Председатель Госдумы Геннадий Селезнев больше не имеет права голосовать на заседаниях Совета нижней палаты. Соответствующую поправку в регламент Госдумы депутаты приняли на пленарном заседании 20 марта. За то чтобы отобрать у Селезнева решающий голос, высказались 245 депутатов (для принятия решения было необходимо 226 голосов), против - 159 народных избранников, воздержались двое. Таким образом, парламентарии лишили Селезнева возможности каким-либо образом влиять на календарь законодательной работы, оставив ему лишь роль ведущего.
Унизительная справедливость
Вопрос о лишении председателя Госдумы права решающего голоса на Совете палаты встал перед мартовскими праздниками. Его инициаторами выступили депутаты-центристы. Как пояснил председатель думского комитета по регламенту, депутат от фракции "Единство" Олег Ковалев, нынешний расклад сил в Совете палаты не соответствует раскладу в самой палате: КПРФ фактически имеет на Совете два голоса (Селезнев входит во фракцию коммунистов) вместо одного, а это неправильно. Центристы предложили восстановить справедливость, внеся в статью 13 регламента Госдумы поправку, по которой спикер будет обладать правом только совещательного голоса.
Собственная идея, по всей видимости, показалась депутатам настолько важной и интересной, что они воплотили ее в жизнь в рекордно короткие сроки: с момента обнародования до голосования в Думе прошло две недели. Вопрос мог быть решен еще раньше - поправку в регламент поставили в повестку дня заседания 15 марта. Тогда депутаты просто не успели ее рассмотреть, они слишком долго обсуждали закон об увеличении денежного довольствия военнослужащих.
Селезнев пытался защищаться, заявив, что лишение председателя Госдумы права решающего голоса на Совете палаты ущемляет его конституционные права, а Дума после принятия поправки превратится в "депутатский клуб", потому что все вопросы будут решать только фракции. Кроме того, Селезнев уверял, что вовсе не злоупотреблял своим голосом и пользовался им на Совете палаты всего несколько раз.
Отстаивать права коллеги бросились и коммунисты. Депутат Вячеслав Зорькин, например, расценил предложенную инициативу как унижение парламента и его председателя. Тезис об унижении неожиданно нашел отклик у "яблочников". Первый заместитель руководителя этой фракции Сергей Иваненко сказал, что спикер Думы - "должностная фигура, и унижать его - значит унижать самих себя". Но центристы были непреклонны. Глава комитета по регламенту пресек все досужие разговоры, объявив, что проект прошел все необходимые процедуры, и нет никаких формальных оснований для того, чтобы снимать его с повестки дня.
Приказано не тормозить
Отношение пропрезидентского "Единства" к коммунистам за два с лишним года работы нынешнего состава Госдумы поменялось почти на противоположное. В конце 1999 - начале 2000 года, утверждая структуру нижней палаты, "Единство" и КПРФ фактически разделили между собой все наиболее ценные думские комитеты, в частности, по экономике, финансам, промышленности, социальной политике. Тогда фракция КПРФ получила девять комитетов, группа "Народный депутат" - шесть, "Единство" - пять, ОВР и Агропромышленная группа - по два, фракции СПС, ЛДПР и группа "Регионы России" - по одному, "Яблоку" не досталось ни одного комитета.
Однако уже в середине прошлого года, "Единство" обсуждало вопросы изменения "пакетного соглашения", а также смены спикера палаты. Это мотивировалось "недостойным" поведением коммунистов на заседании, где в первом чтении принимался Земельный кодекс (тогда коммунисты и аграрии, протестующие против принятия кодекса, устроили скандал и драку). Левых даже косвенно обвинили в саботаже, намекая на то, что подконтрольные им комитеты задерживают внесение в Госдуму приоритетных законопроектов.
Эта инициатива, правда, ничем не кончилась - разговоры о пересмотре "пакетного соглашения" и замене спикера протихоньку сошли на нет. Тем не менее политический расклад сил за последнее время сильно изменился - "Единство" из движения преобразовалось в партию и сразу же объединилось в "партию власти" с движениями "Отечество" и "Вся Россия". Название новой партии - "Единая Россия" (в народе "Шалаш"). Левые же остались не у дел и постепенно растеряли свой политический вес.
Очевидно, что лишение Селезнева права голоса на Совете нижней палаты - это очередное наступление на позиции коммунистов. Если в самой Госдуме они уже никак не могут повлиять на принятие того или иного законопроекта (им остается либо скандалить и демонстративно покидать зал заседаний, либо тихо не участвовать в голосовании, от чего все равно ничего не меняется), то в Совете палаты у КПРФ до последнего момента оставалась возможность хотя бы заблокировать постановку какого-нибудь документа в повестку дня. Отныне и этой возможности у них нет - Геннадий Селезнев фактически становится наблюдателем.
Таким образом, Дума становится практически полностью управляемой и подконтрольной президенту. Похоже, однако, Владимир Путин в этом и не сомневается - он уже не призывает депутатов принять тот или иной закон, апеллируя к его важности для страны и народа. Он просто просит принять его побыстрее, как это было 18 марта, когда президент "попросил" Госдуму и Совет Федерации не затягивать с законом о повышении денежного довольствия военнослужащим, чтобы он мог подписать его не позднее 1 мая.
Из регламента Госдумы
"1. Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
2. В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса".
Именно эта статья регламента нижней палаты была изменена на заседании палаты 20 марта.