Александр Родченко не нуждается в представлениях — мало найдется художников, которые внесли такой вклад в отечественную и мировую культуру: один из самых ярких творцов русского авангарда, идеолог и основоположник конструктивизма, родоначальник советского дизайна и рекламы, замечательный живописец, скульптор, график. На открывающейся 24 января в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер выставке «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» будет представлена еще одна важная ипостась Родченко, в которой он произвел революцию в мировом масштабе. В искусство фотографии Родченко привнес конструктивистский подход, через эксперименты с кадром выразившийся в нестандартной, изобретательной работе с ракурсами, и динамичную, диагональную композицию. Эти приемы для фотографов 1920-х были сенсационными — и при этом они продолжают оставаться актуальными до сих пор. «Лента.ру» публикует некоторые из лучших фотографических работ Родченко и сопровождает их высказываниями и цитатами самого художника. Посмотреть часы работы выставки и купить билеты можно на официальном сайте Центра фотографии им. братьев Люмьер.
![Родченко о фотографии как отдельном виде искусства: «Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности...»](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143613834/preview_f74efb8362fa5b5e123efe612970f544.jpg)
«Сбор на демонстрацию», 1928 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о фотографии как отдельном виде искусства: «Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности...»
![Родченко о Владимире Маяковском: «Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143617577/preview_39a4f334ba4fe8f579016ed0d49e0e51.jpg)
Поэт Владимир Маяковский, 1924 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о Владимире Маяковском: «Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства».
![Родченко о ракурсах съемки: «В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — "съемки с пупа", аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме "с пупа", пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются "сверху вниз" и "снизу вверх", и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143625235/preview_a780352cc14bbc638795717d306e0252.jpg)
«Лестница»,1925 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о ракурсах съемки: «В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — "съемки с пупа", аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме "с пупа", пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются "сверху вниз" и "снизу вверх", и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним».
![Родченко об объектах съемки: «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?... Все старо... Так нас приучили, воспитывая тысячелетиями на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143630114/preview_a14ec62614ab6fe8fe9d49254260906d.jpg)
Критик Осип Брик, 1924 год
Фото: Александр Родченко
Родченко об объектах съемки: «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?... Все старо... Так нас приучили, воспитывая тысячелетиями на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении».
![Родченко о будущем: «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143640332/preview_6882bb2942a5e1657e0771793eca7e3e.jpg)
Девушка с «Лейкой», 1934 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о будущем: «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники».
![Родченко об искусстве: «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Долой искусство как драгоценный камень среди грязной темной жизни бедняка. Работать для жизни, а не для дворцов, храмов и музеев!»](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143647174/preview_fafb64b003e0adb8b461d1915ea962aa.jpg)
Лиля Брик, 1924 год
Фото: Александр Родченко
Родченко об искусстве: «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Долой искусство как драгоценный камень среди грязной темной жизни бедняка. Работать для жизни, а не для дворцов, храмов и музеев!»
![Родченко об искусстве будущего: «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и прочему».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143659879/preview_f0c79e94f1ba8585f39b2cb512c313f7.jpg)
«Пионер — трубач», 1930 год
Фото: Александр Родченко
Родченко об искусстве будущего: «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и прочему».
![Родченко о линиях в фотографии: «Линия есть первое и последнее как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143707053/preview_b3b1fc214b9f992c9a158eb641717473.jpg)
«Лестница», 1929 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о линиях в фотографии: «Линия есть первое и последнее как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».
![Родченко о будущем фотографии: «Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли. Фотография растет и показывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет... Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба). Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые салоны. Нужно выпускать фотогазеты, фотокниги. Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143717067/preview_b1e22a6acbae5cde4e8b01fd8ac18d32.jpg)
Портрет матери, 1924 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о будущем фотографии: «Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли. Фотография растет и показывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет... Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба). Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые салоны. Нужно выпускать фотогазеты, фотокниги. Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня».
![Родченко о восприятии фотографии: «Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143722012/preview_aecd0b7bc00614e93d2488ed45504359.jpg)
Спортивный клуб «Динамо», 1935 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о восприятии фотографии: «Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте».
![Родченко о себе: «...Он пришел к фотографии. Черная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках.
Вот он покажет этот мир.
Мир привычный и обыденный — с новых точек.
Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно.
Вот он будет агитировать фотографией.
За все новое, молодое и оригинальное.
Но тут... полет кончился. На сцене опять дежурная лампа.
В зале пусто и темно.
Ни полета...
Ни аплодисментов...
Критика обрушилась со всей силой.
За формализм, за ракурсы и т. д.
Он стал опять одиноким ребенком.
Он стал вредным и опасным.
Ему подражают, но от него отказываются.
Друзья боятся даже к нему приходить.
И он решил уйти...
Со сцены фотографии,
разочарованный и усталый».](https://icdn.lenta.ru/images/2020/01/20/14/20200120143732473/preview_3a8899cbeedc9f2499ee1c6ce4d12e4c.jpg)
Девушка-курьер, 1928 год
Фото: Александр Родченко
Родченко о себе: «...Он пришел к фотографии. Черная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. Вот он покажет этот мир. Мир привычный и обыденный — с новых точек. Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно. Вот он будет агитировать фотографией. За все новое, молодое и оригинальное. Но тут... полет кончился. На сцене опять дежурная лампа. В зале пусто и темно. Ни полета... Ни аплодисментов... Критика обрушилась со всей силой. За формализм, за ракурсы и т. д. Он стал опять одиноким ребенком. Он стал вредным и опасным. Ему подражают, но от него отказываются. Друзья боятся даже к нему приходить. И он решил уйти... Со сцены фотографии, разочарованный и усталый».