Во вторник завершилось последнее судебное заседание на процессе по делу Салмана Радуева и трех его сообщников, обвиняемых в терроризме, похищении людей, захвате заложников, бандитизме и других тяжких преступлениях.
На прошлой неделе Верховный суд Дагестана завершил рассмотрение 130-томного дела чеченского полевого командира Салмана Радуева и его сообщников. Были проведены допросы потерпевших и свидетелей, изучены вещественные и другие материалы, входящие в уголовное дело. Судебная коллегия отклонила заявленные во вторник ходатайства Радуева о снятии с него обвинения в организации банды и причастности ко взрыву на железнодорожном вокзале в Пятигорске.
12 декабря с заключительной обвинительной речью выступил генеральный прокурор России Владимир Устинов. Он попросил суд приговорить Радуева к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии строгого режима. В отношении Турпал-Али Атгериева генпрокурор ограничился 15-ю годами в колонии строгого режима. К двум другим сообщникам Радуева - Алсанбеку Алхазурову и Хусейну Гайсулову генпрокурор России в среду попросил суд применить максимальное наказание по предъявленным обвинениям по статьям УК РФ. Однако конкретные сроки заключения он не назвал. Это, по словам Устинова, прерогатива суда.
После речи Устинова в судебном процессе был объявлен перерыв до 14 декабря, когда продолжатся прения сторон - обвинения и защиты.
В прошлую пятницу с последним словом перед судьями выступили чеченские полевые командиры Салман Радуев и Турпал-Али Атгериев, сообщает ТВ-6. Речь Радуева состояла из стихотворной и протокольной части. Основная мысль поэтической части выступления сводилась к тому, что Радуев будет любить свою родину и чеченцев до последнего вздоха. Строки, продекламированные Радуевым, восходят к эпическому жанру народных сказаний:
Обращает на себя внимание вот какая закономерность: лидер боснийских сербов, Радован Караджич, тоже позиционировался как поэт, а ставший после Дудаева президентом Ичкерии Зелимхан Яндарбиев - как прозаик. Почтение к изящной словесности обнаруживали не только сепаратисты - статус религиозного поэта носил заместитель Кадырова, лидер организации "Адамалла", покойный Адам Дениев. А государственный гимн одной из постсоветских республик Средней Азии, как известно, самолично сочинен её президентом.
По-видимому, в странах Востока литератор до сих пор обладает в обществе весьма высоким статусом. В то же время сложно представить себе, чтобы речь в стихах держал, скажем, президент США Джордж Буш или госсекретарь Колин Пауэлл. Генеральный прокурор России, Владимир Устинов тоже предпочитает сухой стиль официальных документов.
Кроме того, Радуев зачитал подготовленное его адвокатами последнее слово. Он поблагодарил суд за объективность, но подчеркнул, что невиновен. "У обвинения нет никаких доказательств моей виновности, кроме приписок и догадок", - заявил Радуев.
Защитник Радуева, Салман Арсланукаев, попросил суд снять с его подзащитного большую часть предъявленных обвинений за недоказанностью в ходе процесса. В основу защиты адвокат Радуева положил заявление полевого командира о том, что он являлся всего лишь исполнителем приказов Дудаева. Кизлярский же рейд носил "политический характер" и был предпринят "с целью привлечения внимания мировой общественности к проблемам Чечни".
Кроме того, отметил адвокат, суду при вынесении приговора следует учесть ряд смягчающих обстоятельств: Радуев активно сотрудничал со следствием и у него остались двое маленьких детей.
Перед судом выступили также Турпал-Али Атгериев и его защитник. Адвокат Атгериева. попросил оправдать своего подзащитного по ряду статей. В частности, речь идет об обвинении в участии в незаконных вооруженных формированиях, в захвате заложников и в подготовке взрыва на железнодорожном вокзале в Пятигорске.
Адвокаты Алхазурова и Гайсулова выступили в суде в четверг, 13 декабря. Адвокаты попросили смягчить наказание их подзащитным, учитывая помощь Алхазурова и Гайсулова при предварительном расследовании дела.
Приговор подсудимым будет оглашен 25 декабря.