Новости партнеров

Без "Семьи". Путин отправил в отставку Николая Аксененко — одного из последних оставшихся в правительстве ставленников Ельцина

Бывший министр уже признал "моральную ответственность" за растраты в МПС

Министр путей сообщения России Николай Аксененко в четверг 3 января подал заявление об отставке. В тот же день президент Владимир Путин подписал указ об освобождении Аксененко от занимаемой должности. Обязанности министра путей сообщения в течение суток исполнял первый заместитель руководителя МПС Александр Целько, его же и прочили в министры. Однако к вечеру 4 января пришло сообщение о том, что Владимир Путин подписал указ о назначении министром путей сообщения России Геннадия Фадеева, работающего в системе МПС несколько десятилетий и даже возглавлявшего этот министерство с 1992 по 1996 годы.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе главы российского государства, предложение освободить Аксененко от должности главы МПС внес премьер-министр Михаил Касьянов на рабочей встрече с президентом, прошедшей также в четверг. Ранее сообщалось, что Касьянов встретился с генеральным прокурором Владимиром Устиновым и ознакомился с предварительными итогами прокурорской проверки хозяйственной деятельности МПС.

В сообщении, опубликованном интернет-агентством МПС, Аксененко выражает уверенность, что принятые меры по ликвидации задолженности в федеральный бюджет снимают с него обвинения, выдвинутые Генеральной прокуратурой. Тем не менее, считая себя морально ответственным за происходившее в отрасли и в целях создания лучших условий для работы железнодорожного транспорта, министр принял решение об уходе в отставку.

Николай Аксененко стал министром путей сообщения РФ еще в 1997 году, еще в эпоху президента Ельцина. По мнению комментаторов назначение Аксененко было в значительной степени обусловлено дружбой с Романом Абрамовичем и покровительством Бориса Березовского. Нынешнюю отставку министра Gazeta.ru назвала “победой влиятельной группы питерских силовиков”, давно боровшихся с одним из последних членов “семьи” в российском правительстве.

Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по фактам злоупотреблений в МПС в 9 октября 2000 года. Аксененко предъявили обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (статья 286, часть 3 УК России). Ущерб государству был оценен в 70 миллионов рублей.

По версии прокуратуры, в МПС были созданы шесть фондов, в которые переводились до 37 процентов прибыли железных дорог. Тратились эти деньги не на нужды отрасли, например, на покупку дорогих квартир в Москве для сотрудников МПС. Сам министр в интервью газете “Ведомости” наличие целевых фондов отрицал, заявив, что МПС они не требуются, но не отрицал самих расходов.

Что касается обвинений Счетной палаты в том, что для руководства министра МПС покупало дорогие квартиры в центре Москвы, то Аксененко признал, что большие квартиры в центре действительно покупали, но недорогие. В частности, министр признал, что такая квартира была куплена для его заместителя, у которого большая семья - родители и четверо детей.

"Когда человек приезжает, у него семья, четверо детей. Ему квартиру надо купить, он же заместитель министра. Вы хотите его в Митине поместить, чтоб он два часа добирался до работы? Мы старались купить квартиры дешевле. Мы купили дешевле рыночных цен, выторговывали", - сказал Аксененко.

Среди других причин наступления на Аксененко называли войну производителей алюминия за выгодные железнодорожные тарифы. Обвинения в крупных скидках на перевозы некоторым игрокам рынка, министр категорически отверг, объяснив, что такие нарушения уже давно были бы замечены прокуратурой и Счетной палатой.

Выступая в 18 декабря Госдуме на заседании парламентской комиссии по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти заместитель генпрокурора Валентин Симученков заявил, что незаконное увеличение численности центрального аппарата МПС повлекло дополнительные расходы госсредств на 87 миллионов рублей. Аксененко также утверждал не предусмотренные ранее расходы на командировки, на что ушло дополнительно 17 миллионов 356 тысяч долларов.

Наконец, по данным Генпрокуратуры, долг МПС перед налоговыми службами на данный момент составляет 29 миллиардов рублей. Аксененко возражает, что такое объявление нельзя предъявлять без заключения налоговых органов, а оно в документах прокуратуры отстуствует.

Заметим, что слухи о своей возможной отставке Аксененко опровергал практически до самой отставки. Тем не менее, 25 октября он отправился в очередной отпуск, где пребывал по 18 декабря. По возвращении Аксененко пробыл на службе неделю, но 26 декабря снова отправился отдыхать. Во время отсутствия министра его обязанности исполнял первый заместитель Александр Целько.

Дальнейшая судьба Аксененко неясна. Прокуратуру моральная ответственность бывшего министра вряд ли удовлетворит, так что дело против Аксененко будет продолжено.

Новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев родился в 1937 году в городе Шимановске Амурской области. Окончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта. До 1984 года работал на Восточно-Сибирской железной дороге. Был начальником Красноярской, Октябрьской железных дорог. С 1987 года работал в центральном аппарате министерства путей сообщения СССР в Москве. В 1988-1991 гг. - первый заместитель министра путей сообщения СССР. В 1992-1996 гг. - министр путей сообщения РФ. Избирался депутатом Верховного Совета и народным депутатом РСФСР. В последнее время - генеральный секретарь Международного координационного совета по транссибирским перевозкам. Женат, имеет двух дочерей.

Другие материалы
Культура00:05Сегодня
Виктор Пелевин

Жук лапкой потрогал

Виктор Пелевин об «американской гендерной шизе», которую придумали российские спецслужбы