Сегодня депутаты Государственной Думы России в очередной раз не поддержали законопроект, снимающий с депутатов неприкосновенность и обязывающий их публиковать декларации о своих доходах. Как передает РИА "Новости", этот законопроект одобрили только 34 члена нижней палаты российского парламента, тогда как для его принятия необходимы как минимум 226 голосов.
Большинство депутатов выскзалось в том духе, что "эти вопросы уже прописаны в российском законодательстве и действуют с 1999 года". А вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский вообще предложил депутатам "раз и навсегда закрыть тему о неприкосновенности депутата и его имущества".
Проваленный законопроект был подготовден еще в 1996 году Эллой Памфиловой. С тех пор депутаты Госдумы с завидным упорством отклоняли предложения сократить многочисленные льготы.
Последняя попытка ограничить неприкосновенность депутатов относилась к октябрю 2001 года. Тогда лидер СПС Борис Немцов предложил депутатам поддержать идею самоограничения, подумав о своих избирателях. Однако и этот законопроект, предполагавший не отмену, а лишь ограничение депутатской неприкосновенности, был провален.
Сегодня за снятие депутатской неприкосновенности проголосовали всего лишь 34 депутата, большинство из них - из фракции "Яблоко". Депутаты же от СПС, видимо, либо забыли о яркой инициативе своего лидера, либо берегут свои голоса для своего варианта законопроекта, который Борис Ефимович пообещал внести на рассмотрение Госдумы через год.
Что скрывать депутатам?
Пламенное выступление вице-спикера Жириновского в духе "руки прочь от имущества депутатов" содержало еще одну мысль: по мнению Жириновского, используя декларирование, депутатов, "можно завалить честного кандидата в депутаты".
Между тем, на прошлых выборах «завалиться» на квартире Жириновскому не помешало даже отсутствие этого положения.
Так есть ли что скрывать депутатам? На сегодняшний день заработная плата депутата Госдумы приравнена к зарплате федерального министра, что составляет порядка девяти тысяч рублей в месяц (для сравнения - средняя зарплата в России по данным на июль 2001 года составляла 3,3 тысячи рублей в месяц). По закону "О статусе депутата" парламентариям положены и “иные выплаты”, а именно: компенсация расходов связанных с осуществлением их полномочий; квартальная премия в размере месячного оклада; отпускные (размером приблизительно в два оклада); ежегодное пособие на лечение (еще два оклада).
При этом депутат Государственной Думы получает квартиру в Москве, бесплатно пользуется городским транспортом, залами для официальных лиц аэропортов и вокзалов, гостиничными номерами разряда "Высший - А". Не только народному избраннику, но и членам его семьи государсвто обеспечивает медицинское, санаторно-курортное обслуживание в специализированных лечебных учреждениях. Пенсионные обеспечение депутата составляет 75% от его заработной платы.
Если сравнить финансовое положение российских депутатов с членами парламента развитых стран, то на первый взгляд, западным парламентариям живется лучше, их официальные зарплаты составляют впечатляющие цифры.
Однако практически все расходы депутаты несут за счет своего собственного кошелька. Так, в Германии зарплата депутатов бундестага составляет примерно 15 тысяч марок в месяц,все остальное - за свой счет.
В Великобритании зарплата члена палаты общин составляет примерно 45 тысяч фунтов в год, еще 50 тысяч выдается ему на офисные расходы и жилье.
Во Франции зарплата, служебные расходы, пособие на жилье составляют более 40 тысяч франков (около $8000) в месяц. Однако из этой суммы более трети удерживается в качестве обязательных платежей (пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.п.).
В Японии зарплата депутата парламента превышает 1 млн. иен (около $10 000). Кроме того, депутатам предоставляется жилье в престижных районах Токио.
В США конгрессмены получают около $140 000 в год, все остальные расходы депутаты оплачивают сами.
Никакого сравнения с доходами российских депутатов не выдерживают доходы членов парламента в странах бывшего СССР. Так, на Украине депутат получает около $220, в Грузии зарплата депутата составляет примерно $120 в месяц, дотация на оплату жилья в столице - $100 и транспортные расходы - $50. В Белоруссии оклад депутатов Национального собрания составляет около $100 в месяц плюс предоставление жилья в Минске. В Узбекистане депутат парламента получает около $30 в месяц плюс временное предоставление квартиры. В Таджикистане оклад депутата не превышает $15 в месяц. Служебные квартиры полагаются только членам президиума.
Так что же заставляет российских законодателей с упорством, достойным лучшего применения, раз за разом отвергать вполне невинный законопроект, предполагающий декларирование заранее известных доходов? Несерьезно было бы предположить, что вся линия обороны выстроена только ради социальных гарантий, равных министерским. Крайне болезненную реакцию депутатов можно объяснить разве что нежеланием допускать налоговиков к документам, способным пролить свет на некоторые скрытые источники получения доходов.
Только без рук! Или священная корова депутатской неприкосновенности
Вместе с декларацией о доходах Госдума быстро "похоронила" и идею ограниченного депутатского иммунитета. По словам того же лидера ЛДПР, парламентарии во всем мире являются "одной из самых неприкосновенных" категорий политиков. И, судя по всему, эта ситуация устраивает всех членов парламента.
Статья 19 закона «О статусе…» гласит, что депутаты без согласия на то Госдумы «не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей». В случае возбуждения уголовного дела генпрокурор подает в Думу представление о лишении депутата неприкосновенности.
Поправки к этой статье закона также были обречены на провал. Еще прошлой весной законодательная инициатива депутатов Илюхина и Похмелкина "обеспечить равенство перед лицом закона всех граждан страны" была блокирована депутатским большинством. Справедливости ради надо сказать, что тогда за ограничение иммунитета проголосовали 138 депутатов против нынешних 34.
Тогда лидер группы "Регионы России" Олег Морозов заявил, что неприкосновенность можно было бы отменить только в том случае, "если бы общество было уверено, что у нас исключено применение института так называемого политического мщения". А представитель ЛДПР Алексей Митрофанов прокомментировал провал законопроекта словами "если мы хотим резко урезать неприкосновенность, то надо менять Конституцию".