В начале декабря сотрудники МВД вместе с коллегами из ФСБ России и СКР задержали участников банды, которая 25 лет совершала заказные расправы на территории Москвы, Московской и Калужской областей, Красноярского края и ряда других регионов страны. Одним из лидеров группировки был сотрудник спецназа СОБР Цeнтpaльнoго peгиoнaльнoго упpaвлeния пo бopьбe c opгaнизoвaннoй пpecтупнocтью (ЦPУБOП) МВД. Между тем история как СССР, так и современной России знает случаи, когда милиционеры (позже — полицейские) нарушали закон и совершали преступления, которые гремели на всю страну. Истории самых известных советских и российских злоумышленников в погонах — в материале «Ленты.ру».
1965 год. Расстрел в Чите
Уроженец Читы Александр Астафьев на службу в милицию попал случайно: до этого мужчина (электрик по специальности) из-за своего неуживчивого характера успел поменять с десяток рабочих мест. В апреле 1965 года 27-летний Астафьев начал службу в МВД в должности участкового уполномоченного Ингодинского райотдела.
Табельный пистолет ему выдали лишь три месяца спустя — 7 июля. А 10 июля Астафьев заступил на службу, но очень быстро напился. Вначале вместе с приятелем он распил бутылку портвейна, а затем в компании коллеги выпил семь бутылок пива в ресторане «Забайкалье».
Я не помню, как вышел из ресторана, куда пошел и что было со мной дальше
Когда пьяный милиционер оказался рядом со зданием читинского детдома, он начал стрелять — сначала в воздух, а затем по проезжавшему автобусу. Двое прохожих попытались задержать Астафьева, и тогда он бросился бежать: на ходу выпустив пулю, ставшую роковой для одного из преследователей, 28-летнего Филиппа Измайлова.
Ранение в сердце оказалось летальным. При этом действия Астафьева могли бы унести больше жизней, но его сумел обезвредить второй преследователь, 38-летний Григорий Желудков, который отобрал у милиционера пистолет и отправил того в нокаут ударом рукоятью оружия по голове.
Суд приговорил Астафьева к высшей мере наказания, но затем, учитывая возраст осужденного и наличие у него двух малолетних детей, приговор смягчили до 15 лет лишения свободы.
1980 год. Расправа на «Ждановской»
26 декабря 1980 года на станции московского метро «Ждановская» (ныне — «Выхино») задержали 40-летнего Вячеслава Афанасьева — майора КГБ, который находился в состоянии алкогольного опьянения. Правда, милиционеры, которые доставили задержанного в 5-е линейное отделение, тоже были навеселе.
Они избили пытавшегося оказать им сопротивление майора, забрали у него удостоверение и личные вещи. Узнав о происшествии, дежурный по отделению приказал отпустить чекиста, однако Афанасьев на свою беду стал угрожать милиционерам большими неприятностями.
Тогда дежурившие на станции Александр Попов и Николай Лобанов догнали уже отпущенного майора и затащили обратно в отделение, где снова избили, причем очень жестоко. Затем на место событий прибыл начальник отделения Борис Барышев: по его приказу Афанасьева вывезли на железнодорожную станцию у поселка Пехорка и продолжили добивать монтировкой.
Я наклонился и с небольшим полузамахом нанес ему [Афанасьеву — прим. «Ленты.ру»] удар по лицу. Целился в лоб, а удар пришелся ему в переносицу. Я понял, что лишаю жизни человека, которого видел впервые и который мне ничего плохого не сделал
Обставив дело так, что Афанасьева лишили жизни грабители, милиционеры уехали, а едва живого пострадавшего нашли случайные прохожие. Врачи люберецкой больницы боролись за жизнь майора пять дней, но спасти его так и не смогли. Узнав об этом, глава КГБ Юрий Андропов подключил к расследованию своих лучших сотрудников.
В итоге все милиционеры, непосредственно участвовавшие в расправе, были задержаны: суд приговорил Барышева, Попова, Лобанова и Рассохина к высшей мере наказания.
1997-2003 годы. «Оборотни в погонах»
В 2003 году в Москве провели крупнейшую в современной истории России спецоперацию против «оборотней в погонах» — так преступников в рядах милиции назвал Борис Грызлов, который в то время возглавлял МВД. В операции участвовали около 300 сотрудников Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, собственной безопасности МВД и Генпрокуратуры.
За один день — 23 июля — они провели 50 обысков и задержали семерых подозреваемых. Двое из них оказали ожесточенное сопротивление: они заперлись в квартире дома №4 по Среднему Каретному переулку в центре Москвы — оперативникам пришлось вскрывать дверь.
Всех задержанных доставили в здание ФСБ на Лубянке, а главным из них оказался начальник Управления безопасности МЧС России Владимир Ганеев. По версии следствия, в 1997 году он вместе с тремя высокопоставленными сотрудниками Московского уголовного розыска (МУР) и Управления уголовного розыска (УУР) столичного главка МВД создал ОПГ.
Помимо лидеров, туда вошли около десяти сотрудников правоохранительных органов. Около шести лет участники группировки вымогали деньги у коммерсантов, а свое служебное положение использовали, чтобы фабриковать дела, подбрасывать улики и запугивать потерпевших.
Группировка крышевала столичные банки, торговые дома, казино и рестораны
Деньги в карманы «оборотней в погонах» текли рекой: у них были счета в банках Швейцарии и других стран Европы. Генерал-лейтенант Ганеев даже сумел купить шикарную виллу на Средиземном море, по соседству со знаменитыми актерами Шоном Коннери и Антонио Бандерасом. При обыске в его сейфе нашли деньги и бриллианты.
Суд приговорил Владимира Ганеева и второго лидера группировки «оборотней в погонах», замначальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия МУР Юрия Самолкина, к 20 годам лишения свободы. Остальные фигуранты дела получили от 15 до 18 лет колонии.
2004-2005 годы. Полковник во главе ОПГ
В 2002 году главой астраханского Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) назначили полковника Рината Салехова — одного из лучших сотрудников «убойного» отдела, с отличием окончившего две милицейские академии. Бороться Салехову предстояло как минимум с четырьмя местными ОПГ.
Но полковник предпочел вести свою игру. В 2004 году в ходе криминальных разборок киллер застрелил президента спортивной организации «Русский клуб» Анатолия Говердовского. По подозрению в преступлении задержали чеченца Руслана Мимбулатова, который сначала во всем сознался, но позже заявил, что показания у него выбили жестокими пытками.
Вскоре после этого, в апреле 2005 года, в собственном офисе летальные ножевые ранения получил адвокат Мимбулатова Игорь Розенберг, который сумел доказать невиновность своего подзащитного. А в июне того же года в ходе покушения был тяжело ранен казачий атаман Вячеслав Белоненко.
Он рассказал правоохранительным органам, что незадолго до покушения обещал защиту местному бизнесмену, у которого вымогали деньги сотрудники УБОП.
Немногим позже Белоненко добили на больничной койке — в тот момент подчиненные Салехова, приставленные для охраны атамана, почему-то отсутствовали на посту
Вскоре было установлено, что к этой цепочке преступлений имеет непосредственное отношение сам полковник Салехов, которого задержали в октябре 2007 года. По версии следствия, борец с оргпреступностью создал группировку из подчиненных и стал участником криминального передела Астрахани.
Суд приговорил 50-летнего Рината Салехова к пожизненному сроку. Однако в 2018 году появилась информация, что приговор пересмотрели и пожизненное заключение для осужденного заменили на 25 лет лишения свободы.
2009 год. Выстрелы в супермаркете
На службу в правоохранительные органы 18-летний Денис Евсюков поступил в 1995 году. Проработав три года во вневедомственной охране, он вначале стал оперативником службы криминальной милиции Южного административного округа Москвы, а через десять лет, в 2008 году, возглавил ОВД «Царицыно».
Коллеги характеризовали Евсюкова по-разному: кто-то отзывался о нем как о честном и смелом милиционере, а кто-то — как о вспыльчивом и продажном человеке. 20 апреля 2009 года главе ОВД исполнилось 32 года: свой день рождения майор Евсюков отметил шесть дней спустя, 26 апреля, в одном из столичных ресторанов.
Однако празднование не задалось с самого начала — жена Евсюкова, Карина, опоздала на банкет, что привело к ссоре с подвыпившим именинником. После разборок с женой милиционер продолжил пить, а около 23:00 внезапно стал собираться на службу. Но до отдела Евсюков не доехал: он поймал попутку и попросил отвезти его в Борисовский проезд.
Когда машина оказалась на месте, милиционер застрелил 35-летнего водителя Сергея Евтеева, а затем отправился к супермаркету «Остров». Ранив по пути двоих прохожих, майор ворвался в супермаркет и с ходу открыл стрельбу по посетителям.
Ранения оказались летальными для 30-летнего кассира Эльмиры Турдуевой
Еще пять человек получили ранения разной степени тяжести. Евсюкова обезвредили прибывшие в супермаркет сотрудники патрульно-постовой службы. В феврале 2010 года суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному сроку. В настоящее время Денис Евсюков отбывает наказание в ИК-18 УФСИН России, известной как «Полярная сова».
Мотив преступления так и не был понят до конца следствием. Евсюков не только не раскаялся, но и вообще отказывался говорить на эту тему. Единственное, что для нас было очевидным, это то, что Евсюков действительно переживал за свои действия
2012 год. Пытки в отделе «Дальний»
Весной 2012 года в одной из больниц Казани скончался 52-летний Дмитрий Назаров, которого ранее задержали сотрудники ОВД «Дальний». Причиной задержания мужчины 9 марта на одной из городских улиц стали подозрения в краже мобильного телефона: полицейские доставили Назарова в отдел и приступили к допросам.
Однако задержанный отказался признавать свою вину, прямых улик против него не было — и тогда сотрудники отдела перешли к избиениям и пыткам (в том числе с использованием бутылки шампанского), которые продолжались на протяжении суток. В результате Назарова госпитализировали с разрывом прямой кишки — спасти его врачи не смогли.
Позже полицейские утверждали, что Назаров якобы сам нанес себе увечья — однако экспертиза опровергла их слова. А затем нашлись и 14 других пострадавших от беспредела сотрудников ОВД «Дальний»: все они получили компенсации по решению суда. Десять полицейских, причастных к насилию, были уволены со службы и получили сроки от двух до 15 лет лишения свободы.
Своих должностей после расследования лишились министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров, начальник ОВД «Дальний», а также два высокопоставленных сотрудника УВД Казани. Кроме того, вслед за делом против сотрудников ОВД «Дальний» серия аналогичных дел была возбуждена и в отношении полицейских из ряда других отделов полиции Казани.
2016 год. Полицейский-миллиардер
В 2005 году Дмитрий Захарченко из налоговой полиции Ростова-на-Дону перевелся в столичный Департамент экономической безопасности МВД России. Полицейский отработал несколько лет в управлении, которое занималось преступлениями в сфере потребительского рынка.
Затем Захарченко стал замначальника, а в 2014 году — исполняющим обязанности главы управления «Т» (контрразведка в борьбе с коррупцией в транспортной сфере). Правда, уже два года спустя самого полковника задержали по подозрению в коррупции и воспрепятствовании правосудию.
По версии следствия, Захарченко вступил в сговор с Галиной Марчуковой — финдиректором «Нота-банка», лишившегося лицензии. Полицейский не только предупредил Марчукову о готовящемся обыске, но и помог ей замести следы: по некоторым данным, он взял на хранение часть вывезенных из банка 26 миллиардов рублей.
Но к обыскам в 13 квартирах, принадлежащих как ему самому, так и членам его семьи, полковник Захарченко подготовиться не успел
В квартире на Ломоносовском проспекте оперативники нашли настоящее хранилище для денег с бронированной дверью, в котором находилась валюта на 8,5 миллиарда рублей, драгоценности и слиток золота весом в 500 граммов.
Позже у Захарченко нашли еще миллиард рублей: он сам утверждал, что деньги ему подбросили, а все имущество приобрели его отец и сестра, которые занимались строительным бизнесом.
Никаких денег я не брал, в квартире не был. Я не знаю, что за деньги. Я о них узнал уже после всех обысков
Суд не внял доводам Захарченко: найденные при обысках наличные конфисковали и обратили в доход государства, а сам полковник получил 13 лет лишения свободы и штраф в размере почти 118 миллионов рублей.
Немногим позже его срок был уменьшен на полгода, но в 2022 году Захарченко вновь оказался на скамье подсудимых — на этот раз ему вменили получение взяток на 1,4 миллиарда рублей. Его срок увеличили до 16 лет лишения свободы и назначили ему дополнительный штраф в полмиллиарда рублей.