Назад в будущее Легендарному КамАЗу исполняется 40 лет

28 фото

16 февраля 1976 года с конвейера нового Камского автомобильного завода в городе Набережные Челны сошел первый грузовой автомобиль, ставший первым в почетном семействе легендарных ныне КамАЗов. Сейчас Камский автозавод является одним из крупнейших машиностроительных заводов России и мира (14-е место по объему производства в мире), на долю которого приходится около 50 процентов российского рынка тяжелых грузовых автомобилей. «Лента.ру» вспоминала, что происходило на знаменитом заводе в последние 40 лет.

16 февраля 1976 года — День рождения легендарного КамАЗа. В этот день первый автомобиль сошел с главного сборочного конвейера.

Фото: предоставлено КАМАЗ

16 февраля 1976 года — День рождения легендарного КамАЗа. В этот день первый автомобиль сошел с главного сборочного конвейера.

Строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ) началось в 1969 году в Набережных Челнах Татарской АССР (на фото — март 1973 года).

Фото: А. Лобов / РИА Новости

Строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ) началось в 1969 году в Набережных Челнах Татарской АССР (на фото — март 1973 года).

Город Набережные Челны был выбран неслучайно — он находился в самом центре бывшего СССР. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем — с транспортировкой грузовиков потребителям(на фото — строительство теплоэлектростанции на КамАЗе).

Фото: В. Сакк / РИА Новости

Город Набережные Челны был выбран неслучайно — он находился в самом центре бывшего СССР. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем — с транспортировкой грузовиков потребителям(на фото — строительство теплоэлектростанции на КамАЗе).

В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны (на фото — бригадир монтажников КамАЗа Владимир Чирчик).

Фото: Фред Гринберг / РИА Новости

В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Рабочие и специалисты, представители более 70 национальностей, съехались на стройку в Набережные Челны (на фото — бригадир монтажников КамАЗа Владимир Чирчик).

На строительной площадке КамАЗа работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием (на фото — цех Ремонтно-инструментального завода).

Фото: Шидловский / РИА Новости

На строительной площадке КамАЗа работало более 100 тысяч человек. Будущий автозавод обеспечивался самым современным по тем временам технологическим оборудованием (на фото — цех Ремонтно-инструментального завода).

Тамара Турчина, сборщица главного автосборочного конвейера производственного объединения «КамАЗ». 1981 год.

Фото: Александр Гущин / РИА Новости

Тамара Турчина, сборщица главного автосборочного конвейера производственного объединения «КамАЗ». 1981 год.

Генеральная дирекция «КамАЗа».

Фото: В. Гринберг / РИА Новости

Генеральная дирекция «КамАЗа».

Одновременно со строительством автозавода решались коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей КамАЗ обеспечил комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга.

Фото: Т. Гудей / РИА Новости

Одновременно со строительством автозавода решались коммунальные проблемы. Сотням тысяч людей КамАЗ обеспечил комфортабельное жилье, современные учебные заведения, детские сады, медицинские учреждения, многочисленные объекты культуры, спорта, отдыха и досуга.

Благодаря «КамАЗу» в Прикамье в тот период был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны (на фото — Шахматный клуб «КамАЗа»).

Фото: С. Соловьев / РИА Новости

Благодаря «КамАЗу» в Прикамье в тот период был создан мощный промышленный и научный центр, а также развитая инфраструктура пригородной сельскохозяйственной зоны (на фото — Шахматный клуб «КамАЗа»).

В апреле 1980 года был выпущен 150-тысячный большегруз, а в феврале 1981 года — сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа (на фото — грузовики КамАЗ на отгрузочной площадке).

Грузовые автомобили КамАЗ, 1981 год

Фото: Евгений Логвинов / ТАСС

В апреле 1980 года был выпущен 150-тысячный большегруз, а в феврале 1981 года — сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа (на фото — грузовики КамАЗ на отгрузочной площадке).

В годы активного строительства город пополнялся на 30-40 тысяч человек в год. Если до начала строительства КамАЗа в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона (на фото — Сцена из спектакля «Рядовые» в постановке самодеятельной театральной студии «Ника» при КамАЗе).

Фото: С. Соловьев / РИА Новости

В годы активного строительства город пополнялся на 30-40 тысяч человек в год. Если до начала строительства КамАЗа в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона (на фото — Сцена из спектакля «Рядовые» в постановке самодеятельной театральной студии «Ника» при КамАЗе).

В 1983 году была создана производственная фирма «КамАЗ-автоцентр», обеспечивавшая все КамАЗы гарантийным обслуживанием и поставлявшая запасные части на весь период жизни автомобиля (на фото — цех кузнечного завода).

Фото: А. Хрупов / РИА Новости

В 1983 году была создана производственная фирма «КамАЗ-автоцентр», обеспечивавшая все КамАЗы гарантийным обслуживанием и поставлявшая запасные части на весь период жизни автомобиля (на фото — цех кузнечного завода).

По итогам 1986 года автомобили КамАЗ, составлявшие тогда четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60 процентов урожая (на фото — главная заводская лаборатория).

Фото: А. Хрупов / РИА Новости

По итогам 1986 года автомобили КамАЗ, составлявшие тогда четвертую часть грузового автопарка страны, занятого на уборке, перевезли 60 процентов урожая (на фото — главная заводская лаборатория).

В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза (на фото — молодежная бригада на КамАЗе).

Фото: С. Соловьев / РИА Новости

В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза (на фото — молодежная бригада на КамАЗе).

В 1987 было создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111» (на фото — токарь Олег Валявин).

Фото: С. Соловьев / РИА Новости

В 1987 было создано производство микролитражных автомобилей «Ока». 21 декабря этого же года с конвейера сошла первая камская микролитражка «Ока-ВАЗ-1111» (на фото — токарь Олег Валявин).

Инспектор ГАИ Виктор Фомин приветствует автомобили КамАЗ, прибывшие в город в канун XXV съезда КПСС.

Фото: ТАСС

Инспектор ГАИ Виктор Фомин приветствует автомобили КамАЗ, прибывшие в город в канун XXV съезда КПСС.

По состоянию на 1988 год, согласно подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КамАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 миллиардов рублей транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством (на фото — рабочие Камского автомобильного завода).

Фото: С. Соловьев / РИА Новости

По состоянию на 1988 год, согласно подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей КамАЗ страна получила от их эксплуатации около 8 миллиардов рублей транспортной прибыли. Таким образом, уже за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения государства, связанные с его строительством (на фото — рабочие Камского автомобильного завода).

В августе 1990 года ПО «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество.

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

В августе 1990 года ПО «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество.

В конструкторском бюро КамАЗа.

Фото: Владимир Акимов / РИА Новости

В конструкторском бюро КамАЗа.

С конца 1990-х годов начинается новая страница в истории КамАЗа, когда при поддержке государства предприятию удалось восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности. А 30 августа 1999 года с конвейера КамАЗа сошел 1 600 000-й большегруз. Завод двигателей произвел к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

Фото: предоставлено КамАЗ

С конца 1990-х годов начинается новая страница в истории КамАЗа, когда при поддержке государства предприятию удалось восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности. А 30 августа 1999 года с конвейера КамАЗа сошел 1 600 000-й большегруз. Завод двигателей произвел к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

Сегодня на предприятиях группы компаний КамАЗ трудится более 40 тысяч человек.

Фото: предоставлено КамАЗ

Сегодня на предприятиях группы компаний КамАЗ трудится более 40 тысяч человек.

Сборочные предприятия КамАЗ располагаются в Казахстане, Пакистане, Индии, Вьетнаме. Сборка производится из комплектующих изделий, поставляемых с КамАЗа.

Фото: предоставлено КамАЗ

Сборочные предприятия КамАЗ располагаются в Казахстане, Пакистане, Индии, Вьетнаме. Сборка производится из комплектующих изделий, поставляемых с КамАЗа.

Кризис 2008 года стал для КАМАЗа «проверкой на прочность». Ростех привлекает технологического партнера — компанию Daimler.

Подписанное соглашение открыло КАМАЗу доступ к новейшим технологиям, позволило устоять в конкурентной борьбе и сохранить долю в 50 процентов на российском рынке грузовиков.

Фото: предоставлено КамАЗ

Кризис 2008 года стал для КАМАЗа «проверкой на прочность». Ростех привлекает технологического партнера — компанию Daimler. Подписанное соглашение открыло КАМАЗу доступ к новейшим технологиям, позволило устоять в конкурентной борьбе и сохранить долю в 50 процентов на российском рынке грузовиков.

В последние семь лет появились новые современные модели, значительная часть технологий локализована в России.

Фото: предоставлено КамАЗ

В последние семь лет появились новые современные модели, значительная часть технологий локализована в России.

В настоящее время на КамАЗе разрабатывается первый беспилотный грузовик, который после испытаний будет запущен в серийное производство

Фото: предоставлено КамАЗ

В настоящее время на КамАЗе разрабатывается первый беспилотный грузовик, который после испытаний будет запущен в серийное производство

Новые технологии и современное производство позволяют КамАЗу постоянно расширять географию рынков сбыта и  сотрудничать с более чем 600 предприятиями по всему миру.

Фото: предоставлено КамАЗ

Новые технологии и современное производство позволяют КамАЗу постоянно расширять географию рынков сбыта и сотрудничать с более чем 600 предприятиями по всему миру.

Гоночная команда «КамАЗ-мастер» была образована в 1988 году. На сегодняшний день КамАЗы являются 13-кратными победителями престижнейшего ралли «Дакар».

Фото: Михаил Медведев / ТАСС

Гоночная команда «КамАЗ-мастер» была образована в 1988 году. На сегодняшний день КамАЗы являются 13-кратными победителями престижнейшего ралли «Дакар».

Сегодня КамАЗ — лидер российского грузового автомобилестроения и занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Крупнейшим акционером компании является госкорпорация Ростех.

Фото: предоставлено КамАЗ

Сегодня КамАЗ — лидер российского грузового автомобилестроения и занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей. Крупнейшим акционером компании является госкорпорация Ростех.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше