Скрип скреп Советский журнал был призван доказать, что бога нет. Но почему он заставил людей заговорить о вере?

10 фото

К 1965 году на советском телевидении планировали показать последнего на просторах страны попа. Так, по задумке Никиты Хрущева, должна была закончиться глобальная антирелигиозная кампания по искоренению такого капиталистического пережитка, как религиозное сознание. Религии не было места в коммунистическом обществе, но знал ли Хрущев, что лично им учрежденный в 1959 году журнал «Наука и религия», призванный изжить веру в бога, станет бестселлером, который обратит в веру безбожников в стране так и не победившего коммунизма. «Лента.ру» рассказывает историю легендарного журнала, которому исполнилось 60 лет.

Пропаганда атеизма велась в СССР с самого его основания. Несмотря на то что официально атеизм не был элементом государственной системы, предполагалось, что советский человек в бога не верит, а верит только в светлое будущее. «Надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс», — завещал Владимир Ленин. 

Этим были призваны заниматься многочисленные антирелигиозные печатные издания, выходившие под эгидой Союза воинствующих безбожников. Советский народ иностранных языков не знал, слово «атеист» ему было неведомо, поэтому активисты эксплуатировали привычное уху слово «безбожник», которое до диктатуры пролетариата можно было назвать ругательным. «Безбожник»,  «Безбожник у станка», «Безбожный крокодил», «Юные безбожники» и другие СМИ открыто глумились над религией и пытались убедить советского человека в тщетности религиозной идеологии, разжигая рознь и внушая неприязнь к верующим. Власти также пытались искоренить обряды, которые соблюдало население, стремясь заменить их новыми, советскими. Так, к примеру, возникли «красные крестины», или октябрины, призванные заменить христианское таинство.

Изданием пропагандистской прессы все не ограничивалось. Первые десять лет Советского Союза сопровождались арестами и репрессиями представителей духовенства.

Пропаганда атеизма велась в СССР с самого его основания. Несмотря на то что официально атеизм не был элементом государственной системы, предполагалось, что советский человек в бога не верит, а верит только в светлое будущее. «Надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс», — завещал Владимир Ленин.

Этим были призваны заниматься многочисленные антирелигиозные печатные издания, выходившие под эгидой Союза воинствующих безбожников. Советский народ иностранных языков не знал, слово «атеист» ему было неведомо, поэтому активисты эксплуатировали привычное уху слово «безбожник», которое до диктатуры пролетариата можно было назвать ругательным. «Безбожник», «Безбожник у станка», «Безбожный крокодил», «Юные безбожники» и другие СМИ открыто глумились над религией и пытались убедить советского человека в тщетности религиозной идеологии, разжигая рознь и внушая неприязнь к верующим. Власти также пытались искоренить обряды, которые соблюдало население, стремясь заменить их новыми, советскими. Так, к примеру, возникли «красные крестины», или октябрины, призванные заменить христианское таинство.

Изданием пропагандистской прессы все не ограничивалось. Первые десять лет Советского Союза сопровождались арестами и репрессиями представителей духовенства.

Во время Великой Отечественной войны верующие с оружием в руках доказали советской власти верность стране. Однако Хрущев развязал жесткую антирелигиозную кампанию, которая сопровождалась сносом храмов и финансовым прессингом религиозных организаций. Из верующих делали изгоев, которые, как и другие притесняемые категории граждан, уходили в подполье, распространяя собственную литературу и наладив самиздат. 

В это время и учреждается «Наука и религия» — толстый журнал, который должен был без истерик, а с помощью доказательной базы убедить советского человека в том, что бога нет.

Во время Великой Отечественной войны верующие с оружием в руках доказали советской власти верность стране. Однако Хрущев развязал жесткую антирелигиозную кампанию, которая сопровождалась сносом храмов и финансовым прессингом религиозных организаций. Из верующих делали изгоев, которые, как и другие притесняемые категории граждан, уходили в подполье, распространяя собственную литературу и наладив самиздат.

В это время и учреждается «Наука и религия» — толстый журнал, который должен был без истерик, а с помощью доказательной базы убедить советского человека в том, что бога нет.

На фоне привычного советского агитпропа «Наука и религия» стал настоящим прорывом. Журнал был чуть ли не единственным источником знаний о религии в стране. В редакции работали глубоко интеллигентные люди с энциклопедическими знаниями. Они назубок знали Библию и Коран, без глубокого познания этих писаний на работу попросту не брали. За малейшую ошибку в тексте Библии сотруднику устраивали выволочку и лишали премии. Помимо выдержек из священных текстов в издании публиковали беседы с верующими и диалоги о взаимоотношениях науки и религии. Нередко набожные подписчики вырезали из журнала фрагменты из почитаемых ими текстов.

На фоне привычного советского агитпропа «Наука и религия» стал настоящим прорывом. Журнал был чуть ли не единственным источником знаний о религии в стране. В редакции работали глубоко интеллигентные люди с энциклопедическими знаниями. Они назубок знали Библию и Коран, без глубокого познания этих писаний на работу попросту не брали. За малейшую ошибку в тексте Библии сотруднику устраивали выволочку и лишали премии. Помимо выдержек из священных текстов в издании публиковали беседы с верующими и диалоги о взаимоотношениях науки и религии. Нередко набожные подписчики вырезали из журнала фрагменты из почитаемых ими текстов.

«Наука и религия» должна была сорвать маску с притворщицы религии, вводящей в заблуждение коммунистическое общество. По воспоминанию нынешнего главного редактора Ольги Брушлинской, пришедшей в издание в 1970 году, отряды пропагандистов атеизма не имели ни малейшего представления о том, как живут и чем руководствуются верующие люди. Издание заставляли бороться со старыми устоями, пропагандируя так называемую «красную обрядность». Вместе с этим журнал знакомил читателей с жизнью верующих, не только христиан, но и мусульман, и буддистов. В журнале даже была рубрика «Святыни нашей Родины», рассказывавшая о местах религиозного почитания. За это ему доставалось. Из-за статьи той же Брушлинской, специализировавшейся на исламе, в ЦК поступил донос о пропаганде мусульманства. Но все обошлось.

«Наука и религия», 1989, №01

«Наука и религия» должна была сорвать маску с притворщицы религии, вводящей в заблуждение коммунистическое общество. По воспоминанию нынешнего главного редактора Ольги Брушлинской, пришедшей в издание в 1970 году, отряды пропагандистов атеизма не имели ни малейшего представления о том, как живут и чем руководствуются верующие люди. Издание заставляли бороться со старыми устоями, пропагандируя так называемую «красную обрядность». Вместе с этим журнал знакомил читателей с жизнью верующих, не только христиан, но и мусульман, и буддистов. В журнале даже была рубрика «Святыни нашей Родины», рассказывавшая о местах религиозного почитания. За это ему доставалось. Из-за статьи той же Брушлинской, специализировавшейся на исламе, в ЦК поступил донос о пропаганде мусульманства. Но все обошлось.

Первым главредом «Науки и религии» стал бывший руководитель журнала «Знание — сила» Владимир Мезенцев. Он был необычайно смел в вопросах редакционной политики и общении с начальством, и продержался всего четыре года. При Мезенцеве в издании печатались статьи об экстрасенсе Вольфе Мессинге, прославившемся опытами с чтением мыслей. Публикации о сверхъестественном вызывали раздражение наверху.

Главные редакторы «Науки и религии» тратили много сил на то, чтобы отстоять позицию редакции наверху. Творческий коллектив журнала находился на позиции защиты верующих. Не столько из-за тяготения к религиозности, сколько из-за того, что верующие находились в ущемленном положении. В любой момент их могли упрекнуть в нелояльности советской власти, что могло повлечь серьезные последствия.

Корреспонденты «Науки и религии» не были изначально на стороне верующих. Но бывало, что по итогам командировки, из которой журналист должен был привезти обличительный материал, в журнале выходил текст в защиту священников.

Первым главредом «Науки и религии» стал бывший руководитель журнала «Знание — сила» Владимир Мезенцев. Он был необычайно смел в вопросах редакционной политики и общении с начальством, и продержался всего четыре года. При Мезенцеве в издании печатались статьи об экстрасенсе Вольфе Мессинге, прославившемся опытами с чтением мыслей. Публикации о сверхъестественном вызывали раздражение наверху.

Главные редакторы «Науки и религии» тратили много сил на то, чтобы отстоять позицию редакции наверху. Творческий коллектив журнала находился на позиции защиты верующих. Не столько из-за тяготения к религиозности, сколько из-за того, что верующие находились в ущемленном положении. В любой момент их могли упрекнуть в нелояльности советской власти, что могло повлечь серьезные последствия.

Корреспонденты «Науки и религии» не были изначально на стороне верующих. Но бывало, что по итогам командировки, из которой журналист должен был привезти обличительный материал, в журнале выходил текст в защиту священников.

Что же предлагал верующему человеку журнал, хоть и испытывающий к нему симпатию, но находившийся на стороне науки? Агностическое мировоззрение. Как в повести Владимира Тендрякова «Апостольская командировка», которая вышла в журнале в 1969 году. Главный герой произведения — ученый, чьи духовные поиски заканчиваются приходом к вере, которая не превращает его во врага общества, а дарит успокоение. Повесть о том, что нельзя навязывать веру, равно как и неверие, стала поводом для критики со стороны воинствующих атеистов, имевших влияние на умы.

Что же предлагал верующему человеку журнал, хоть и испытывающий к нему симпатию, но находившийся на стороне науки? Агностическое мировоззрение. Как в повести Владимира Тендрякова «Апостольская командировка», которая вышла в журнале в 1969 году. Главный герой произведения — ученый, чьи духовные поиски заканчиваются приходом к вере, которая не превращает его во врага общества, а дарит успокоение. Повесть о том, что нельзя навязывать веру, равно как и неверие, стала поводом для критики со стороны воинствующих атеистов, имевших влияние на умы.

«Наука и религия» имела внушительные тиражи по несколько сотен тысяч экземпляров. В 1980-е годы, с приходом гласности, его популярность возросла. Журнал был одним из самых читаемых в стране, его тираж достигал миллиона экземпляров. Содержание стало более сбалансированным, а обложки — эффектными. 

Бывший с 1985 года главным редактором издания Владимир Проваторов вспоминал, что в редакцию приходили письма от читателей, признававшихся, что после прочтения «Науки и религии» они становились верующими.

«Наука и религия» имела внушительные тиражи по несколько сотен тысяч экземпляров. В 1980-е годы, с приходом гласности, его популярность возросла. Журнал был одним из самых читаемых в стране, его тираж достигал миллиона экземпляров. Содержание стало более сбалансированным, а обложки — эффектными.

Бывший с 1985 года главным редактором издания Владимир Проваторов вспоминал, что в редакцию приходили письма от читателей, признававшихся, что после прочтения «Науки и религии» они становились верующими.

С развалом Союза и провозглашением свободы вероисповедания журнал утратил былую популярность. С 1992 года он перешел в частные руки, теперь его издает ООО «НИР Лтд». Дела журнала хорошими не назовешь. Главред Проваторов объяснял падение колосса появившимся разнообразием конфессиональной литературы. Кроме того, как и почти все СМИ в начале 1990-х, «Наука и религия» столкнулась с финансовым кризисом. В целом современное лицо издания отражает его нынешнее содержание.

С развалом Союза и провозглашением свободы вероисповедания журнал утратил былую популярность. С 1992 года он перешел в частные руки, теперь его издает ООО «НИР Лтд». Дела журнала хорошими не назовешь. Главред Проваторов объяснял падение колосса появившимся разнообразием конфессиональной литературы. Кроме того, как и почти все СМИ в начале 1990-х, «Наука и религия» столкнулась с финансовым кризисом. В целом современное лицо издания отражает его нынешнее содержание.

В середине нулевых руководитель редакции сетовал на то, что теперь общественное сознание обратилось к мистицизму, потому что кажется, будто рационально объяснить некоторые вещи нельзя. «Наша посильная задача — способствовать духовному возрождению России», — говорил в интервью Проваторов. 

Из эксклюзивного — «Наука и религия» публикует геокосмический прогноз, однако с некоторых пор только в печатной версии. Кроме того, издание пытается развивать дискуссионный клуб «Исторический аудит» для обсуждения «самых смелых, парадоксальных и революционных гипотез». «Сегодня в новых условиях журнал старается развивать межконфессиональный диалог. Отвечая на духовные запросы общества, журнал обращается и к "вечным" темам: смысл жизни и смерти, тайны бытия, загадки космоса», — говорит нынешний руководитель редакции «Науки и религии».

В середине нулевых руководитель редакции сетовал на то, что теперь общественное сознание обратилось к мистицизму, потому что кажется, будто рационально объяснить некоторые вещи нельзя. «Наша посильная задача — способствовать духовному возрождению России», — говорил в интервью Проваторов.

Из эксклюзивного — «Наука и религия» публикует геокосмический прогноз, однако с некоторых пор только в печатной версии. Кроме того, издание пытается развивать дискуссионный клуб «Исторический аудит» для обсуждения «самых смелых, парадоксальных и революционных гипотез». «Сегодня в новых условиях журнал старается развивать межконфессиональный диалог. Отвечая на духовные запросы общества, журнал обращается и к "вечным" темам: смысл жизни и смерти, тайны бытия, загадки космоса», — говорит нынешний руководитель редакции «Науки и религии».

Сегодняшний вклад издания в духовное возрождение страны оценить сложно: журнал не найти в киосках, а современным удобным сайтом издатели не обзавелись. На сайте можно найти только анонсы журнальных статей и поздравления читателей с праздниками. Редкие обращения поклонников к редакции касаются в основном вопроса, где найти журнал.

Сегодняшний вклад издания в духовное возрождение страны оценить сложно: журнал не найти в киосках, а современным удобным сайтом издатели не обзавелись. На сайте можно найти только анонсы журнальных статей и поздравления читателей с праздниками. Редкие обращения поклонников к редакции касаются в основном вопроса, где найти журнал.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше