнецова в унисон с символистской дремой, в сглаженных очертаниях и медлительности ритма. Бухара, Самарканд, Париж — Кузнецов много путешествовал, выработал очень узнаваемую манеру, но она не наскучивает. Как написал про него критик Абрам Эфрос, «Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками».

Павел Кузнецов. Сны наяву. Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус. 4 сентября — 13 декабря

Последняя выставка одного из устроителей показа объединения «Голубая роза» (1907) прошла в 1978-м, спустя десять лет после смерти художника. И хотя о нем написано во всех книжках по истории искусства, нынешняя ретроспектива — возможность увидеть много и сразу. В том числе и некоторые вещи, которые зритель не знает. Голубое небо, желтые пески — жаркое марево звучит на картинах Павла Кузнецова в унисон с символистской дремой, в сглаженных очертаниях и медлительности ритма. Бухара, Самарканд, Париж — Кузнецов много путешествовал, выработал очень узнаваемую манеру, но она не наскучивает. Как написал про него критик Абрам Эфрос, «Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками».

Новую видеоэпопею АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) показывают сейчас в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале, а в Москве представят как часть спецпрограммы 6-й Московской биеннале современного искусства. Старинный сюжет «Перевернутого мира» (Inverso Mundus), где, скажем, свинья потрошит мясника, а нищий подает милостыню богачу, модная группа современных художников опрокидывает еще раз — в сегодняшнее время. Женщины-инквизиторы истязают мужчин, млад и стар пускаются в бои без правил, метросексуалы-дворники валят в город мусор. Все это, как обычно у АЕСов, гламурно и высокотехнологично — в формате трехканальной панорамной видеоинсталляции. А 26 сентября в галерее «Триумф» (она представляла проект от России в Венеции) появится продолжение — объекты, живопись и графика под вывеской «INVERSO MUNDUS. Женский труд».

АЕС+Ф. INVERSO MUNDUS. Мультимедиа Арт Музей. 9 сентября — 1 ноября

Фото: пресс-служба МАММ

Новую видеоэпопею АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес) показывают сейчас в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале, а в Москве представят как часть спецпрограммы 6-й Московской биеннале современного искусства. Старинный сюжет «Перевернутого мира» (Inverso Mundus), где, скажем, свинья потрошит мясника, а нищий подает милостыню богачу, модная группа современных художников опрокидывает еще раз — в сегодняшнее время. Женщины-инквизиторы истязают мужчин, млад и стар пускаются в бои без правил, метросексуалы-дворники валят в город мусор. Все это, как обычно у АЕСов, гламурно и высокотехнологично — в формате трехканальной панорамной видеоинсталляции. А 26 сентября в галерее «Триумф» (она представляла проект от России в Венеции) появится продолжение — объекты, живопись и графика под вывеской «INVERSO MUNDUS. Женский труд».

В рамках биеннале, организованной Уральским филиалом Государственного центра современного искусства, contemporary art представят в екатеринбургском «Городке чекистов». Основной проект, сюжетом которого кураторы Ли Чженьхуа (Пекин – Базель) и Бильяна Чирич (Шанхай) сделали «Мобилизацию», покажут в бывшей гостинице «Исеть» — части жилого комплекса НКВД, в народе известном как «Городок чекистов». Разговор пойдет о способности к переменам, о мобилизационных сценариях и, само собой, о роли искусства. Среди художников главной выставки — Йоко Оно, Альфредо Джаар, Тино Сегал (обладатель «Золотого льва» 55-й Венецианской биеннале), Полина Канис и другие. Кроме главной выставки у смотра есть еще несколько программ — с арт-резиденциями, перформансами и симпозиумом «Мобилизация реальности».

3-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Екатеринбург и десять городов уральского региона. 9 сентября — 10 ноября

Фото: The Ural Industrial Biennial of Contemporary Art / Facebook

В рамках биеннале, организованной Уральским филиалом Государственного центра современного искусства, contemporary art представят в екатеринбургском «Городке чекистов». Основной проект, сюжетом которого кураторы Ли Чженьхуа (Пекин – Базель) и Бильяна Чирич (Шанхай) сделали «Мобилизацию», покажут в бывшей гостинице «Исеть» — части жилого комплекса НКВД, в народе известном как «Городок чекистов». Разговор пойдет о способности к переменам, о мобилизационных сценариях и, само собой, о роли искусства. Среди художников главной выставки — Йоко Оно, Альфредо Джаар, Тино Сегал (обладатель «Золотого льва» 55-й Венецианской биеннале), Полина Канис и другие. Кроме главной выставки у смотра есть еще несколько программ — с арт-резиденциями, перформансами и симпозиумом «Мобилизация реальности».

Специалист по новым медиа — и как теоретик, и как практик, Вайбель был куратором 4-й Московской биеннале современного искусства. Теперь все поменялось: он в роли спецгостя 6-й Московской биеннале и в ипостаси художника. Выставку же делает бессменный биеннальный комиссар Иосиф Бакштейн. Уроженца Одессы Вайбеля можно по-разному представлять — например, как руководителя Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ. Но если коротко, то достаточно вспомнить знаменитую фотографию 1968 года: Вайбеля на четвереньках ведет по Вене на поводке художница-феминистка Вали Экспорт («Из досье собачности»). Так что «человек-собака» Олег Кулик отнюдь не был первопроходцем. Собственно, techne из заголовка отсылает к греческому «искусству» и «мастерству». Ну, а на четырех музейных этажах на примере документаций, перформансов и медиаинсталляций будет показано, что такое, например, «расширенное кино» и насколько удается искусству, вооруженному технологией, осмыслить проблемы реальности.

Петер_Вайбель: techne_революция. Московский музей современного искусства. 11 сентября — 1 ноября

Фото: www.mmoma.ru

Специалист по новым медиа — и как теоретик, и как практик, Вайбель был куратором 4-й Московской биеннале современного искусства. Теперь все поменялось: он в роли спецгостя 6-й Московской биеннале и в ипостаси художника. Выставку же делает бессменный биеннальный комиссар Иосиф Бакштейн. Уроженца Одессы Вайбеля можно по-разному представлять — например, как руководителя Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ. Но если коротко, то достаточно вспомнить знаменитую фотографию 1968 года: Вайбеля на четвереньках ведет по Вене на поводке художница-феминистка Вали Экспорт («Из досье собачности»). Так что «человек-собака» Олег Кулик отнюдь не был первопроходцем. Собственно, techne из заголовка отсылает к греческому «искусству» и «мастерству». Ну, а на четырех музейных этажах на примере документаций, перформансов и медиаинсталляций будет показано, что такое, например, «расширенное кино» и насколько удается искусству, вооруженному технологией, осмыслить проблемы реальности.

Больше полусотни вариаций на тему Караваджо, прожившего бурную жизнь и погибшего, когда ему не было и сорока. В музее выставку анонсируют как продолжение прошедшей на рубеже 2011-2012-го ретроспективы художника, ставшей тогда одним из хитов Пушкинского (235 тысяч человек за три месяца). Впрочем, сам Караваджо на сей раз будет в единственном числе – буквально: в Москву везут лишь одну его работу, хитового и хрестоматийного «Мальчика, укушенного ящерицей». За караваджизм с характерными для него натурализмом и контрастным освещением отвечали потом несколько стран. Это не только итальянские художники (от первых последователей — Орацио Борджанни и Карло Сарачени до барочного по духу Гвидо Рени, вплоть до XVIII века и рокайльного «живописца реальности» Гаспаре Траверси), но и испанец Хусепе Рибера, и голландец Дирк ван Бабюрен, и француз Валантен де Булонь.

Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина. ГМИИ им. А.С. Пушкина. 15 сентября — 10 января

Больше полусотни вариаций на тему Караваджо, прожившего бурную жизнь и погибшего, когда ему не было и сорока. В музее выставку анонсируют как продолжение прошедшей на рубеже 2011-2012-го ретроспективы художника, ставшей тогда одним из хитов Пушкинского (235 тысяч человек за три месяца). Впрочем, сам Караваджо на сей раз будет в единственном числе – буквально: в Москву везут лишь одну его работу, хитового и хрестоматийного «Мальчика, укушенного ящерицей». За караваджизм с характерными для него натурализмом и контрастным освещением отвечали потом несколько стран. Это не только итальянские художники (от первых последователей — Орацио Борджанни и Карло Сарачени до барочного по духу Гвидо Рени, вплоть до XVIII века и рокайльного «живописца реальности» Гаспаре Траверси), но и испанец Хусепе Рибера, и голландец Дирк ван Бабюрен, и француз Валантен де Булонь.

Александр Бродский — один из главных лириков современного искусства в России. И спецгость 6-й Московской биеннале современного искусства. «Основное течение» — более масштабное продолжение проекта «Мейнстрим», который он показал год назад в галерее «Триумф». Поэтичный, но ироничный ответ Бродского стремящимся не потерять место под солнцем, быть в тренде и не отставать от пресловутого потока. Простенькие домики, крытые рубероидом. Заглядываешь в оконца — там мутная водица с песком…

Александр Бродский. Основное течение. Музей Москвы. 19 сентября — 9 октября

Изображение: «Музей Москвы»

Александр Бродский — один из главных лириков современного искусства в России. И спецгость 6-й Московской биеннале современного искусства. «Основное течение» — более масштабное продолжение проекта «Мейнстрим», который он показал год назад в галерее «Триумф». Поэтичный, но ироничный ответ Бродского стремящимся не потерять место под солнцем, быть в тренде и не отставать от пресловутого потока. Простенькие домики, крытые рубероидом. Заглядываешь в оконца — там мутная водица с песком…

Нынешняя биеннале — беспрецедентная. То есть в принципе для биеннале всякие дискуссии как сопровождение выставки — bon ton. В Москве же они поменялись местами (вероятно, одной из причин тому и резкое сокращение бюджета: в этот раз Минкульт выделил 30 миллионов против 51 миллиона два года назад). Кураторы Барт де Баре (директор музея современного искусства MUHKA в Антверпене), Дефне Айас (директор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме) и Николаус Шафхаузен (директор венского Кунстхалле) предложили тему основного проекта «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Но это будет не выставка, а дискуссии о жизни вообще и об искусстве в частности, мастер-классы и перформативная программа (с 22 сентября по 1 октября). А уж потом из документаций сделают экспозицию (с 3 октября по 1 ноября). Впрочем, обещают, что пока кто-то будет устраивать перформансы, другие художники «в прямом эфире» — при зрителях — создадут все-таки объекты. Среди заявленных участников — Фабрис Ибер, художник и основатель проекта e-flux Антон Видокле, Ханна Липпард, Хо Цу Ньен и др. Ну, а если вы хотите именно выставок, присматривайтесь к списку спецгостей, к параллельной и специальным программам смотра.

6-я Московская биеннале современного искусства. ВДНХ, Центральный павильон. 22 сентября — 1 ноября

Фото: 6th.moscowbiennale.ru

Нынешняя биеннале — беспрецедентная. То есть в принципе для биеннале всякие дискуссии как сопровождение выставки — bon ton. В Москве же они поменялись местами (вероятно, одной из причин тому и резкое сокращение бюджета: в этот раз Минкульт выделил 30 миллионов против 51 миллиона два года назад). Кураторы Барт де Баре (директор музея современного искусства MUHKA в Антверпене), Дефне Айас (директор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме) и Николаус Шафхаузен (директор венского Кунстхалле) предложили тему основного проекта «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Но это будет не выставка, а дискуссии о жизни вообще и об искусстве в частности, мастер-классы и перформативная программа (с 22 сентября по 1 октября). А уж потом из документаций сделают экспозицию (с 3 октября по 1 ноября). Впрочем, обещают, что пока кто-то будет устраивать перформансы, другие художники «в прямом эфире» — при зрителях — создадут все-таки объекты. Среди заявленных участников — Фабрис Ибер, художник и основатель проекта e-flux Антон Видокле, Ханна Липпард, Хо Цу Ньен и др. Ну, а если вы хотите именно выставок, присматривайтесь к списку спецгостей, к параллельной и специальным программам смотра.

Родившийся в Бомбее, с начала 1970-х живущий в Лондоне и уже в 1990-м представлявший Туманный Альбион на Венецианской биеннале Аниш Капур — один из самых известных сегодня в мире скульпторов, хотя «скульптуру» тут, конечно, нужно понимать по-особому. Ну так он и числится участником объединения «Новая британская скульптура», не ограничивающегося традиционными материалами и техниками. Сталь, воск и цвет — три «первоэлемента» его объектов. В 2009 году его выставку пустила к себе лондонская Королевская академия художеств — из живущих сейчас творцов Капур первым удостоился такой чести. В России же вообще первая его выставка из пяти работ 1993-2012 годов выпуска (включая «Мою алую родину») случилась только сейчас, в рамках спецпрограммы 6-й Московской биеннале. К выставке обещан public-talk с художником.

Аниш Капур. Моя алая родина. Еврейский музей и центр толерантности. 22 сентября — 17 января

Фото: Markus Schreiber / AP

Родившийся в Бомбее, с начала 1970-х живущий в Лондоне и уже в 1990-м представлявший Туманный Альбион на Венецианской биеннале Аниш Капур — один из самых известных сегодня в мире скульпторов, хотя «скульптуру» тут, конечно, нужно понимать по-особому. Ну так он и числится участником объединения «Новая британская скульптура», не ограничивающегося традиционными материалами и техниками. Сталь, воск и цвет — три «первоэлемента» его объектов. В 2009 году его выставку пустила к себе лондонская Королевская академия художеств — из живущих сейчас творцов Капур первым удостоился такой чести. В России же вообще первая его выставка из пяти работ 1993-2012 годов выпуска (включая «Мою алую родину») случилась только сейчас, в рамках спецпрограммы 6-й Московской биеннале. К выставке обещан public-talk с художником.

Еще одно событие спецпрограммы 6-й Московской биеннале современного искусства из разряда must see. О бытии, если уж речь про его «структуры», Луиза Буржуа многое могла бы рассказать — умершая пять лет назад, она прожила 99 лет, из них 70 — в современном искусстве. Она не боялась в работах «вывернуться наизнанку». Перед «Гаражом» поставят девятиметровую бронзовую паучиху. Это — «Мама», по крайней мере сама Буржуа сравнивала материнскую мудрость с мудростью паука и была очень привязана к рано умершей матери. В музейном атриуме разместят шестиметровую инсталляцию «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (заголовком стала фраза из дневника художницы). Наконец, в музее будут ранние скульптуры, живопись, графика и стартовавшая в 1990-х серия «Клетки», которые, по словам художницы, «представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную», отдельный мир в каждой единице пространства.

Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки. Музей современного искусства «Гараж». 25 сентября — 7 февраля

Фото: Brian Cahn / Zuma / Global Look

Еще одно событие спецпрограммы 6-й Московской биеннале современного искусства из разряда must see. О бытии, если уж речь про его «структуры», Луиза Буржуа многое могла бы рассказать — умершая пять лет назад, она прожила 99 лет, из них 70 — в современном искусстве. Она не боялась в работах «вывернуться наизнанку». Перед «Гаражом» поставят девятиметровую бронзовую паучиху. Это — «Мама», по крайней мере сама Буржуа сравнивала материнскую мудрость с мудростью паука и была очень привязана к рано умершей матери. В музейном атриуме разместят шестиметровую инсталляцию «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (заголовком стала фраза из дневника художницы). Наконец, в музее будут ранние скульптуры, живопись, графика и стартовавшая в 1990-х серия «Клетки», которые, по словам художницы, «представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную», отдельный мир в каждой единице пространства.

«Парижскую школу», объединенную, как известно, не какими-то стилистическими установками или общим уставом, а лишь географически — богемным Парижем первой половины XX века, Пушкинский музей показывал четыре года назад. На той выставке были и дружившие Паскин и Фужита. Париж принимал всех: Паскин родился в Болгарии, Фужита — в Японии, подружились они на французской почве. Оба прославились, в частности, весьма откровенными работами (к тому же Фужита традиционную японскую графичность перевел на язык новой европейской живописи). А эротизм (такова уж человеческая природа), помноженный на изысканное, манерное исполнение, гарантирует зрительский успех во все времена.

«Шальные годы» Монпарнаса. Живопись и графика Жюля Паскина и Леонара Фужиты из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии, Бельгии и России. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. 29 сентября — 29 ноября

Изображение: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Парижскую школу», объединенную, как известно, не какими-то стилистическими установками или общим уставом, а лишь географически — богемным Парижем первой половины XX века, Пушкинский музей показывал четыре года назад. На той выставке были и дружившие Паскин и Фужита. Париж принимал всех: Паскин родился в Болгарии, Фужита — в Японии, подружились они на французской почве. Оба прославились, в частности, весьма откровенными работами (к тому же Фужита традиционную японскую графичность перевел на язык новой европейской живописи). А эротизм (такова уж человеческая природа), помноженный на изысканное, манерное исполнение, гарантирует зрительский успех во все времена.

Экстравагантный модник, веселое пятно психоделических расцветок на любой вечеринке, «человек-перформанс», как его прозвали в 1990-х, Андрей Бартенев в качестве спецгостя 6-й Московской биеннале удостоился ретроспективы: избранные работы за последние 25 лет соберут к его 50-летию и к 15-летию Московского музея современного искусства (ММОМА). Курируют проект директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова и директор ММОМА Василий Церетели. Особняк на Гоголевском поделят на белый Север и изумрудный Юг. Север — 1990-е. Представят трактовку «Снежной королевы» 1993 года, показанную и в Третьяковке, и в лондонском Музее Виктории и Альберта (тогда сказке Андерсена и Бартеневу посвятил свой пилотный номер журнал «Птюч»). Юг — нулевые. Для этой части Бартенев восстанавливает работу 2009-го «The SunPool», которая находится в коллекции самого Роберта Уилсона. В общем, перформансы, инсталляции, кинетическое кружение и яркие цвета как лейтмотив показа осени-2015. Плюс к тому с 10 по 31 октября еще один бартеневский проект — «И зазвенел цветогривый вихрь» — покажут в галерее RuArts, ставшей партнером нынешней ретроспективы.

Андрей Бартенев. Скажи: я тебя люблю! Московский музей современного искусства. 30 сентября — 8 ноября

Фото: Иван Оноприенко / www.mmoma.ru

Экстравагантный модник, веселое пятно психоделических расцветок на любой вечеринке, «человек-перформанс», как его прозвали в 1990-х, Андрей Бартенев в качестве спецгостя 6-й Московской биеннале удостоился ретроспективы: избранные работы за последние 25 лет соберут к его 50-летию и к 15-летию Московского музея современного искусства (ММОМА). Курируют проект директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова и директор ММОМА Василий Церетели. Особняк на Гоголевском поделят на белый Север и изумрудный Юг. Север — 1990-е. Представят трактовку «Снежной королевы» 1993 года, показанную и в Третьяковке, и в лондонском Музее Виктории и Альберта (тогда сказке Андерсена и Бартеневу посвятил свой пилотный номер журнал «Птюч»). Юг — нулевые. Для этой части Бартенев восстанавливает работу 2009-го «The SunPool», которая находится в коллекции самого Роберта Уилсона. В общем, перформансы, инсталляции, кинетическое кружение и яркие цвета как лейтмотив показа осени-2015. Плюс к тому с 10 по 31 октября еще один бартеневский проект — «И зазвенел цветогривый вихрь» — покажут в галерее RuArts, ставшей партнером нынешней ретроспективы.

 Портрет «Афганская девочка», сделанный в 1984-м американцем Стивом МакКарри для обложки National Geographic, облетел в 1985 году весь мир и до сих пор входит в число самых известных фотографий. Во время Афганской войны беженцы помогли МакКарри пересечь афгано-пакистанскую границу, он был в местной одежде, в которую и вшил, спрятав, фотопленку — его снимки тогда были едва ли не первыми, запечатлевшими этот конфликт. Имя пуштунской девочки из семьи беженцев, кстати, узнали только 17 лет спустя: фотограф вернулся и разыскал ее — Шарбат Гула 1972 года рождения. МакКарри получил Золотую медаль Роберта Капы, которую с 1955-го дают за «лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы», — в память о подорвавшемся за год до того на мине во время Индокитайской войны Роберте Капе. С 1986-го МакКарри входит в легендарное агентство Magnum Photos, среди основателей которого Картье-Брессон и сам Капа. И продолжает снимать войны. В Эрмитаже в рамках Года современной фотографии покажут около 80 его снимков.

Стив МакКарри. Фотография. Государственный Эрмитаж, Главный штаб. 30 сентября — 22 ноября

Фото: Ulrich Perrey / Corbis / East News

Портрет «Афганская девочка», сделанный в 1984-м американцем Стивом МакКарри для обложки National Geographic, облетел в 1985 году весь мир и до сих пор входит в число самых известных фотографий. Во время Афганской войны беженцы помогли МакКарри пересечь афгано-пакистанскую границу, он был в местной одежде, в которую и вшил, спрятав, фотопленку — его снимки тогда были едва ли не первыми, запечатлевшими этот конфликт. Имя пуштунской девочки из семьи беженцев, кстати, узнали только 17 лет спустя: фотограф вернулся и разыскал ее — Шарбат Гула 1972 года рождения. МакКарри получил Золотую медаль Роберта Капы, которую с 1955-го дают за «лучший опубликованный фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы», — в память о подорвавшемся за год до того на мине во время Индокитайской войны Роберте Капе. С 1986-го МакКарри входит в легендарное агентство Magnum Photos, среди основателей которого Картье-Брессон и сам Капа. И продолжает снимать войны. В Эрмитаже в рамках Года современной фотографии покажут около 80 его снимков.

Огромная ретроспектива одного из самых любимых в России художников (возможно, даже более любимого, чем его учитель Репин) расположится небывало широко: и в главном большом зале на третьем этаже, и в двухэтажном выставочном зале пониже. Собирают лучшие вещи и обещают, что покажут так, чтоб был виден метод работы мастера. Начнется все «Девочкой с персиками», завершится Идой Рубинштейн. Серов тут будет не только портретистом, востребованным при императорском дворе и любимым знатью, но и лирическим пейзажистом, не только живописцем, но и графиком. Работы Серова прибудут из 18 российских музеев и частных собраний и из пяти зарубежных музеев.

Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. 1 октября — 17 января

Огромная ретроспектива одного из самых любимых в России художников (возможно, даже более любимого, чем его учитель Репин) расположится небывало широко: и в главном большом зале на третьем этаже, и в двухэтажном выставочном зале пониже. Собирают лучшие вещи и обещают, что покажут так, чтоб был виден метод работы мастера. Начнется все «Девочкой с персиками», завершится Идой Рубинштейн. Серов тут будет не только портретистом, востребованным при императорском дворе и любимым знатью, но и лирическим пейзажистом, не только живописцем, но и графиком. Работы Серова прибудут из 18 российских музеев и частных собраний и из пяти зарубежных музеев.

Если вы вдруг пропустили азбучную, но оттого не менее любимую классику на ретроспективе в Третьяковке, есть шанс это исправить — хотя и «в ином экспозиционном решении», как сообщает Русский музей. «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора», разные варианты «Вдовушки», знаменитые рисунки вроде того, где околела барская собачка Фиделька, — все с тщательно выписанными деталями, по которым можно судить и о федотовских героях, и о быте и нравах эпохи.

Павел Федотов. 1815-1852. Государственный Русский музей, корпус Бенуа. 22 октября — январь 2016

Если вы вдруг пропустили азбучную, но оттого не менее любимую классику на ретроспективе в Третьяковке, есть шанс это исправить — хотя и «в ином экспозиционном решении», как сообщает Русский музей. «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора», разные варианты «Вдовушки», знаменитые рисунки вроде того, где околела барская собачка Фиделька, — все с тщательно выписанными деталями, по которым можно судить и о федотовских героях, и о быте и нравах эпохи.

 В искусство Стефан Балкенхол вошел с деревянными человечками. Просто художник, начало карьеры которого пришлось на 1980-е, решил сменить моду на абстракцию и — не он первый, не он последний — вновь вернуться к изобразительности и к традиционным для классического искусства материалам. Впрочем, людей своих он делает намеренно нейтральными, такими усредненными типажами большого города, разве что иногда у них то хвост отрастет, то у какой-нибудь офисной дамы вместо плеч и рук абажур объявится.

Стефан Балкенхол. Московский музей современного искусства. 26 ноября — 8 февраля

Фото: Sang Tan / AP

В искусство Стефан Балкенхол вошел с деревянными человечками. Просто художник, начало карьеры которого пришлось на 1980-е, решил сменить моду на абстракцию и — не он первый, не он последний — вновь вернуться к изобразительности и к традиционным для классического искусства материалам. Впрочем, людей своих он делает намеренно нейтральными, такими усредненными типажами большого города, разве что иногда у них то хвост отрастет, то у какой-нибудь офисной дамы вместо плеч и рук абажур объявится.

В 1912 году футуристы Ле-Дантю и братья Кирилл и Илья Зданевичи открыли себе и миру художника Нико Пиросмани. Не сделай они больше ничего, уже этим вошли бы в историю. Илья Зданевич в футуризме был одним из главных — и поэт, и теоретик (вместе с Михаилом Ларионовым, например, они написали «Да-манифест»), художник книги в самом авторском ее понимании (то есть livre d’artiste, сделанная именно что художником) и, кстати, тоже родом из Тифлиса. На выставке в фокусе как раз и окажутся тифлисский и первые 20 лет парижского периода Ильи Зданевича (он уехал туда в 1921-м). Ну и отдельной строкой — история про то, какой он видел «книгу художника».

Многоликий Илья Зданевич. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. 15 декабря — 15 февраля

Изображение: wikilivres.ru

В 1912 году футуристы Ле-Дантю и братья Кирилл и Илья Зданевичи открыли себе и миру художника Нико Пиросмани. Не сделай они больше ничего, уже этим вошли бы в историю. Илья Зданевич в футуризме был одним из главных — и поэт, и теоретик (вместе с Михаилом Ларионовым, например, они написали «Да-манифест»), художник книги в самом авторском ее понимании (то есть livre d’artiste, сделанная именно что художником) и, кстати, тоже родом из Тифлиса. На выставке в фокусе как раз и окажутся тифлисский и первые 20 лет парижского периода Ильи Зданевича (он уехал туда в 1921-м). Ну и отдельной строкой — история про то, какой он видел «книгу художника».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше