Главное
21:55, 19 февраля 2002

Буш не силен в геометрии: президент США неправильно указал координаты "оси зла" Южная Корея не хочет видеть врагов в северных соседях

Владимир Козловский, Би-би-си, Нью-Йорк

Русская служба Би-Би-Си

Во вторник президент США Джордж Буш прибыл в Южную Корею, где проводят курс на сближение с Северной и поэтому были встревожены его речью, в которой он включил КНДР в свою "ось зла".

Программа пребывания Буша в Южной Корее, разумеется, включает его поездку к демилитаризованной зоне - нашпигованной минами и опутанной колючей проволокой полосе земли шириной четыре километра, разделяющей две половины полуострова со времени окончания Корейской войны. Поездки эти превратились в ритуал, который совершает каждый американский президент, начиная с Дуайта Эйзенхауэра.

Эйзенхауэр побывал на фронте в 1952 году, когда Корейская война была в самом разгаре, и его визит держался в секрете до тех пор, пока он не вылетел на родину. Три десятилетия спустя, когда дислоцированные на передовых позициях американские части посетил Рональд Рейган, южнокорейские артиллеристы застыли у своих орудий, готовые в случае чего прикрыть его огнем. Последним был Клинтон, летавший в Южную Корею три раза.

Хотя при нем отношения между Вашингтоном и Пхеньяном были сравнительно благополучными и ознаменовались важным соглашением, по которому КНДР обязалась отказаться от своей ядерной программы, а США обещали взамен поставить ей более безопасные реакторы и горючее на сотни миллиардов долларов, когда Клинтон посетил войска у демилитаризованной зоны в последний раз - в 1998 году, он заявил, что ядерные амбиции Пхеньяна "по-прежнему вызывают большую тревогу" и что "признаки опасности сейчас умножились".

Ракетные технологии

Самую большую озабоченность вызывает у Вашингтона экспорт ракетной технологии из Северной Кореи, которая продает ее таким странам, как Иран (сосед Северной Кореи по бушевской "оси зла"), Сирия и Ливия. Иран создает на основании этой технологии баллистическую ракету средней дальности "Шахаб-3", которая сможет достичь Израиля, Турции и Саудовской Аравии, то есть главных союзников США на Ближнем Востоке. В Пентагоне также опасаются, что в конечном итоге иранцы обзаведутся ракетой, способной нанести удар по американской территории.

Администрация Клинтона считала, что близка к соглашению, по которому Пхеньян согласился бы не экспортировать ракеты дальностью свыше 280 километров, а американцы предоставили бы КНДР экономическую помощь на сотни миллионов долларов в год и бесплатно запускали бы северокорейские спутники.

В дополнение Клинтон совершил бы историческую поездку в Пхеньян. При нем переговоры так и не были завершены, а среди пришедших ему на смену республиканцев было полно людей, которые считали, что лучше всего будет ничего не делать и спокойно дожидаться того дня, когда Северная Корея развалится сама.

Буш не вполне разделяет такой подход, но он начал требовать, чтобы Пхеньян согласился на строгую проверку выполнения договора о ракетах и вдобавок старого соглашения о прекращении северокорейской ядерной программы. В то же время Вашингтон делал лишь смутные обещания насчет финансовой помощи, которую Пхеньян получит взамен. Последний отреагировал на ужесточение американской позиции совсем плохо, и всякий серьезный диалог прекратился.

После того, как Буш включил КНДР в свою "ось зла", она отменила даже запланированный визит в Пхеньян делегации американских ученых, который должен был состояться после его поездки в Сеул и показать, что Северная Корея готова продолжать отношения если не с Белым домом, то с другими американцами.

Белый дом отмечает, что он готов к переговорам с Пхеньяном "где угодно и когда угодно", но тот с июня не отвечает на соответствующие американские предложения.

Требование отвести войска

Несмотря на тревогу, которую вызвали в Южной Корее речи Буша по поводу "оси зла" (член парламента от правящей партии Сон Сок Чан в ответ назвал его "воплощением зла, которое хочет сделать раздел Кореи перманентным"), по дороге в Азию Буш выступил на военной базе на Аляске и повторил свои претензии в адрес Северной Кореи, а также призвал ее отвести войска от демилитаризованной зоны.

С другой стороны, он снова заявил, что готов к диалогу с ней. Госсекретарь Колин Пауэлл повторил уже в который раз, что планов войны с КНДР в ближайшее время нет, а здешние эксперты говорят, что ее возможность вызывает большие сомнения: Сеул расположен так близко к линии фронта, что северокорейская артиллерия накроет его в первые часы конфликта.