Современные технологии финансового рынка давно используются биржевыми мошенниками. Их число растет не по дням, а по часам - и порядочные трейдеры сейчас думают о возможной краже никак не реже, чем о неожиданном падении курса акций.
Скандал в Allied Irish Banks
Крупнейший банк Ирландии Allied Irish Banks (AIB) расследует широкомасштабное мошенничество в своем американском подразделении Allfirst Financial, в результате которого со счетов банка исчезло около 750 миллионов долларов.
Главный подозреваемый - 37-летнего трейдер Джон Руснак, отец двоих детей и примерный прихожанин. Руснак был одним из всего двух трейдеров, занимавшихся в Allfirst операциями с иностранными валютами. Он проработал в банке семь лет. По словам президента Allfirst Сюзан Китинг, его считали положительным сотрудником. "Он был - по крайней мере до понедельника - на хорошем счету", - сказала она.
В AIB говорят, что пока не знают, были ли потери Allfirst следствием намеренных действий или произошли из "невероятной неразберихи". Представители банка говорят, что по первым признакам похоже, что во все происходящее вмешались как внутренние, так и внешние обстоятельства. "У нас нет пока твердых доказательств, но мы проведем собственное расследование и определим, что случилось", - сказал один из руководителей банка.
Скрывавшийся поначалу от правосудия, в среду Руснак добровольно встретился с представителями Федерального бюро расследований США. МЕжду тем, адвокаты Руснака по-прежнему заявляют, что Руснак не приастен к махинациям: "Если они утверждают, что он украл деньги, то им это не удастся. Я буду крайне удивлен, если они смогут предъявить доказательства того, что он вор".
Пока, по данным предварительного следствия, известно, что трейдер "делал вид, что осуществлял очень, очень большое количество" неавторизованных транзакций, чтобы "прикрыть потери, которые постигли его в реальной торговле". Он совершал реальные операции на валютном рынке, но вводил в систему Allfirst фиктивные данные о контрактах на опционы, которые покупаются для страховки от потенциальных потерь. В итоге потери, которые нес банк, были реальными, а страховка от них (или хеджирование) - фиктивной.
Ограниченный ущерб
Аналитики считают, что ущерб, нанесенный крупнейшему ирландскому банку, ограничен. "Банк не рухнет - у них достаточно капитала, - говорит Скотт Ранкин из компании Davy Stockbrokers. - Я думаю, рынок воспримет это просто как некий товар, резко понизившийся в цене"
Тем не менее, как говорят в AIB, в связи с произошедшим ожидаемая в 2001 году прибыль снизится на 596 миллионов евро (520 миллионов долларов). "Основной бизнес и развитие всей группы не пострадали от этого единичного удара", - сказал по этому поводу Бакли.
Руководство банка говорит, что уже приняло меры к тому, чтобы убытки не оказались еще большими, правда добавляет, что пока не знает, можно ли вернуть хотя бы часть из пропавших денег.
Тем временем курс акций банка AIB резко упал.
Ник Лиссон
За последние годы мошенники лишь трижды покушались на суммы сравнимой величины. Самый известный из них - это, конечно же, Ник Лиссон - человек, разрушивший один из самых уважаемых банков Соединенного королевства - Barings. В результате его махинаций банк потерял 850 миллионов фунтов (около 1,2 миллиарда долларов) и фактически прекратил свое существование.
Сейчас Лиссон говорит, что пытался лишь спасти общую репутацию, которая могла якобы пострадать от недостачи на счетах одного из клиентов.
НЕсмотря на гигансткую сумму ущерба, нанесенного Barings, Лиссон далеко не рекордсмен в том, что касается финансового мошенничества.
"Господин 5%"
Японец Ясуо Хаманака, который занимался торговлей металлами в компании Sumitomo, лишил своей фирмы 1,3 миллиарда долларов. В течение 10 лет Хаманака занимался сомнительными операциями на финансовом рынке. Хаманаку называли "господин 5%" - именно такую часть мирового рынка меди он контролировал.
Менее опасным для финансовых рынков, но куда более сенсационным с точки зрения прессы стал случай Питера Янга, сотрудника лондонского банка Morgan Grenfell. Сканадл, разразившийся в 1996 году, показал, что Янг не всегда регистрировал результаты своей работы с инвестиционными фондами. В общей сложности это принесло ему 220 миллионов фунтов (около 400 миллионов долларов). Что не помешало судебным психиатрам признать его невменяемым и неспособным отвечать за свои поступки - на заседания суда Янг являлся в женском платье и вел себя неадекватно.
В лондонском Сити нет, пожалуй, ни одной фирмы, которая за последние годы не пострадала бы от финансового скандала того или иного рода. Чаще всего финансовые компании выходят из таких передряг непобежденными.
Скандалы помельче
К примеру, в 2000 году банк NatWest был оштрафован на шестизначную сумму за то, что два его трейдера несколько лет почти открыто работали в убыток фирме. Потери, не считая штрафа, составили 90,5 миллиона фунтов (около 120 миллионов долларов).
А уже в 2001 из компании Merrill Lynch уволили двух высокопоставленных менеджеров - они не смогли проконтролировать деятельность сотрудника валютного отдела фирмы. Он перенаправил на счета ряда клиентов Merrill Lynch прибыль в размере 7 миллионов фунтов (около 10 миллионов долларов).
Чаще всего такого рода ошибки совершаются, впрочем, без злого умысла.
Просто ошибки
Учитывая, что рабочий стол среднего трейдера сейчас живо напоминает панель управления реактивным истребителем, а сами трейдеры часто неопытны, накладок избежать практически невозможно.
В мае прошлого года индекс лондонской фондовой биржи упал почти на 2% после того, как один из трейдеров по ошибке продал акций на 300 миллионов фунтов. Он просто ввел в компьютер лишний ноль - бизнесмен собрался продать акций лишь на 30 миллионов.
В 1998 году трейдер компании Salomon Brothers решил отдохнуть, облокотившись на клавиатуру. Итог - случайная продажа облигаций французского правительства на сумму 850 миллионов фунтов (около 1,1 миллиарда долларов).
А уже в конце прошлого года акции интернет-фирмы Exodus взлетели в цене на 59000%. Один из трейдеров по ошибке предложил за каждую из них 100 долларов. Реальная цена этих бумаг в те дни составляла 17 центов за акцию.
К февралю 2002 года Exodus пополнил ряды интернет-банкротов.