Данила Гальперович, Би-би-си, Москва
1 февраля в России вступил в действие закон, принятия которого добивались и российские спецслужбы, и международные финансовые организации - "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Те в России, кто оправдывал необходимость принятия этого акта, прежде всего ссылались на требования Оперативной группы по борьбе с отмыванием денег (ОГБОД; в английском варианте - FATF). В июне 2000 года эта организация включила Россию в список стран, не предпринимающих серьезных мер по борьбе с отмыванием капитала, и пока исключать ее оттуда не собирается.
Закон объявляет все сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей (около 20 тысяч долларов США), а также переводы денег в оффшорные зоны подлежащими обязательной проверке. Кроме того, финансово-кредитные структуры - а именно об их мониторинге прежде всего идет речь - должны сами разработать механизм сообщения о подозрительных сделках (определения подозрительности сделок в законе даны) в специально созданный для реализации закона орган - Комитет финансового мониторинга.
Комитет, как сообщил его глава Виктор Зубков, не будет располагать какими-либо силовыми подразделениями, его функции будут определяться термином "финансовая разведка". Поскольку это именно разведка, то Комитет будет не только дожидаться отчетности банков, страховых и финансовых, инвестиционных и лизинговых компаний, но и самостоятельно искать факты отмывания денег.
В недавних заявлениях Зубкова открылась любопытная деталь: он сообщил, что его ведомство будет отслеживать и деятельность физических лиц, если те заключают сделки на сумму свыше уже упомянутых 600 тысяч рублей. На такую сумму тянет практически любая сделка с недвижимостью, нередко - с золотом, ценными бумагами, приобретение некоторых марок автомобилей.
Обходной маневр?
Можно сказать, что российская власть косвенно осуществила свое давнее намерение - контролировать крупные покупки граждан. Поскольку закон, прямо на это направленный - "О контроле за крупными покупками", - в свое время был Государственной Думой отклонен, теперь найдено обходное решение проблемы.
Подозревая большой аппетит финансовых разведчиков, против принятия закона об отмывании выступали многие сторонники либерального рынка, в частности, представители "Союза правых сил" и "Яблока". Однако для них российским правительством был заготовлен аргумент, что борьбы с преступными финансовыми потоками требует именно либеральный рыночный Запад.
Остальные политические силы в российском парламенте были полностью согласны с фактической отменой в России понятия "банковская тайна".
Тем не менее, вступление в силу этого акта не гарантирует моментальное исключение России из "черного списка" ОГБОД. Вполне возможно, что какое-то движение в этом направлении произойдет в середине лета текущего года на пленарном заседании этой организации. В ближайшие же полгода международные борцы за чистоту финансов будут следить за эффективностью российского закона, как, впрочем, и вообще за российской финансовой практикой.
ОГБОД имеет право налагать на страну из "черного списка" серьезные санкции, если та не предпринимает целенаправленных мер по предотвращению "отмывания" денег. Как правило, это означает, что для кредитно-финансовых структур этой страны благополучные государства просто закрывают дверь.