Еще недавно казалось, что ситуация на фронте и подготовка к контрнаступлению консолидировали украинское общество и элиты, однако в последние недели во внутренней политике Украины вновь наблюдается турбулентность. Приближается 2024 год, а вместе с ним президентские и парламентские выборы. Власти могут не проводить их в условиях военного положения, однако и на самой Украине, и среди западных союзников все чаще раздаются голоса в пользу непрерывности электорального процесса даже в таких непростых условиях. И это может стать серьезным испытанием для действующей власти. Казалось бы, разгромленная оппозиция уже успела пополниться новыми лицами. Она чувствует снижение доверия к президенту Владимиру Зеленскому на фоне коррупционных скандалов и неудач на фронте и стремится если не взять власть, то вернуть прежнее положение в политической элите. О том, почему Украину вновь сотрясают политические скандалы и кто может бросить вызов действующему президенту, — в материале «Ленты.ру».
Шаткое положение
Самый острый внутриполитический вопрос Украины сейчас — президентские выборы, которые планово должны пройти в следующем году. Разумеется, основная интрига в том, состоится президентская кампания или нет. Дело в том, что в стране действует военное положение и Владимир Зеленский может как перенести выборы, так и провести их, введя в действие новые законодательные нормы.
Сейчас власти страны в лице серьезно укрепившего свои позиции в элите спикера Верховной Рады Руслана Стефанчука говорят, что изучают опыт различных стран в вопросе проведения выборов во время боевых действий и скоро будут готовы озвучить свое решение.
Я обратился к своим коллегам из многих парламентов с просьбой: дайте, пожалуйста, опыт ваших парламентов, как вы проводили или не проводили выборы во время войны. И сейчас мы обмениваемся опытом. Я думаю, что в ближайшее время у нас будет какое-то решение
В целом Руслан Стефанчук заявил о необходимости выборов, однако подчеркнул необходимость «устранить некоторые несогласованности» в украинском законодательстве в вопросе их проведения при военном положении.
Впрочем, эксперты считают, что решение о проведении или непроведении выборов будет зависеть не от разрешения законодательных противоречий или ситуации на фронтах. Директор Украинского института политики Руслан Бортник считает, что главными станут внешнеполитические факторы.
Это ответ на публичные заявления некоторых представителей западных союзников о необходимости проведения выборов, которую воспринимают как желание Запада сменить Зеленского на другую кандидатуру. В свою очередь Зеленский своими заявлениями о готовности проводить выборы дает сигнал, что не боится идти на выборы и готов на них победить
Так, например, на необходимости проведения Украиной парламентских и президентских выборов даже при условии военного положения настаивают в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
Это не наш вопрос — указывать, как это сделать, но, конечно, Украина должна организовать свободные и честные выборы. Потому что это ваше обязательство по Уставу Совета Европы. И, конечно, вы это сделаете
Как бы то ни было, Руслан Бортник считает, что заявлениями о выборах Владимир Зеленский и его команда тестируют действия украинской оппозиции. В офисе президента Украины внимательно изучают, кто и как готовится к выборам, кто финансирует оппозицию и какие СМИ ее поддерживают.
Все будет зависеть от результатов боевых действий и внутренних изменений самого Зеленского
Среди возможных соперников действующего президента Руслан Бортник перечислил главнокомандующего Вооруженными силами Украины (ВСУ) Валерия Залужного, мэра Киева Виталия Кличко, пятого президента Петра Порошенко и бывшего советника офиса президента Алексея Арестовича (включен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к терроризму или экстремизму).
И вновь военные
Валерий Залужный, которого год назад чуть ли не обвиняли в подготовке военного путча против руководства страны, и правда вновь начал выступать с политическими заявлениями.
Так, он написал статью для британского издания The Economist, в которой рассказал, как российские подразделения преобразовывают свои средства радиоэлектронной борьбы и серьезно улучшают позиции в контрбатарейной борьбе, из-за чего Вооруженные силы Украины теряют преимущество в точности артиллерийской стрельбы. По мнению Валерия Залужного, это приведет к затягиванию кампании, так как производственные мощности военно-промышленного комплекса России выше западных.
Скорее всего, глубокого и красивого прорыва не будет
Параллельно с этим Time опубликовала статью, в которой говорится, что часть украинских элит потеряла веру в возможность победы над Россией.
Что еще более важно — инсайдеры издания Time вновь говорят о нарастании противоречий между Владимиром Зеленским и военными
Time пишет, что Валерий Залужный предлагает перейти к более осторожной тактике и сосредоточиться на обороне, в то время как президент настаивает на продолжении наступления. Журналисты уточняют, что споры существовали и ранее, однако сейчас достигли беспрецедентного масштаба.
В частности, приводится пример отказа военных начать наступление на Горловку, несмотря на прямое требование политического руководства страны, потому что командиры хотели бы «сидеть в окопах и держать оборону». Владимир Зеленский с такой тактикой не согласен и, более того, хочет сделать ответственным за отсутствие успехов на фронте одного из «высших генералов».
Из всех акторов политического процесса на Украине наиболее радикально на статью отреагировал бывший внештатный советник офиса президента Украины Алексей Арестович. Он назвал Владимира Зеленского «покинутым всеми диктатором, неспособным взглянуть в глаза реальности и истерически восклицающим про скорую победу, достичь которой он не способен».
Сначала кто-то ведет себя как диктатор и вместо того, чтобы пойти нормальным путем ускоренного развития, выбирает стагнацию. Потом кто-то плодит массовую коррупцию. Потом кто-то плодит ненависть к любому мнению, отличному от своего. А потом — спустя полтора года — наступает осень, и в отношениях с Западом, и с собственным народом
Возмутитель спокойствия
Не так давно Алексей Арестович представил собственную политическую программу из 14 пунктов, которая, помимо прочего, включает предложения в сферах экономики, внешней и внутренней политики, а также изменения в тактике боевых действий. Ее главный пункт потребовать от НАТО одобрения членства Украины в альянсе с условием, что все территориальные вопросы будут решаться только «политическим путем».
Само по себе это уже можно было считать заявкой на уход в оппозицию к Владимиру Зеленскому и создание новой политической силы, однако вскоре опальный советник прямо заявил о своем намерении баллотироваться на президентский пост
Он подтвердил, что опубликованные им в социальных сетях предложения по политическим, экономическим, социальным, военным и другим реформам являются его предвыборной программой. «Они даже правду народу сказать не хотят — не будет никаких границ 1991 года, и Крыма не будет в ближайшее время, а будет оборона, кровь, пот, слезы. Вот почему партнеры настаивают на выборах», — заявил политик.
Наше руководство, по моей оценке, исчерпало пределы своей компетенции давно. Ждать от них адекватных решений, соответствующих обстановке, уже не приходится. Наше руководство исчерпало предел компетенции, загнало ситуацию в тупик и продолжает настаивать на своей ошибочной политике. Оно ведет нас к катастрофе
Критикует он не только личность президента, но и саму структуру постмайданной страны. Местами его риторика напоминает риторику самого Владимира Зеленского в период предвыборной кампании в 2019 году. В частности, Алексей Арестович высказался о новой волне запретов русского языка на Украине: «Я потом посмотрю, сколько продержится эта Украина. Столько же, сколько [Симон] Петлюра с [Владимиром] Винниченко продержались против большевиков».
Давайте уже доведем ситуацию до логического завершения. Пусть воюют только украиноязычные. Русскоязычные, как недолюди иноязычные, не должны иметь священного права воевать за Украину. Их надо лишить этого права. Пусть сидят в тылу и стыдятся, что они не герои
Власти на подобные действия реагируют довольно остро. Нынешний советник главы офиса президента Дмитрий Литвин призвал «не реагировать на слова» политика, а по возможности менять их контекст, а также не называть его фамилию в СМИ.
По данным украинского издания «Страна.ua», ужесточившаяся риторика Алексея Арестовича объясняется тем, что он уже довольно длительное время находится за границей. По информации из источников в его окружении, решение временно выехать с Украины он принял после конфликта с президентом во время их поездки в США в сентябре. По информации издания, поездка Алексея Арестовича параллельно с главой государства не была санкционирована офисом президента Украины и вызвала резкую реакцию со стороны Владимира Зеленского.
Зеленский был очень недоволен тем, что Арестович фонит своим присутствием. Поэтому он принял решение выехать из страны и начать свою «сольную» политическую карьеру, причем строить ее на резкой критике власти в расчете на проход в парламент во главе собственной политсилы. По этому поводу он ведет в Европе активные консультации с украинскими политиками и бизнесменами
Сейчас, по словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, бывшим советником занимается Служба безопасности Украины (СБУ): «Я бы был гораздо осторожнее со словосочетанием "СБУ ничего не делает". Служба безопасности занимается. Другое дело, что все хотят очень быстрого результата, чтобы это было уже сегодня». В ответ на это Алексей Арестович заявил, что спецслужбу «заставляют преследовать политическую оппозицию».
Сотрудников СБУ вместо того, чтобы заниматься шпионами, заставляют преследовать политическую оппозицию. Придет время, и сотрудники СБУ займутся теми, кто это делал. Только по-настоящему
Впрочем, политика в условиях военного положения характерна высокой волатильностью. Неизвестно, сохранит ли Алексей Арестович свои амбиции вплоть до выборов, которые могут откладываться еще долго в случае понимания властями шаткости своих позиций. Может оказаться и так, что, улучшив свой политический капитал, он снова окажется в команде президента.
Старые враги
Критикуют президента не только новые лица украинской политики, но и старожилы. В частности, блогер Анатолий Шарий выпустил расследование о наркокартеле «Химпром», после которого его дом в Испании попытались поджечь. Его жена Ольга Шарий пообещала «последствия».
Блогеры утверждают, что наркотрафик покрывают люди из украинских элит и высокопоставленные украинские силовики.
Когда торговля наркотиками в России только-только перебралась в онлайн, в начале и середине прошлого десятилетия, «Химпром» был одним из крупнейших поставщиков синтетических наркотиков в стране.
Свой товар синдикат продавал на площадке RAMP, которая до «Гидры» была монополистом. Зарождение последней спровоцировало настоящую войну за покупателей, победу в которой одержала как раз «Гидра». Но до того как это произошло, многие большие игроки рынка пытались выторговать у RAMP лучшие условия для размещения своей продукции, угрожая уйти к набиравшему мощь конкуренту.
После этого, согласно общепринятой в даркнете версии, администрация RAMP сдала всю верхушку «Химпрома» полиции и наркоконтролю.
В феврале 2017 года сотрудники ФСБ и Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России задержали 67 участников группировки и изъяли 9,5 тонны синтетических наркотиков и прекурсоров, а также лабораторное оборудование. 47 задержанных оказались гражданами Украины. Каждый зарабатывал в России на наркотиках по 6-8 тысяч долларов в месяц.
Подробнее о переделе российского наркорынка и становлении «Гидры» можно прочитать в большом спецпроекте «Ленты.ру» — «Россия под наркотиками».
Так, Анатолий Шарий пишет, что владелец «Химпрома» Егор Левченко финансирует Вооруженные силы Украины еще с 2014 года, за что имеет государственные награды и благодарственные письма. Он также связан с депутатом Верховной Рады Николаем Тищенко, имеющим связи в руководстве офиса президента Украины. Кроме того, Егор Левченко якобы поставляет военным стимуляторы, которые выдаются солдатам перед атаками.
составляет ежемесячный доход «Химпрома»
Позже эту информацию подтвердили источники в российских силовых структурах. По их информации, на ОПГ работают сотрудники СБУ, офиса генерального прокурора Украины, Главного управления разведки (ГУР), Государственного бюро расследований Украины и других силовых структур.
В деятельность «Химпрома» также вовлечены судьи. Кроме того, на картель работают журналисты и блогеры, цель которых — дискредитация конкурентов, создание позитивного имиджа и повышение авторитета руководства наркокартеля
Сам Анатолий Шарий в качестве подтверждения информации выложил переписку члена наркокартеля «Химпром» с начальником контрразведки и заместителем руководителя СБУ генералом Александром Покладом о поджоге его дома.
По одной из версий, расследованием блогер планирует дать старт собственной президентской кампании.
***
Еще недавно казалось, что положение Владимира Зеленского абсолютно стабильно. Для западных стран он стал символом борьбы против России, оппозиция зачищена, общество консолидировано. Однако чем дольше тянется конфликт, тем более шаткими становятся его позиции.
США и их союзников отталкивает его радикализм, политики и СМИ уже прямо говорят, что именно его позиция не позволяет перейти к переговорам о политическом урегулировании.
На помощь западным странам готовы прийти внутриукраинские политические силы, которые еще до начала боевых действий отталкивал авторитаризм Владимира Зеленского: президент вместе со своим соратником Андреем Ермаком выстроил невиданную по украинским меркам вертикаль власти, замкнутую на узкий круг доверенных людей, практически лишив региональные элиты привычных привилегий
Владимир Зеленский действительно остается один. Но его консолидированная и спаянная команда явно готова дать серьезный бой за сохранение власти.