Джейми Ли Кертис известна прежде всего как талантливая актриса и заслуженная «королева крика», но сфера ее деятельности куда шире кино: она активный филантроп, сторонница бодипозитива и гендерного равенства, писательница и изобретательница. Кроме того, она дочь двух кинозвезд первой величины. Однако родственные связи не сделали ее знаменитой. Строить актерскую карьеру Кертис начала с массовки и прошла тернистый путь, прежде чем стать востребованной артисткой и поп-культурной легендой. Непросто складывалась жизнь Джейми Ли и за пределами съемочной площадки. Актриса сталкивалась с разными видами дискриминации, когда о них еще не было принято говорить вслух, а также на протяжении многих лет была зависима от алкоголя и опиоидов. В рамках цикла материалов о непростых судьбах знаменитостей «Лента.ру» рассказывает, как Кертис сумела преодолеть свои проблемы и доказала всем, что она не просто звезда хорроров.
Триумф на «Оскаре»
Одной из главных неожиданностей 95-й церемонии вручения премии «Оскар», которая прошла в 2023 году, стала победа Джейми Ли Кертис. Заветную награду в категории «Лучшая актриса второго плана» ей принесла роль безумного налогового инспектора в картине «Все, везде и сразу».
Для Кертис, прославившейся благодаря главным ролям в фильмах ужасов, эта номинация, стала первой за все ее кинокарьеру, которая к тому моменту продолжалась без малого 45 лет. И она явно не ожидала, что с первой же попытки получит статуэтку, тем более что явной фавориткой церемонии в этой категории считалась звезда «Черной пантеры: Ваканда навеки» Анджела Бассет. В своей речи актриса эмоционально поблагодарила мужа, детей, поклонников, всегда выражавших ей любовь и поддержку, и отдельно — родителей, знаменитых артистов Джанет Ли и Тони Кертиса.
Мои мать и отец были номинированы на «Оскар» в разных категориях, но так и не дошли до этой сцены. А я стою здесь с «Оскаром» в руках! Родители были первыми, о ком я подумала, услышав свое имя. (…) Они застали золотой век Голливуда, и я всегда чувствовала, что никогда и близко не смогу сравнить свою карьеру с их достижениями. Но сейчас неожиданно папа с мамой стали моими коллегами. И мы хоть немного сравнялись
На самом деле Кертис, конечно, скромничала: в ее фильмографии — множество успешных картин самых разных жанров. Однако примечательно, что высшую кинонаграду она получила за фильм, рассказывающий о непростых отношениях родителей с детьми, о которых сама знает не понаслышке.
Из дочери знаменитостей в икону слэшеров
Джейми — второй ребенок в семье Тони Кертиса и Джанет Ли. Актриса не раз уверяла, что «ее родили ради спасения брака», однако этот план не сработал. В начале 1960-х годов Тони Кертис был суперзвездой, поэтому семья и дети волновали его меньше, чем другие женщины. Джанет Ли к тому моменту не уступала мужу в звездности. Помимо любви зрителей, у нее также были признание критиков и «Золотой глобус» за роль в культовом триллере Альфреда Хичкока «Психо», поэтому терпеть измены мужа она не стала.
Пара рассталась в 1962 году. Спустя несколько месяцев после развода Джанет вновь вышла замуж — за спокойного и надежного биржевого маклера Роберта Брандта, Кертис же предпочел вести богемный образ жизни и интересоваться детьми практически перестал. Он не испытывал потребности проводить с ними время, поэтому свой вклад в их воспитание ограничивал исправно выплачиваемыми бывшей жене щедрыми алиментами.
Он не был отцом. Он не был заинтересован в том, чтобы быть отцом, и это не обвинение в его адрес — он делал то, что должен был делать с финансовой точки зрения, что было благородно с его стороны, но он не был вовлеченным родителем
С матерью у Кертис близкие и доверительные отношения тоже не сложились. По словам актрисы, она всегда учитывала нужды и желания детей, заботилась о них, но при этом всегда была отстраненной. Человеком, активно участвовавшим в жизни Джейми Ли и ее старшей сестры Келли, стал отчим. Мужчина принял девочек как родных и воспитывал их в строгости и стабильности, между тем Тони Кертис продолжал вновь и вновь жениться, заводить новых детей и разводиться.
Недостаток родительского и особенно отцовского внимания сказался на поведении Кертис. Она росла трудным ребенком, бунтовала, плохо училась в школе и даже не мечтала о голливудской славе — отчасти из-за того, что у нее были сероватые зубы. Вместо актерской карьеры она планировала стать офицером полиции, поскольку думала, что для этого не нужно много учиться.
По настоянию матери Кертис поступила в университет на юридический факультет, но не продержалась там и года. Однажды она заполучила роль в массовке в одном сериале, затем в эпизод — в другом и сама не заметила, как окунулась в типичную жизнь начинающей актрисы с бесконечными кастингами и неопределенным будущим.
Однако уже в конце 1970-х из-за череды неудачных проб и отказов Кертис была готова бросить затею покорить Голливуд. Ее решение изменило лишь предложение режиссера Джона Карпентера сыграть в его новом фильме преследуемую маньяком 17-летнюю няньку Лори Строуд. Кертис тогда просто повезло: бюджет «Хэллоуина» был настолько низким, что режиссер был вынужден брать на главные роли исключительно малоизвестных актеров, готовых сниматься за копейки.
Неожиданно для всех этот малобюджетный фильм стал одним из главных хитов проката 1978 года, а со временем обрел статус культовой классики. Громкий дебют на большом экране определил будущее Кертис — на многие годы вперед ее имя стало ассоциироваться с хоррорами и слэшерами.
«С самого детства меня было легко испугать. Меня пугают громкие звуки, напряженная музыка. В хоррорах я не играю, я живу. Часто мои друзья говорят, что хотели бы посмотреть какой-то фильм, но тут же добавляют, что я не могу с ними пойти. Я бы не стала смотреть страшное кино, даже если бы вы мне заплатили», — со смехом объяснила свой успех в «ужасном» жанре Кертис
Однако съемки во множестве хорроров и титул «королевы крика» не замкнули карьеру Кертис исключительно на фильмах ужасов. Она очень хотела выйти из тени родителей, поэтому на протяжении 45 лет без устали снималась в проектах самых разных жанров. Среди самых запоминающиеся работ с участием актрисы — комедии «Поменяться местами», «Домашний арест», «Чумовая пятница», «Моя девочка», «Вечно молодой», детектив «Достать ножи» и получивший семь «Оскаров» фантастический фильм «Все везде и сразу». А за роль в комедийном боевике «Правдивая ложь» Кертис получила «Золотой глобус».
Самое большое достижение в жизни
В кино Кертис играла преимущественно сильных и независимых героинь, однако за пределами съемочной площадки ее жизнь складывалась не всегда гладко. В 1989 году во время работы над мелодрамой «Идеально» оператор Гордон Уиллис посмотрел на актрису как-то утром и заявил, что снимать сцены с ее участием не будет, потому что она выглядит опухшей. Из-за этого неосторожного комментария Кертис стала пытаться во что бы то ни стало сохранить молодость. Сначала она колола ботокс, сидела на жестких диетах и без устали закрашивала седину, затем сделала не слишком удачную липосакцию. Но фатальной для актрисы стала блефаропластика — операция по коррекции формы век, после которой у нее развилась зависимость от рецептурных болеутоляющих.
Я попробовала пластику, но ничего хорошего из этого не вышло. В итоге я только подсела на обезболивающий опиоид, который мне прописали, хотя в нем не было никакой нужды. Я стала очень зависимой от запрещенных веществ, но всегда держалась, когда работала
Зависимость осложнялась пристрастием Кертис к выпивке. Позднее актриса рассказывала, что, смешивая препараты и алкоголь, она могла очень быстро забыться. Ненадолго она переставала испытывать стыд перед близкими и бояться, что таблоиды узнают правду и сожрут ее живьем.
Кертис долгое время удавалось скрывать проблему от окружающих — ничего не подозревал даже муж. Актриса уверена, что ей очень повезло, что под действием психотропных веществ она не наделала глупостей, о которых бы жалела всю оставшуюся жизнь. «Я была наркоманкой, и мне нравился опиоидный кайф. И если бы тогда наркотики были настолько же доступны, как доступны на улицах сегодня, я была бы уже на том свете», — заявила Кертис в одном из недавних интервью.
Кадр: фильм «Правдивая ложь»
В алкогольно-наркотическом угаре актриса провела десять лет и в какой-то момент дошла до того, что начала воровать таблетки у родственников и друзей. Осознав глубину своего падения, в 1999 году она наконец решила освободиться от пагубного пристрастия и вернуть контроль над собственной жизнью. Кертис рассказала обо всем журналистам и отправилась на реабилитацию. Трезвый образ жизни она ведет уже 25 лет и очень гордится этим.
Я разорвала порочный круг зависимостей, который по сути разрушил жизни многих поколений моей семьи. Трезвость — мое самое большое достижение… больше, чем муж, больше, чем дети, и больше, чем любая работа, успех или неудача
Кстати, обретя трезвость, Кертис стала ярой противницей пластических операций. И ее пристрастие к опиоидам из-за блефаропластики — не единственная причина этого. Актриса осознала, что рано или поздно проиграет битву с возрастными изменениями и одержимость идеей вечной молодости лишит ее уникальности.
«Нынешняя мода на пластику и филлеры, эта одержимость фильтрами для фото и все то, что мы делаем для улучшения нашего внешнего вида в Zoom, стирает с лица земли целые поколения истинной красоты, — считает она. — Как только вы испортите свое лицо, вы его уже никогда не вернете. Зачастую процедуры по исправлению неудачной работы только усугубляют ситуацию»
Актриса выбрала для себя изящное старение и на собственном примере доказала, что для того, чтобы стать счастливее, необязательно менять внешность и что даже со стареющим, по ее словам, лицом можно получать потрясающие роли.
Кертис вообще можно назвать одной из главных сторонниц бодипозитива в Голливуде: актриса регулярно говорит о проблемах сексуальной объективации, то есть отношения к людям как к объектами для сексуального удовлетворения, и эйджизме, то есть дискриминации по возрасту, в киноиндустрии. В 1990-х актриса и сама снялась в рекламе чулок, но постепенно ее начало раздражать, что в ней видят исключительно сексуальный объект.
Выступить против системы она решила в 2002 году, когда мода на естественность еще не зародилась, а обложки глянца украшали исключительно модели размера XS. Кертис снялась для журнала без макияжа, в черном спортивном белье и запретила как-либо ретушировать на фото ее морщины и несовершенства фигуры. Ей было 44 года, и таким образом она решила показать женщинам своего возраста, что внешность звезд тоже далека от идеалов, навязанных рекламой.
Да, я немного в теле, я женщина среднего возраста, и я не провожу по восемь часов в день в тренажерном зале. Честно, я не провожу там ни часу. Настоящее везение, если у меня получается выделить 20 минут на приседания и отжимания. Выбор такой обложки — это просто способ сказать: «Эй, смотрите, как я выгляжу. Я точно такая же, как вы». Это очень важно для меня
Однако некоторых принципов ЗОЖ актриса все же придерживается. Она старается пить достаточное количество воды, есть много белка, овощей и фруктов, старается ограничивать простые углеводы, жирное и жареное. Кроме того, в последние годы она занимается йогой и пилатесом, однако лучшей тренировкой по-прежнему считает прогулку с подругами.
Семейные ценности
От недостатка мужского внимания Кертис не страдала никогда, однако по голливудским меркам замуж вышла рано. Актрисе едва исполнилось 25 лет, когда, листая журнал Rolling Stone, она увидела фотографию трех парней в клетчатых рубашках. Один из изображенных на снимке мужчин так понравился Кертис, что она ткнула в него пальцем и твердо заявила подруге: «За этого парня я выйду замуж!» Ее избранником оказался актер, режиссер, сценарист и по совместительству барон Кристофер Хейден-Гест. И через пять месяцев после этого случая они действительно поженились.
Актриса неоднократно повторяла, что они с мужем — полные противоположности, но это абсолютно им не мешает.
Крис — интеллектуал, а я из киношной алкогольно-наркотической среды, где образование не играет важной роли. Мы не слушаем одни и те же передачи на радио, не покупаем одни и те же газеты, не читаем одни и те же книги по истории. Но мы с ним оба немного чудаки
После бракосочетания пара скоро задумалась о детях, однако забеременеть самостоятельно Кертис не смогла. Единственным выходом из этой ситуации оказалось усыновление. В 1986 году они стали родителями первого приемного ребенка, а спустя десять лет — второго.
Став матерью, актриса полностью посвятила себя детям. С первых дней она относилась к приемным детям как к родным и, чтобы чаще бывать дома и проводить время с семьей, в начале 1990-х намеренно поставила на паузу актерскую карьеру. Вместо слэшеров, комедий и боевиков актриса несколько лет подряд снималась в рекламе йогуртов.
Моя жизнь настолько полна сейчас, что согласиться на актерскую работу для меня означает, что я, по сути, должна позволить кому-то другому выполнять ту работу, которую хочу делать сама. Я хочу сама растить своих детей. По этой причине я очень долгое время снималась в рекламе. Таким образом я могла зарабатывать и чаще бывать дома
В вопросах воспитания Кертис решила не повторять ошибок своей матери. Ее дети росли в атмосфере любви и всегда знали, что в любой момент могут рассчитывать на поддержку родителей.
Материнство также стало для Кертис источником радости и вдохновения. Неизрасходованную творческую энергию она направила на написание детских сказок и весьма преуспела в этом. С 1993 года она опубликовала 13 книг, многие из которых попадали в список бестселлеров The New York Times.
Дети же вдохновили Кертис и на создание нового дизайна подгузников.
В 1987 году она запатентовала усовершенствованные одноразовые трусики с кармашком для влажных салфеток, а в 2016-м придумала еще один вариант подгузников — их можно выбрасывать по частям.
Вернулась к своей основной профессии актриса лишь тогда, когда дети повзрослели. В 2021 году за свои выдающиеся достижения в кинематографе она получила почетную премию на Венецианском кинофестивале и в своей речи призналась:
Я чувствую себя такой живой, словно 14-летний подросток, только начинающий жизнь. С таким настроением радости и осмысленности просыпаюсь каждое утро — все только начинается!
Актриса не преувеличивает. В ноябре Кертис исполнилось 65 лет, она преодолела все свои проблемы и теперь находится в полной гармонии с собой. В последние годы она снимается не так активно, как раньше, предпочитая работе в кадре благотворительную деятельность. А еще она старается как можно больше времени проводить с любимым мужем. Несмотря на разные характеры и многочисленные сложности, они вместе уже почти 40 лет. При этом никакого секрета семейного счастья у пары нет, а в ответ на просьбу рассказать, как прожить в браке так долго, актриса неизменно лаконично отвечает: «Просто не разводитесь!»