Четыре мачты парусов Барку «Седов» в День всех влюбленных исполняется 96 лет

15 фото

В этот вторник, 14 февраля, одному из крупнейших в мире парусных судов — четырехмачтовому барку «Седов» исполнилось 96 лет. «Лента.ру» и морской фотограф Валерий Василевский представляют гордость и красоту российского и мирового парусного флота.

Вряд ли предполагал крупный немецкий судовладелец из Бремена, господин Фридрих Адольф Виннен, спуская 14 февраля 1921 года со стапелей свою очередную «дочку», что именно «Магдалене Виннен» (Magdalene Vinnen II) будет уготована столь длинная и удивительная жизнь. В семейном бизнесе Виннен было принято называть парусники именами членов семьи вне зависимости от того, куплены ли они были или построены по заказу.

Фото: Валерий Василевский

Вряд ли предполагал крупный немецкий судовладелец из Бремена, господин Фридрих Адольф Виннен, спуская 14 февраля 1921 года со стапелей свою очередную «дочку», что именно «Магдалене Виннен» (Magdalene Vinnen II) будет уготована столь длинная и удивительная жизнь. В семейном бизнесе Виннен было принято называть парусники именами членов семьи вне зависимости от того, куплены ли они были или построены по заказу.

На рубеже ХIХ-ХХ веков стальной парусный флот переживал настоящий бум — многомачтовые гиганты строились в Европе и Америке сотнями, столь выгодны были они для хозяев. Цены на фрахт из Австралии и Южной Америки, откуда везли зерно и селитру, были так высоки, что суда окупали себя уже за пару рейсов при условии жесточайшей экономии на численности экипажей и их снабжении.

Фото: Валерий Василевский

На рубеже ХIХ-ХХ веков стальной парусный флот переживал настоящий бум — многомачтовые гиганты строились в Европе и Америке сотнями, столь выгодны были они для хозяев. Цены на фрахт из Австралии и Южной Америки, откуда везли зерно и селитру, были так высоки, что суда окупали себя уже за пару рейсов при условии жесточайшей экономии на численности экипажей и их снабжении.

По тем же причинам тотальной экономии потери были ужасающими — парусники тонули, застигнутые ураганами, их выбрасывало на камни, поскольку они были не способны противостоять ветрам и течениям, горели из-за самовоспламенения в трюмах селитры.

Фото: Валерий Василевский

По тем же причинам тотальной экономии потери были ужасающими — парусники тонули, застигнутые ураганами, их выбрасывало на камни, поскольку они были не способны противостоять ветрам и течениям, горели из-за самовоспламенения в трюмах селитры.

К окончанию Первой мировой войны вытесняемый пароходами парусный флот начал уже основательно сдавать позиции. Решающий удар был нанесен крылатым гигантам экономическим кризисом 1920-х годов. Оставшиеся без работы суда в массовом порядке шли на утилизацию, слишком значительны были затраты на поддержание такелажа и парусного вооружения.

Фото: Валерий Василевский

К окончанию Первой мировой войны вытесняемый пароходами парусный флот начал уже основательно сдавать позиции. Решающий удар был нанесен крылатым гигантам экономическим кризисом 1920-х годов. Оставшиеся без работы суда в массовом порядке шли на утилизацию, слишком значительны были затраты на поддержание такелажа и парусного вооружения.

Вот и Magdalene Vinnen II владелец, испытывавший большие финансовые затруднения, был вынужден в 1936 году продать северо-германскому Ллойду, государственной компании, которая, помимо прочего, еще и готовила кадры для распускающего черные фашистские крылья немецкого орла.

Фото: Валерий Василевский

Вот и Magdalene Vinnen II владелец, испытывавший большие финансовые затруднения, был вынужден в 1936 году продать северо-германскому Ллойду, государственной компании, которая, помимо прочего, еще и готовила кадры для распускающего черные фашистские крылья немецкого орла.

Получивший новое имя — «Коммодор Йонсен» (Kommodore Johnsen) по имени легендарного капитан-коммодора компании Николаса Йонсена — барк был наспех переоборудован и, приняв на борт группу кадетов, отправился в привычный австралийский рейс за грузом зерна. То плавание едва не стало последним: на обратном пути в Северной Атлантике парусник попал в жесточайший шторм, и лишь мужество и активные действия экипажа спасли его от гибели.

Фото: Валерий Василевский

Получивший новое имя — «Коммодор Йонсен» (Kommodore Johnsen) по имени легендарного капитан-коммодора компании Николаса Йонсена — барк был наспех переоборудован и, приняв на борт группу кадетов, отправился в привычный австралийский рейс за грузом зерна. То плавание едва не стало последним: на обратном пути в Северной Атлантике парусник попал в жесточайший шторм, и лишь мужество и активные действия экипажа спасли его от гибели.

Вторая мировая война прошла для «Коммодора Йонсена» на Балтике, он достаточно активно ходил между немецкими портами, перевозя военные грузы и обкатывая будущих моряков.

Фото: Валерий Василевский

Вторая мировая война прошла для «Коммодора Йонсена» на Балтике, он достаточно активно ходил между немецкими портами, перевозя военные грузы и обкатывая будущих моряков.

В 1945 году, после разгрома гитлеровской Германии, барк достался СССР в качестве репараций. Передавая советскому экипажу судно, один из немецких офицеров криво усмехнулся: «Зачем он вам? Что вы с ним делать будете?» Правота немца заключалась в том, что на всем советском флоте не было специалистов, знакомых с секретами эксплуатации таких парусных гигантов, и поначалу казалось, экзотический трофей ждет одна дорога — «на иголки».

Фото: Валерий Василевский

В 1945 году, после разгрома гитлеровской Германии, барк достался СССР в качестве репараций. Передавая советскому экипажу судно, один из немецких офицеров криво усмехнулся: «Зачем он вам? Что вы с ним делать будете?» Правота немца заключалась в том, что на всем советском флоте не было специалистов, знакомых с секретами эксплуатации таких парусных гигантов, и поначалу казалось, экзотический трофей ждет одна дорога — «на иголки».

Переименованный в «Седов» уникальный барк грустно ржавел у лиепайской стенки, и кто знает, как сложилась бы его судьба, не встань на капитанский мостик человек, с чьим именем мы связываем сегодня возвращение «Седова» в море. Звали его Петр Митрофанов, кадровый офицер ВМФ, первый советский командир барка «Седов», человек, всего себя отдавший парусному делу и идее парусного советского будущего. Он со своим экипажем добился восстановления судна на кронштадтском заводе, провел его первые испытания, буквально на ходу осваивая премудрости управления парусами, и предъявил командованию новую «боевую» единицу вначале как учебное, а затем и гидрографическое судно.

Фото: Валерий Василевский

Переименованный в «Седов» уникальный барк грустно ржавел у лиепайской стенки, и кто знает, как сложилась бы его судьба, не встань на капитанский мостик человек, с чьим именем мы связываем сегодня возвращение «Седова» в море. Звали его Петр Митрофанов, кадровый офицер ВМФ, первый советский командир барка «Седов», человек, всего себя отдавший парусному делу и идее парусного советского будущего. Он со своим экипажем добился восстановления судна на кронштадтском заводе, провел его первые испытания, буквально на ходу осваивая премудрости управления парусами, и предъявил командованию новую «боевую» единицу вначале как учебное, а затем и гидрографическое судно.

Корабль без моряка — груда железа. «Седову» от рождения везло с теми, кто им управлял, содержал, ремонтировал. Чего стоит хотя бы эпопея по защите судна, которое в 60-х годах уже окончательно перестало интересовать морское военное ведомство нашей страны. Ведь поначалу и новый владелец — Минрыбхоз, вовсе не представлял себе, какой обузой станет этот парусник, снова требующий капитального ремонта и, соответственно, огромных капиталовложений. Но настойчивость, с которой капитан Митрофанов со товарищи стучались во все двери, доказывая необходимость парусных морских практик на отечественных океанских судах, была вознаграждена высоким решением о продлении жизни двух трофейных барков — «Седова» и «Крузенштерна».

Фото: Валерий Василевский

Корабль без моряка — груда железа. «Седову» от рождения везло с теми, кто им управлял, содержал, ремонтировал. Чего стоит хотя бы эпопея по защите судна, которое в 60-х годах уже окончательно перестало интересовать морское военное ведомство нашей страны. Ведь поначалу и новый владелец — Минрыбхоз, вовсе не представлял себе, какой обузой станет этот парусник, снова требующий капитального ремонта и, соответственно, огромных капиталовложений. Но настойчивость, с которой капитан Митрофанов со товарищи стучались во все двери, доказывая необходимость парусных морских практик на отечественных океанских судах, была вознаграждена высоким решением о продлении жизни двух трофейных барков — «Седова» и «Крузенштерна».

После шести лет неспешных ремонтов (1975-1981) и модернизации барк «Седов» вышел в свой первый рейс под флагом рыбодобывающей отрасли. За этим последовали десять счастливейших лет, когда судно привечало будущих моряков со всех концов огромной страны, в то время как сама страна катилась к развалу.

Фото: Валерий Василевский

После шести лет неспешных ремонтов (1975-1981) и модернизации барк «Седов» вышел в свой первый рейс под флагом рыбодобывающей отрасли. За этим последовали десять счастливейших лет, когда судно привечало будущих моряков со всех концов огромной страны, в то время как сама страна катилась к развалу.

Будучи приписанным к Риге, «Седов» после распада СССР снова оказался под угрозой. Латышское правительство настойчиво требовало возвращения парусника в порт приписки, и если бы не решительные действия капитана Алексея Перевозчикова, возможно, заполучила бы себе маленькая прибалтийская страна большую головную боль — содержание такого судна было бы латышам просто не по карману. Даже для России оказалось едва по силам сохранить в начале 90-х свои абсолютно непроизводственные парусные активы. Достаточно вспомнить, как Украина лишилась черноморской гордости — барка «Товарищ», что уж тут говорить о Латвии. Но «Седову» опять повезло — новым портом приписки был выбран Мурманск, а новым судовладельцем — местная высшая мореходка. С того времени и идет отсчет современной истории парусника.

Фото: Валерий Василевский

Будучи приписанным к Риге, «Седов» после распада СССР снова оказался под угрозой. Латышское правительство настойчиво требовало возвращения парусника в порт приписки, и если бы не решительные действия капитана Алексея Перевозчикова, возможно, заполучила бы себе маленькая прибалтийская страна большую головную боль — содержание такого судна было бы латышам просто не по карману. Даже для России оказалось едва по силам сохранить в начале 90-х свои абсолютно непроизводственные парусные активы. Достаточно вспомнить, как Украина лишилась черноморской гордости — барка «Товарищ», что уж тут говорить о Латвии. Но «Седову» опять повезло — новым портом приписки был выбран Мурманск, а новым судовладельцем — местная высшая мореходка. С того времени и идет отсчет современной истории парусника.

За тридцать с лишним лет служения благороднейшему делу подготовки морских кадров через «Седов» прошли десятки тысяч курсантов, многие из которых навсегда связали свою жизнь с морем. Именно первое романтическое свидание с океаном под парусами позволило им разглядеть свою судьбу. И все они вспоминают период парусной практики как один из самых счастливых в своей жизни.

Фото: Валерий Василевский

За тридцать с лишним лет служения благороднейшему делу подготовки морских кадров через «Седов» прошли десятки тысяч курсантов, многие из которых навсегда связали свою жизнь с морем. Именно первое романтическое свидание с океаном под парусами позволило им разглядеть свою судьбу. И все они вспоминают период парусной практики как один из самых счастливых в своей жизни.

«Седов» — четырехмачтовый барк, самый крупный парусник традиционной постройки в мире и второй по величине после пятимачтового Royal Clipper.  

Порт приписки: Мурманск. Год постройки: 1921. Верфь: Germaniawerft (Киль).  Тип судна: четырехмачтовый барк. Корпус: сталь. Водоизмещение: 6148 тонн.  Длина: 117,5 метров. Ширина: 14,7 метра. Осадка: 6,7 метра. Высота мачт: 58 метров. Количество парусов: 32.  Площадь парусов: 4192 квадратных метров. Мощность двигателя: 2800 лошадиных сил. Энергия ветра: 8000 лошадиных сил.  Скорость под парусами: до 18 узлов. Скорость под двигателем: до 10 узлов.  Экипаж: 54 человека. Курсанты: 102 человека.  Практиканты: 46 человек.

Фото: Валерий Василевский

«Седов» — четырехмачтовый барк, самый крупный парусник традиционной постройки в мире и второй по величине после пятимачтового Royal Clipper.

Порт приписки: Мурманск. Год постройки: 1921. Верфь: Germaniawerft (Киль). Тип судна: четырехмачтовый барк. Корпус: сталь. Водоизмещение: 6148 тонн. Длина: 117,5 метров. Ширина: 14,7 метра. Осадка: 6,7 метра. Высота мачт: 58 метров. Количество парусов: 32. Площадь парусов: 4192 квадратных метров. Мощность двигателя: 2800 лошадиных сил. Энергия ветра: 8000 лошадиных сил. Скорость под парусами: до 18 узлов. Скорость под двигателем: до 10 узлов. Экипаж: 54 человека. Курсанты: 102 человека. Практиканты: 46 человек.

«Седов» — четыре мачты парусов, 
«Седов» — к любым штормам всегда готов, 
«Седов» — столетье в море не предел, 
И впереди немало славных дел…

(Валерий Василевский)

Фото: Валерий Василевский

«Седов» — четыре мачты парусов,

«Седов» — к любым штормам всегда готов,

«Седов» — столетье в море не предел,

И впереди немало славных дел… (Валерий Василевский)

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше