24 сентября, когда президент США обнародовал свой указ о борьбе с финансированием терроризма, он призвал присоединиться финансовые институты всего мира, пишут Майкл Пил и Джон Уилман в лондонской "Файнэншл таймс". Однако заморозить активы 27 человек и организаций, которые Белый дом подозревает в связях с терроризмом, оказалось сложнее, чем рассчитывал Джордж Буш, добавляют авторы статьи.
"На наших глазах происходит смена приоритетов в настроении общества, - сказал один банкир. - Но для того, чтобы не вызвать новых проблем, действовать нужно более осторожно, чем пытаются действовать власти, поскольку есть опасность того, что вся система может оказаться неработоспособной".
Следствие по делу о терактах 11 сентября продемонстрировало всю сложность проблемы, с которой столкнулись законодатели и правозащитные органы, пишут Пил и Уилман. Дело в том, что террористы использовали прорехи, существующие в надзоре за международной финансовой системой. Они не только перемещали средства по глобальной банковской сети, но и пользовались другими, не столь очевидными, приемами, в том числе отмыванием денег через благотворительные фонды и пересылкой их по системе "хавала".
"Даже произношение имен - это настоящий кошмар, - говорит один банкир. - Просто нет корректного эквивалента арабских имен. А к тому же имена многих из тех, кто в списке, либо очень распространенные, либо просто военные прозвища".
Банки, работающие на транснациональном уровне, сталкиваются с еще большими трудностями, поскольку в разных странах разные списки подозреваемых. "Нашим местным банкирам приходится принимать во внимание и здешние списки, - жалуется другой банкир. - Это игра в кошки-мышки на фоне мешанины законов и правил".
Ну а координированные действия в международном масштабе представляются и вовсе неосуществимыми. В 1989 году Большая семерка учредила специальную группу по борьбе с финансовыми махинациями - FATF.
Уже сегодня FATF требует от финансовых институтов сообщать о подозрительных финансовых операциях, однако лишь в том случае, если существуют "обоснованные подозрения" в том, что эти средства могут быть использованы в террористических целях. Но, утверждают Пил и Уилман, в этом и кроется проблема: финансы террористов - в отличие от отмываемых денег или средств, наживаемых на торговле наркотиками или оружием, - зачастую поступают из некриминальных источников. Другими словами, надзор должен вестись и за тем, куда деньги идут, и за тем, откуда.
"Банки уже научились отслеживать грязные деньги, вливающиеся в их системы, - говорит один из экспертов. - Но они совершенно не готовы действовать в условиях, когда легитимные деньги проходят по сетям с целью их нелегитимного использования в будущем".
Банки, не желающие нарушать новые правила, могут стать чересчур бдительными и сообщать властям о любых намеках на появление проблемы. "Если власти всерьез нажмут на банки, они добьются "оборонительного" подхода, когда банки станут докладывать буквально обо всем, - говорит другой банкир. - Это может привести к такому росту числа рапортов, что власти просто не смогут их переварить".
Еще одна проблема - способность банков и властей отслеживать относительно небольшие суммы, используемые террористами. "Разговоры о том, что финансовая разведка могла предотвратить нападение на Всемирный торговый центр, весьма сомнительны, - утверждает Найджел Моррис-Коттерилл, адвокат и редактор журнала "Уорлд мани-лондеринг рипорт". - И суммы, и то, как они тратились, совершенно не выбивались из каких-либо рамок, так что вряд ли они были в состоянии вызвать подозрения".
Между прочим, в отчете, опубликованном FATF летом этого года, говорилось, что почти две трети из 29 стран, представители которых входят в эту группу, не выполняют полностью рекомендаций по борьбе с отмыванием финансов. В числе стран, которые после этого занялись пересмотром своего законодательства, оказались и США, и Великобритания.
Все это означает, пишут в заключение Майкл Пил и Джон Уилман, что реализация правил, введенных после 11 сентября, может не соответствовать ожиданиям тех, кто их предлагал. История свидетельствует, что борьба с финансированием терроризма может оказаться куда сложнее, чем решение проблемы отмывания других "грязных" денег.
"Глобальный незаконный оборот "наркотических" средств оценивается в 500 миллиардов долларов, - говорит Марк Пит, профессор Базельского университета и бывший член FATF. - Финансы терроризма составляют максимум несколько миллионов долларов. А это значит, что эти деньги гораздо легче спрятать".