В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка одного из самых влиятельных фотографов ХХ века Ги Бурдена. Ученик такого классика, как Ман Рэй, француз начал свою карьеру в 1950-х — и за следующие три десятилетия произвел настоящую революцию в съемке моды, рекламы и коммерческой фотографии. Его снимки хранятся в коллекциях институций уровня Музея Виктории и Альберта в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке — и на выставке в Москве представлено более 50 самых знаменитых его работ. Лучшие снимки Бурдена — в галерее «Ленты.ру».
Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной» идет в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер до 17 мая
![Родившийся в 1928-м Ги Бурден обучился фотографии, когда в конце 1940-х служил во французских ВВС. В начале следующего десятилетия он, увлеченный сюрреализмом, по легенде, неоднократно обивал пороги студии классика этого течения в фотографии Ман Рэя — и неоднократно получал от ворот поворот, пока в какой-то момент тот все же не впустил настойчивого молодого человека в свою мастерскую, а затем и вовсе не взял над ним шефство.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194822994/preview_785959b2e7cf114c2232e4f4c7d14b11.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1977
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Родившийся в 1928-м Ги Бурден обучился фотографии, когда в конце 1940-х служил во французских ВВС. В начале следующего десятилетия он, увлеченный сюрреализмом, по легенде, неоднократно обивал пороги студии классика этого течения в фотографии Ман Рэя — и неоднократно получал от ворот поворот, пока в какой-то момент тот все же не впустил настойчивого молодого человека в свою мастерскую, а затем и вовсе не взял над ним шефство.
![Влияние Ман Рэя, ветерана нескольких революционных для искусства ХХ века течений — от дадаизма до сюрреализма — Бурден пронес с собой через всю карьеру в фотографии. Причем проявлялось оно не только и не столько в манере выстраивать пространство кадра или нарратив для серии снимков, но и в самом подходе к своей работе: классик предоставил Бурдену личный пример абсолютной творческой свободы, которой фотограф отказывался поступаться даже на многочисленных коммерческих проектах.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194825973/preview_5a86813964b81068d667aa6c4c2e3986.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Влияние Ман Рэя, ветерана нескольких революционных для искусства ХХ века течений — от дадаизма до сюрреализма — Бурден пронес с собой через всю карьеру в фотографии. Причем проявлялось оно не только и не столько в манере выстраивать пространство кадра или нарратив для серии снимков, но и в самом подходе к своей работе: классик предоставил Бурдену личный пример абсолютной творческой свободы, которой фотограф отказывался поступаться даже на многочисленных коммерческих проектах.
![Свою первую съемку для Vogue Бурден провел еще в 1950-х — шокировав публику фотографиями моделей в антураже парижского мясного рынка. В редакцию немедленно посыпались письма возмущенных обывателей — что не помешало сотрудничеству журнала и Бурдена продлиться еще более трех десятилетий.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194833988/preview_186aedd64d1af66cfab283544533289a.jpg)
Съемка для Vogue, Париж, март 1973
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Свою первую съемку для Vogue Бурден провел еще в 1950-х — шокировав публику фотографиями моделей в антураже парижского мясного рынка. В редакцию немедленно посыпались письма возмущенных обывателей — что не помешало сотрудничеству журнала и Бурдена продлиться еще более трех десятилетий.
![Модель Николь Мейер так рассказывала об этом снимке, являющемся одним из самых известных в портфолио Бурдена: «Ги щелкнул меня на Полароид на мосту Майами и попросил держаться прямо напротив его объектива, а потом повторить то же самое, но сидя на корточках. При помощи графического воздействия "картинка в картинке" будто оживала на разворотах — читатель мог открыть и закрыть мои ноги, просто перевернув страницы».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/03/04/15/20200304154031513/preview_dd476fbcb0b688d2b968b5b1326e19eb.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Модель Николь Мейер так рассказывала об этом снимке, являющемся одним из самых известных в портфолио Бурдена: «Ги щелкнул меня на Полароид на мосту Майами и попросил держаться прямо напротив его объектива, а потом повторить то же самое, но сидя на корточках. При помощи графического воздействия "картинка в картинке" будто оживала на разворотах — читатель мог открыть и закрыть мои ноги, просто перевернув страницы».
![Фирменный стиль Бурдена — гипертрофированно яркие, драматически, почти театрально срежиссированные снимки моделей, а нередко и одних лишь частей их тела, как будто отделенных от своих обладательниц, — надолго пережил и рекламные кампании, и журналы, для которых они производились.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194841725/preview_70369fe9a64fad796c976c2389aedcbd.jpg)
Из архива Ги Бурдена, около 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Фирменный стиль Бурдена — гипертрофированно яркие, драматически, почти театрально срежиссированные снимки моделей, а нередко и одних лишь частей их тела, как будто отделенных от своих обладательниц, — надолго пережил и рекламные кампании, и журналы, для которых они производились.
![Бурден в своем творчестве наследовал не только работам других фотографов, но и литературой, кинематографом, классическим и современным искусством. Среди самых очевидных источников его вдохновения — фильмы Луиса Бунюэля и Альфреда Хичкока, картины Рене Магритта или, как на этом снимке, Эдварда Хоппера.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194907974/preview_d4d6dc7e18b8f7d3439779d4e9da5800.jpg)
Из архива Ги Бурдена, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Бурден в своем творчестве наследовал не только работам других фотографов, но и литературой, кинематографом, классическим и современным искусством. Среди самых очевидных источников его вдохновения — фильмы Луиса Бунюэля и Альфреда Хичкока, картины Рене Магритта или, как на этом снимке, Эдварда Хоппера.
![Бурден одним из первых работающих с рекламой фэшн-фотографов отказался от идеи чистой репрезентации продукта — предпочитая ей нарративные, подразумевающие историю, сюжет и атмосферу кадры.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/03/04/15/20200304154024293/preview_229927616e67f0a7feb64ee090b1655b.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1976
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Бурден одним из первых работающих с рекламой фэшн-фотографов отказался от идеи чистой репрезентации продукта — предпочитая ей нарративные, подразумевающие историю, сюжет и атмосферу кадры.
![Для некоторых из самых известных своих кадров — на которых женские ноги присутствуют отдельно от тела, что современный зритель может счесть эффектом, достигнутым в постпродакшне, — Бурден отпиливал ноги у манекенов, затем помещая их в уже продуманное пространство кадра.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194914720/preview_9f2e9c0fcf41cd5c42ff234e76f2d578.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Для некоторых из самых известных своих кадров — на которых женские ноги присутствуют отдельно от тела, что современный зритель может счесть эффектом, достигнутым в постпродакшне, — Бурден отпиливал ноги у манекенов, затем помещая их в уже продуманное пространство кадра.
![«Для бесконечности не существует ни времени, ни времени для вечности, но я преобразую красоту в мрамор, который в свете ночи, вечной ночи, будет сиять, сиять бессмертно», — говорил Бурден.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194925441/preview_58da7fd5c25ea3a674f82df9dfaea58c.jpg)
Календарь Pentax, 1980
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Для бесконечности не существует ни времени, ни времени для вечности, но я преобразую красоту в мрамор, который в свете ночи, вечной ночи, будет сиять, сиять бессмертно», — говорил Бурден.
![«С зарисовок и заметок Ги будут воссозданы сцены и воспроизведены идеи. Тогда была доцифровая эра. И приготовления к тому, чтобы получилась фотография, могли занимать часы или даже дни, но каждый этот день был путешествием, и все участники чувствовали, что в воздухе царила магия», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194932470/preview_4fe0d54e047a5b084b209650c588f9fd.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«С зарисовок и заметок Ги будут воссозданы сцены и воспроизведены идеи. Тогда была доцифровая эра. И приготовления к тому, чтобы получилась фотография, могли занимать часы или даже дни, но каждый этот день был путешествием, и все участники чувствовали, что в воздухе царила магия», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.
![Фотографии Бурдена почти всегда рассказывают историю — пусть часто и отрывочную и даже трагическую в своей фрагментарности. Подобно многим фотографам своего времени, он обожал фильмы Хичкока — и особенно его концепт «макгаффина», неживого, нередко остающегося необъясненным объекта, вокруг которого крутится сюжет.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/03/04/15/20200304154027634/preview_ed3eec22953fa2a75095ec45b884e47b.jpg)
Из архива Ги Бурдена
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Фотографии Бурдена почти всегда рассказывают историю — пусть часто и отрывочную и даже трагическую в своей фрагментарности. Подобно многим фотографам своего времени, он обожал фильмы Хичкока — и особенно его концепт «макгаффина», неживого, нередко остающегося необъясненным объекта, вокруг которого крутится сюжет.
![Несмотря на то что обувь часто оказывается последним, что замечаешь на многочисленных снимках Бурдена для рекламы бренда Charles Jourdan, с которым он сотрудничал с 1960-х и который предоставил ему полную творческую свободу, в самой компании считают, что именно его работа принесла Charles Jourdan известность и продажи. Влияние фотографий Бурдена для Charles Jourdan легко разглядеть и в рекламе Christian Louboutin.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194940443/preview_cda24007f762018ffa0f6e676fb9b23b.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1977
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Несмотря на то что обувь часто оказывается последним, что замечаешь на многочисленных снимках Бурдена для рекламы бренда Charles Jourdan, с которым он сотрудничал с 1960-х и который предоставил ему полную творческую свободу, в самой компании считают, что именно его работа принесла Charles Jourdan известность и продажи. Влияние фотографий Бурдена для Charles Jourdan легко разглядеть и в рекламе Christian Louboutin.
![Бурдена, как и его коллег того же времени, таких как Хельмут Ньютон, нередко обвиняли в мизогинии — он, впрочем, стремился вовсе не к тому, чтобы эксплуатировать реальную женскую красоту, а к тому, чтобы в своих кадрах исследовать мрачную изнанку реальности, показывать, как разворот в модном журнале может служить иногда отражением мечты, а иногда — кошмара.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214194950028/preview_1eb45368da9d971d960a3c5f25cbce29.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1979
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Бурдена, как и его коллег того же времени, таких как Хельмут Ньютон, нередко обвиняли в мизогинии — он, впрочем, стремился вовсе не к тому, чтобы эксплуатировать реальную женскую красоту, а к тому, чтобы в своих кадрах исследовать мрачную изнанку реальности, показывать, как разворот в модном журнале может служить иногда отражением мечты, а иногда — кошмара.
![«Эти изображения существуют в собственной Вселенной. Ги Бурден имеет возможность создавать фотографии, которые проникают в убедительный, осязаемый физический мир, который мы признаем, но при этом они глубоко проникнуты неосязаемым и неуловимым настроением таинственности, неизвестности и беспорядка. Мощная сила его творчества заключается в противоречии между тем, что мы видим и признаем, и тем, что мы чувствуем и воображаем», — писал о снимках Бурдена аукционист и историк Филипп Гарнер.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214195004508/preview_d3c014825858db4643141622e7afc053.jpg)
Съемка для Vogue, Париж, март 1972
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Эти изображения существуют в собственной Вселенной. Ги Бурден имеет возможность создавать фотографии, которые проникают в убедительный, осязаемый физический мир, который мы признаем, но при этом они глубоко проникнуты неосязаемым и неуловимым настроением таинственности, неизвестности и беспорядка. Мощная сила его творчества заключается в противоречии между тем, что мы видим и признаем, и тем, что мы чувствуем и воображаем», — писал о снимках Бурдена аукционист и историк Филипп Гарнер.
![«Тысяча губ сжала край этого стакана. Какие губы? Губы лжеца, романтические, догматические губы. Губы, которые целуют. Губы, которые соблазняют», — писал об этом снимке сам Ги Бурден.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214195021229/preview_02a23907cc68a65d803805eb9432765f.jpg)
Съемка для Vogue, Париж, май 1970
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Тысяча губ сжала край этого стакана. Какие губы? Губы лжеца, романтические, догматические губы. Губы, которые целуют. Губы, которые соблазняют», — писал об этом снимке сам Ги Бурден.
![Для съемок этой рекламной кампании Шарля Журдана Бурден попросил изготовить гигантский муляж одной из туфель (на что, по легенде, ушло целое дерево) — получившийся же снимок отсылает к текстам любимого фотографом Льюиса Кэрролла, который также был одержим зеркальными отражениями, скрытыми смыслами и идеей опасности фантазии.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/03/04/15/20200304155641429/preview_43c8e543ffd9c530d2b89fbf7815509b.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1968
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
Для съемок этой рекламной кампании Шарля Журдана Бурден попросил изготовить гигантский муляж одной из туфель (на что, по легенде, ушло целое дерево) — получившийся же снимок отсылает к текстам любимого фотографом Льюиса Кэрролла, который также был одержим зеркальными отражениями, скрытыми смыслами и идеей опасности фантазии.
![«В Ги было что-то уникальное. Его стремление к совершенству в сочетании с его сюрреалистическими идеями придавали съемкам особую атмосферу. Он всегда рисовал картину, придумывал свои загадочные раскадровки — не обязательно их расшифровывал, но я добровольно шла на все это, и мне нравилось быть частью особого сценария: макияж, воображение, волнение, шум камеры, мерцание вспышки, очарование всего этого», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/03/04/15/20200304154021049/preview_ff0868d5043510a58154d1eb3c38d514.jpg)
Съемка для Vogue, 1986
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«В Ги было что-то уникальное. Его стремление к совершенству в сочетании с его сюрреалистическими идеями придавали съемкам особую атмосферу. Он всегда рисовал картину, придумывал свои загадочные раскадровки — не обязательно их расшифровывал, но я добровольно шла на все это, и мне нравилось быть частью особого сценария: макияж, воображение, волнение, шум камеры, мерцание вспышки, очарование всего этого», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.
![«Ги попросил меня, чтобы я стояла как кукла на всеобщем обозрении. Одетая в розовую атласную комбинацию, я стояла совершенно без движения, пока вентилятор дул на шелковую бумагу и приподнимал мой подол... Каждому кадру всегда уделялось много внимания. Это не значило, что спонтанности не существовало. Ги задавал тон, придумывал декорации и провоцировал реакцию в кадре, что было очень похоже на работу режиссера. Его фотографии на самом деле похожи на кадры из фильма. В них всегда присутствует элемент напряженности, ожидания — так же, как неоконченная история держит вас в ожидании развязки», — рассказывала Николь Майер об истории создания этого кадра.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214195039063/preview_ed9c1de421d57136ae0245aa26d39a94.jpg)
Рекламная кампания для бренда Charles Jourdan, 1978
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Ги попросил меня, чтобы я стояла как кукла на всеобщем обозрении. Одетая в розовую атласную комбинацию, я стояла совершенно без движения, пока вентилятор дул на шелковую бумагу и приподнимал мой подол... Каждому кадру всегда уделялось много внимания. Это не значило, что спонтанности не существовало. Ги задавал тон, придумывал декорации и провоцировал реакцию в кадре, что было очень похоже на работу режиссера. Его фотографии на самом деле похожи на кадры из фильма. В них всегда присутствует элемент напряженности, ожидания — так же, как неоконченная история держит вас в ожидании развязки», — рассказывала Николь Майер об истории создания этого кадра.
![По-настоящему культовой фигурой в мире не только рекламной фотографии, но и современного искусства Бурдена сделала ретроспективная выставка в музее Виктории и Альберта в 2003 году — при жизни, впрочем, он настойчиво отказывался от того, чтобы представлять свои снимки в галерейном пространстве, предпочитая быстротечный и скоропортящийся медиум рекламного разворота в журнале. Он даже присылал свои снимки редакторам с четкими указаниями насчет того, где именно на полосе они должны быть расположены.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214195033150/preview_0f2df5b51d73c4e006925f5e3834125b.jpg)
Из архива Ги Бурдена, около 1971
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
По-настоящему культовой фигурой в мире не только рекламной фотографии, но и современного искусства Бурдена сделала ретроспективная выставка в музее Виктории и Альберта в 2003 году — при жизни, впрочем, он настойчиво отказывался от того, чтобы представлять свои снимки в галерейном пространстве, предпочитая быстротечный и скоропортящийся медиум рекламного разворота в журнале. Он даже присылал свои снимки редакторам с четкими указаниями насчет того, где именно на полосе они должны быть расположены.
![«Ги Бурден очень молод. Это уже играет ему на руку. Когда он пришел в фотографию, у него получилось это естественно, подобно тому, как листья дерева тянутся к солнцу. Я не могу сказать, что у Бурдена есть что-то важное, чтобы показать нам. Я не люблю делать комплименты. Тем не менее, я могу подтвердить, что Ги Бурден вдохновенно стремится к тому, чтобы быть больше, чем просто хорошим фотографом», — говорил о своем ученике Ман Рэй, влияние которого хорошо заметно на этом снимке.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/03/04/15/20200304155637832/preview_ac4674bc0a4175c3b545d2b20099bb31.jpg)
Рекламная кампания для агентства MAFIA, сентябрь 1972
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Ги Бурден очень молод. Это уже играет ему на руку. Когда он пришел в фотографию, у него получилось это естественно, подобно тому, как листья дерева тянутся к солнцу. Я не могу сказать, что у Бурдена есть что-то важное, чтобы показать нам. Я не люблю делать комплименты. Тем не менее, я могу подтвердить, что Ги Бурден вдохновенно стремится к тому, чтобы быть больше, чем просто хорошим фотографом», — говорил о своем ученике Ман Рэй, влияние которого хорошо заметно на этом снимке.
![«Мои изображения — всего лишь случайности. Я не режиссер, а просто посредник случая», — говорил Бурден.](https://icdn.lenta.ru/images/2020/02/14/19/20200214195043698/preview_3330584bc2f771f5e6f990e650fae269.jpg)
Съемка для Vogue, Париж, март 1972
Фото: The Guy Bourdin Estate 2020 / Courtesy of Louise Alexander Gallery
«Мои изображения — всего лишь случайности. Я не режиссер, а просто посредник случая», — говорил Бурден.