Объявляя на саммите с Владимиром Путиным о своем намерении сократить американский ракетно-ядерный арсенал на две трети, президент Буш не уточнил, какова будет судьба снятых с вооружения боеприпасов. Как сообщают, только что Белый дом провел закрытый брифинг для членов конгресса США, на котором законодателям было сообщено, что многие из списанных бомб, боеголовок и межконтинентальных баллистических ракет будут не уничтожены, а складированы - на всякий пожарный случай.
Брифинг носил настолько секретный характер, что присутствовавшие на нем представители законодательной власти отказываются делиться с прессой деталями правительственного плана, но замечают, что и делиться-то особенно нечем: по словам одного из них, единственная конкретная деталь, которую они услышали, состоит в твердом намерении Белого дома уничтожить 50 межконтинентальных баллистических ракет Peacekeeper - знаменитых некогда ракетных систем МХ, два десятилетия назад породивших бурные раздоры между Москвой и Вашингтоном.
Остальные детали предложенного Джорджем Бушем плана еще прорабатываются. Но намерение администрации сохранить на военных складах часть сокращаемых боеприпасов крайне удручило местных борцов за контроль над вооружениями.
"Если сокращаемые изделия остаются в целости и сохранности и могут быть развернуты вновь, то сокращение делается посмешищем", - заметил в среду исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл.
На этой неделе Белый дом уже дважды расстроил Кимбалла и его единомышленников. До этого стало известно, что администрация Буша намеревается запросить у конгресса ассигнования на подготовку к подземным ядерным испытаниям. Правда, министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что США пока продолжат соблюдать мораторий на испытания, провозглашенный Бушем-старшим в 1992 году под нажимом конгресса.
За день до ухода из Белого дома Буш направил конгрессу отчет, в котором отмечал, что мораторий был ошибкой и должен быть отменен. Билл Клинтон оставил в его силе, но Буш-младший намеревается в обозримом будущем последовать прощальной рекомендации отца и возобновить испытания.
"Любая страна, обладающая ядерным оружием, должна с уважением относиться к смертоносности и мощи этих боеприпасов и обязана удостовериться, что они безопасны в обращении и надежны", - заявил Рамсфелд. Он заметил, что отчасти это можно сделать и без взрывов, и пока без них обходились.
Сторонники испытаний доказывают, что в связи с чрезвычайной сложностью американских ядерных боезарядов они особенно нуждаются в периодической проверке. Большинство из них были сконструированы лет 20 назад, и если Пентагон рассчитывает на то, что они прослужат еще двадцать, часть их следовало бы испытать.
Борцы за обуздание ядерного оружия встретили курс администрации на возобновление испытаний в штыки. "Если администрация Буша хочет разрабатывать новое ядерное оружие, - фыркает Стивен Шварц, издающий либеральный Bulletin of Atomic Scientists, - то пусть она честно так и скажет". Сторонники администрации, со своей стороны, заявляют, что речь идет не о создании новых боеприпасов, а о проверке годности старых.
В нынешней атмосфере силы сторон неравны: после 11 сентября распри о ядерном оружии утратили былую остроту, и мобилизовать его противников будет сложнее, чем раньше. "Кого это теперь волнует?" - пожимает плечами военный эксперт Уильям Аркин.