9 марта 69 лет исполнилось одной из самых известных звезд итальянского кинематографа Орнелле Мути. Она попала в кино случайно, когда ей было 14 лет и, так и не получив соответствующего образования, сумела поработать с самыми именитыми режиссерами и актерами своего поколения. Зрителей актриса покорила не только драматическим талантом, но и природной красотой, в которой мастерски сочетаются невинность и сексуальность. Всемирно известной Мути сделала комедия «Укрощение строптивого». Именно благодаря этому фильму о ней узнали в России — и полюбили ее, возможно, даже сильнее, чем на родине. Однако личная жизнь актрисы была далеко не безоблачной. В рамках цикла материалов о непростых судьбах знаменитостей «Лента.ру» рассказывает, как Мути из нищей натурщицы и модели для мужских журналов превратилась в звезду мирового масштаба и обрела счастье в личной жизни, несмотря на многочисленные неудачи.
Восемь месяцев тюрьмы за ужин с Путиным
В 2015 году все СМИ мира облетела новость, что актриса Орнелла Мути приговорена к восьми месяцам тюрьмы и штрафу в 600 евро за мошенничество. Такое решение вынес суд города Порденоне в связи с тем, что 10 декабря 2010 года актриса, сказавшись больной, отказалась участвовать в спектакле, в котором должна была играть главную роль. Мути предоставила справку от врача, в которой сообщалось, что у нее ларингофарингит — воспаление слизистой оболочки глотки и гортани.
Спектакль пришлось отменить, а Мути воспользовалась освободившимся временем, чтобы посетить благотворительный вечер в Санкт-Петербурге с участием Владимира Путина, в тот момент занимавшего пост премьер-министра России. Кроме Мути, в мероприятии приняли участие и другие звезды, в том числе Шэрон Стоун, Кевин Костнер, Моника Беллуччи, Курт Рассел, Ален Делон и Микки Рурк. Именно на том вечере Путин наиграл на рояле мелодию «С чего начинается Родина» и спел по-английски песню Blueberry Hill.
Благотворительный вечер, посвященный борьбе с детскими онкологическими и офтальмологическими заболеваниями, наделал много шума и широко освещался в прессе, в том числе итальянской.
Информация, естественно, дошла до руководителей театра. Они выяснили, что предоставленная актрисой справка была фальшивой, и подали на Мути в суд, оценив ущерб от отмены постановки в 25 тысяч евро — ровно такой гонорар актриса получила за работу. Процесс длился четыре года и завершился резонансным приговором.
«Орнеллу Мути приговорили к восьми месяцам тюрьмы после ужина с Владимиром Путиным» — с такими заголовками вышли чуть ли не все итальянские таблоиды на следующий день
Шансов избежать наказания у актрисы практически не было. Обвинение предоставило очень весомые доказательства: с одной стороны, медицинская справка, а с другой — видеозапись вечера, на котором она сидит рядом с Путиным. Неудивительно, что впоследствии Верховный кассационный суд Италии оставил приговор Мути без изменения, но предложил ей выплатить штраф театру в размере 30 тысяч евро, чтобы избежать тюремного заключения. Актриса согласилась на это условие, но отметила, что решилась на обман лишь потому, что эта встреча была для нее невероятно важной.
«Я своего тела не стесняюсь»
Российскому зрителю Мути известна прежде всего по комедиям «Укрощение строптивого» и «Безумно влюбленный», однако в ее фильмографии значится более сотни проектов. Не все из них можно назвать удачными или выдающимися, но актриса не жалеет ни об одной из сыгранных ролей. Она с детства не привыкла отказываться от любой работы — лишь бы за нее своевременно платили.
Детство Франчески Ривелли (именно так на самом деле зовут актрису) пришлось на послевоенные годы. Ее отец — неаполитанец по происхождению — работал журналистом, а мать — уроженка Эстонии с русскими корнями — была скульптором. Своим дочерям они с детства старались дать хорошее образование и привить любовь к искусству и творчеству. В то же время, как вспоминала Мути позднее, денег родителям всегда не хватало, а когда ей исполнилось 10 лет, финансовое положение семьи и вовсе стало катастрофическим.
Отец Франчески и ее старшей сестры Клаудии трагически погиб, и они остались на полном обеспечении матери. Женщина выбивалась из сил в попытках свести концы с концами, поэтому девочки соглашались на любую подработку, видя, как тяжело приходится матери.
Клаудиа быстро стала довольно востребованной моделью, много снималась в рекламе, и ее узнавали на улице. Франческа, в свои 13 лет выглядевшая значительно старше, решила пойти по стопам сестры. Сначала девушка без зазрения совести солгала о своем возрасте, чтобы устроиться натурщицей в художественное училище. Затем стала сниматься в откровенных фотосессиях для мужских журналов, за которые платили гораздо больше, чем за позирование в обнаженном виде перед студентами.
Будущая актриса надеялась, что источник внезапно появившихся денег удастся сохранить в тайне, но правда довольно быстро выплыла наружу. После этого директор школы, в которой училась девочка, решил исключить начинающую модель из учебного заведения, но все же дал ей второй шанс, вспомнив о бедственном положении семьи Ривелли.
Мать тоже не была в восторге от вызывающего поведения дочери. Однако Франческа себя виноватой не чувствовала и, проявив стойкость характера, заявила ей: «Я своего тела не стесняюсь, лучше зарабатывать так, чем воровать!»
Понемногу скандал позабылся, но вскоре девушка вновь дала общественности повод для возмущения: она начала сниматься в изобилующих откровенными сценами фильмах.
Чао, Франческа!
Своей кинокарьерой Франческа обязана старшей сестре. Клаудиа мечтала стать кинозвездой и в 19 лет дебютировала в картине «Дважды Иуда». Когда год спустя она узнала, что знаменитый итальянский режиссер Дамиано Дамиани ищет кандидатку на главную женскую роль в своем новом фильме, тут же отправилась на прослушивание и уговорила младшую сестру составить ей компанию.
Заветную роль Клаудиа не получила — она, по мнению Дамиани, оказалась «пресноватой» для криминальной драмы. Зато режиссер обратил внимание на Франческу, которая и не помышляла об актерской профессии и пробы проходить не собиралась.
«Я просто пришла с сестрой, я не хочу сниматься, вы на нее смотрите!» — пыталась объяснить режиссеру девушка, но он и слышать ничего не хотел и уговорами все-таки добился своего
Именно Дамиани придумал ей звучный псевдоним Орнелла Мути, под которым она и стала известна в мире, а Франческа Ривелли навсегда осталась в прошлом. Правда, новое имя самой актрисе никогда особо не нравилось.
Я до сих пор не всегда откликаюсь на имя Орнелла, в обычной жизни меня никто так не называет
Первая роль далась Мути совсем непросто: ей было всего 14 лет, в то время как ее героине — 17. И хотя девушка выглядела старше своего возраста, ей попросту не хватало жизненного опыта, чтобы достоверно изобразить в кадре любовь и страсть, о которых она только читала в книгах. Однако режиссер, увидев в девушке искру таланта, взялся обучить ее всем премудростям профессии.
Донна-бамбина становится звездой
Криминальная драма Дамиани «Самая красивая жена» вышла в 1970 году и стала настоящей сенсацией. На Мути тут же обратили внимание и другие режиссеры. Предложения о работе посыпались на нее как из рога изобилия, и, хотя чаще всего это были малобюджетные проекты, в которых не требовались выдающиеся актерские способности, Мути не отказывалась от них. Она отчаянно хотела помочь семье вырваться из нищеты, да и играть в кино ей понравилось. В результате еще до совершеннолетия Мути успела сняться в десятке проходных проектов, многие из которых изобиловали эротическими сценами.
До меня в итальянском кино почти не раздевались. Но я не хотела никого этим шокировать или смутить. Откровенно говоря, я не люблю сцены раздевания в кино, но всегда снимаюсь в них сама, без дублеров. Потому что актриса никогда не сделает того, что может сделать дублерша и что потом все равно будет приписываться актрисе
Прорывным для карьеры Мути стал фильм 1974 года «Народный роман», в котором ее экранным партнером выступил Микеле Плачидо. Именно в этом фильме она впервые доказала, что действительно умеет играть, а не только быть красивой. В нем же ее заметил режиссер Марко Феррери — и пригласил сняться в своем новом проекте «Последняя женщина».
Работа над картиной проходила в жестких условиях, режиссер вел себя на съемочной площадке как настоящий деспот и постоянно изводил Мути своими придирками и криками, не обращая внимания на ее слезы и усталость, чем едва не довел до нервного срыва. Несмотря на это, Мути признает, что она во многом обязана своим успехом именно Феррери, ведь он открыл ее как талантливую драматическую артистку.
Фильм, по мнению критиков, получился великолепным, и после его премьеры к «донне-бамбине» («женщине-ребенку»), как ее прозвали в киносреде, пришла настоящая известность. Теперь ей предлагали сотрудничество именитые европейские и голливудские режиссеры, а ее партнерами по съемочной площадке становились исключительно звезды первой величины: Ален Делон, Тимати Далтон, Сильвестр Сталлоне, Жерар Депардье, Адриано Челентано. В 1979 году Мути побывала в СССР, где снялась в фильме Григория Чухрая «Жизнь прекрасна».
Спешащая любить
В отличие от карьеры, личная жизнь Мути складывалась не слишком удачно. Яркая красавица, она с юных лет сводила мужчин с ума. На съемках «Самой красивой жены» в нее, актрису-дебютантку, влюбился экранный партнер Алессио Орано, которого называли итальянским Аленом Делоном. Мужчина потерял голову настолько, что готов был жениться, но не позволил себе ничего выходящего за рамки дружбы, ведь Мути тогда не было и 15 лет и о браке не могло быть и речи. После окончания работы над фильмом артисты разошлись, но остались хорошими друзьями.
В 18 лет актриса без памяти влюбилась в некоего богатого и влиятельного итальянца, имя которого она до сих пор хранит в тайне. Мути забеременела, но ее избранник не обрадовался новости о грядущем отцовстве и тут же исчез, вспомнив, что дома его ждет жена. Несмотря на это, актриса решила оставить ребенка и 10 октября 1974 года родила дочь Найке. Однако без отца воспитывать ребенка ей не пришлось. Узнав о затруднительном положении Мути, на помощь пришел давний поклонник Орано. Он выдал новорожденную за свою дочь, а через год официально оформил отношения с Мути.
По словам Мути, Орано стал прекрасным мужем и отцом и она была ему благодарна за поддержку, но тихого семейного счастья ей оказалось мало. Актриса хотела сильных страстей, ярких отношений и закрутила роман с секс-символом Италии Адриано Челентано.
Кадр: фильм «Безумно влюбленный»
Они встретились в 1980 году на съемках культовой комедии «Укрощение строптивого» и не заметили, как чувства, которые они изображали перед камерой, стали реальными. Актеры отрицали наличие романа, однако, когда работа над фильмом завершилась, Мути внезапно подала на развод с Орано. Причиной этого решения звезда называла безумную ревность мужа к ее карьере, успеху и поклонникам, однако ходили слухи, что она все же ожидала, что Челентано тоже уйдет от супруги и женится на ней. Но он расстаться с Клаудией Мори так и не решился. Вместо этого он, не предупредив Мути, публично покаялся за свою интрижку.
В один прекрасный день актрисе на глаза попалась газета, на первой полосе которой красовался заголовок: «Адриано Челентано публично просит прощения у своей жены за увлечение Орнеллой Мути»
Так актриса узнала, что ее возлюбленный никогда и не думал уходить из семьи, да еще и подтвердил их роман, который они до этого всячески отрицали. Она была возмущена этим поступком и заявила журналистам:
Я бы никогда не призналась в этом. Адриано Челентано рассказал о нашем романе, даже не спросив меня. Он сделал это после стольких лет молчания, которое мы хранили ради наших супругов и особенно ради детей… Да, у нас был роман, это правда. Но меня ошеломило его признание. Я бы хотела знать заранее, что он собирается раскрыть наш секрет
В свое оправдание она также отметила, что считает, что для артистов романы во время съемок — это нормально, однако ее сердце было разбито.
Добавил ей проблем и Орано, после развода решивший раскрыть журналистам, что не он биологический отец Найке, чем немного подпортил бывшей жене репутацию.
Хроническая неудачница в любви
Актриса болезненно переживала разочарование в любви и не скрывала своей обиды: ее оскорбили несдержанность Челентано и предательство бывшего мужа, ведь она предпочла бы хранить свои секреты и дальше. Она была уверена, что больше никогда не будет счастлива.
От хандры Мути спасали лишь подрастающая дочь и работа. В 1981 году актриса вновь согласилась поработать с Марко Феррери над его новой картиной «История обыкновенного безумия». На сей раз сотрудничество с властным режиссером далось ей значительно легче, поэтому спустя три года они встретились на съемочной площадке еще раз. Результатом их совместной работы стала драма «Будущее — это женщина».
Фото: Gianni Ferrari / Cover / Getty Images
Вскоре после развода Мути встретила продюсера Федерико Факинетти. Он обожал актрису и окружил ее такой заботой, какой она никогда не знала раньше. Долго сопротивляться натиску Факинетти она не могла. Вскоре пара стала жить вместе, а затем и официально оформила отношения. Мути чувствовала себя как никогда счастливой: ее карьера была на взлете, она родила еще двоих детей — сына Андреа и дочь Каролину, рядом находился надежный мужчина. По крайней мере ей так казалось.
Однако и эту иллюзию счастья разрушила газетная статья. На сей раз интервью дала любовница «сеньора Мути», как пресса окрестила второго мужа Орнеллы. «Скучная, однообразная и убийственно холодная в постели», — именно так, по словам женщины, отзывался о своей жене Факинетти
Продюсер все отрицал и уверял супругу, что эта женщина — лгунья и завистница, желающая разбить их семью. Тогда Мути ему поверила. Однако вскоре до нее начали доходить слухи, что муж погряз в долгах из-за пристрастия к азартным играм и содержания многочисленных любовниц. Также журналисты выяснили, что Факинетти не гнушался выписывать чеки на имя жены и занимался финансовыми махинациями, из-за которых мог оказаться в тюрьме.
В итоге Факинетти все же пришлось во всем сознаться. Мути пришла в ужас от предательства мужа и предложила ему расстаться. Супруг наотрез отказался, и тогда актрисе пришлось заключить с ним соглашение: она выплатит все его долги в обмен на развод. Факинетти согласился, однако это его не спасло: он продолжил играть и за новые финансовые махинации в 1997-м, спустя всего год после развода, все же угодил за решетку.
Впасть в депрессию после очередной любовной неудачи Мути снова не дала работа: она активно снималась как в Италии, так и за рубежом. Кроме того, старшая дочь Найке родила ребенка, что также отвлекло актрису от личных переживаний. Ее настолько поглотила забота о внуке, что журналисты окрестили ее самой лучшей и красивой молодой бабушкой Италии.
Не знаю, что такое классическая бабушка, но знаю, что такое любовь. Видеть сына своего ребенка — это что-то очень необыкновенное
«Шарм — это вопрос удачи»
С появлением внука Мути не поставила крест на личной жизни. В 1998 году на одном из светских мероприятий она познакомилась с харизматичным пластическим хирургом Стефано Пикколо, который был моложе ее на 13 лет. Актриса изначально не воспринимала эту связь как что-то серьезное, тем не менее они прожили вместе более 10 лет, хоть и не оформили отношения официально.
Отношения с детьми для меня на первом месте. Это красивейшие слова — «счастливая мама». И я счастлива, что могу так сказать про себя
Пикколо патологически ревновал Мути ко всем, даже к детям, и постоянно устраивал ей скандалы из-за того, что она проводит с ними много времени и глубоко вникает в их проблемы. В 2008 году они расстались.
На сей раз Мути разочарование в мужчинах переживала недолго. Она познакомилась с предпринимателем Фабрисом Каревере, когда в том же 2008-м решила начать свой ювелирный бизнес. Он тоже был моложе актрисы — на 11 лет, но их отношения, несмотря на разницу в возрасте, оказались крепкими.
Мути, которой исполнилось 69 лет, выглядит минимум на 20 лет моложе. Однако актриса всегда уверяла, что не возраст определяет человека, хоть и никогда не скрывала, что тщательно следит за собой. Помимо этого, актриса считает, что для сохранения молодости важно находиться в гармонии с собой и своей профессией.
Я очень внимательна к себе, с уважением отношусь к своим «рабочим инструментам». Диета, спорт, сон, определенные жертвы — я, например, вообще не пью алкоголь. Мне не нравится состояние опьянения, и я ни разу в жизни не была пьяной
Мути не курит, вообще не ест мясо, старается спать не меньше девяти часов в сутки. Она ежедневно делает гимнастику по специально для нее разработанной программе, так как, по ее мнению, движение — лучший способ поддерживать хорошую физическую форму. Наличие пластических операций Мути отрицает. По ее словам, прекрасная грудь у нее исключительно благодаря природе и трем детям, которых она долго кормила грудью. Все остальное — результат работы грамотного косметолога.
Шарм — это вопрос удачи, но я уверена: в той или иной степени он есть у каждой женщины. И каждая женщина по-своему привлекательна. Я считаю, что внутренняя жизнь каждого человека дает свет. Этот свет и есть то, что мы называем красотой. Я, например, увидела этот свет с помощью буддизма
Просто счастливая женщина
Последний крупный фильм с участием актрисы — «Римские приключения» Вуди Аллена — вышел на большие экраны еще в 2012 году. С тех пор она снимается крайне редко, предпочитая заниматься благотворительностью и играть в театре, хотя не отрицает того, что может вернуться в большое кино, если получит интересное предложение.
После благотворительного ужина с Владимиром Путиным, который обошелся Мути в 30 тысяч долларов, ее жизнь сильно изменилась. В 2008 году она открыла свои ювелирные бутики в Риме, Милане, Париже, Риге, Алма-Ате и, конечно, в Москве. В 2011-м актриса стала почетным гостем Казанского международного фестиваля мусульманского кино и теперь постоянно участвует в закрытых светских мероприятиях, куда пресса не допускается.
После знакомства с Каревере, который ведет дела в том числе и в Москве, Мути достаточно стала часто бывать в России. Она считает эту страну «частью своей культуры» и даже приобрела квартиру в центре Москвы, недалеко от храма Христа Спасителя. Также актриса заявила, что не прочь бы получить российское гражданство, правда, так до сих пор этого не сделала.
Я думаю, что на русскую похожа больше, чем на итальянку. Разве нет? По крайней мере, мне часто об этом говорят. Вообще мне очень нравятся русские женщины. Они красивы, милы, нежны, элегантны. Есть в них какая-то душевность
В последний раз Мути прилетала в Москву в ноябре 2023 года, чтобы представить театральную постановку «Героическая жизнь гения», основанную на письмах Бетховена и его музыке.
Несмотря на пережитые испытания, в свои 69 лет Мути осталась все той же непосредственной и спонтанной «женщиной-ребенком», заставляющей мужчин оборачиваться ей вслед и делающей счастливыми миллионы зрителей, которые решили в очередной раз пересмотреть «Укрощение строптивого».