Главное
22:54, 21 марта 2002

Президент заблудился в "Трех китах". И вызвал Лоскутова из Питера В спор прокуратуры и таможни вмешался независимый следователь

20 марта по каналам информационного агентства "Интерфакс" пришло сообщение о том, что Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по факту злоупотреблений в руководстве Государственного Таможенного Комитета.

По данным агентства, "дело возбуждено по статье 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями" в отношении некоторых высокопоставленных чиновников ГТК и в его рамках проводятся обыски в таможенных терминалах Московского региона и связанного с ними коммерческими структурами. Дело о превышении полномочий сотрудниками ГТК было выделено в отдельное производство из так называемого дела "Трех китов" о контрабанде импортной мебели.

Однако уже на следующий день информация о возбуждении дела была опровергнута. Как сообщило НТВ, Генпрокуратура опровергла наличие новых уголовных дел против таможенного комитета. Более того, по словам ведущего дело о контрабанде следователя Владимира Лоскутова, никакие материалы из расследуемого им уголовного дела в отдельное производство не выделялись и никуда не направлялись.

Скандал длиною в год

Дело о контрабанде мебели получило огласку осенью 2001 года. По версии ГТК, таможенники выявили схему незаконных операций с импортной мебелью и ухода от уплаты таможенных платежей, осуществлявшуюся мебельными фирмами "Гранд" и "Три кита". Мебель ввозилась в Россию через подставную фирму "Лига Марс", зарегистрированную, как сообщают "Известия", по потерянному паспорту. Затем мебель перепродавалась фирмам, арендовавшим площади в магазинах "Три кита" и "Гранд" и реализовывалась через эти салоны. При этом мебель ввозилась под видом комплектующих, в документах занижался вес ввозимого товара и его стоимость. Кроме того, использовались поддельные сертификаты соответствия. Как заявляли представители ГТК, общий ущерб от действий мебельщиков составил несколько десятков миллионов долларов, а недополученные платежи в бюджет составили по самым приблизительным подсчетам около 8 миллионов. По результатам проведенной проверки, товар, принадлежавший фирмам, был изъят, а "Гранд" и "Три кита" заплатили в бюджет два с половиной миллиона долларов.

В течение года (а инкриминируемые мебельщикам преступления относятся к 2000-му году) дело вел следователь следственного комитета при МВД России Павел Зайцев. Однако осенью 2001 Генпрокуратура следствие прекратила, одновременно обвинив господина Зайцева в должностных преступлениях. Тогда же Генеральной прокуратурой было возбуждено дело по статье 286 часть 3 ("Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий") против заместителя начальника управления таможенных расследований ГТК Марата Файзуллина и начальника таможенной инспекции Александра Волкова. По данным следствия, Волков и Файзулин "совершили действия, явно выходящие за пределы их полномочий, что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов ряда торговых организаций и нанесло им ущерб на 2,5 миллиона долларов".

Поводом для возбуждения уголовного дела стало опубликованное 10 октября в "МК" обращение руководства мебельных центров "Гранд" и "Три Кита" к генпрокурору с просьбой "остановить беспредел, творимый отдельными должностными лицами ГТК". Материал представлял собой почти полполосы плотного текста с описаниями "злодеяний" таможенников.

Оба "таможенных" дела сейчас находятся в суде. Дело следователя Зайцева отложено до 11 апреля - его адвокат не успел ознакомиться с материалами. А представляющий интересы Марата Файзуллина адвокат Тимофей Гриднев заявил в интервью "Известиям", что в деле о превышении полномочий полностью отсутствует доказательная база. Другими словами, все чем располагает следствие - это слова руководителей мебельных центров против слов таможенников.

Как заявляют чиновники ГТК, руководители мебельных центров господа Латушкин и Зуев признали свою причастность к незаконному импорту мебели и согласились погасить долги, дабы получить арестованные грузы обратно, снизить штрафные санкции и продолжить бизнес. Руководство "Трех китов" и "Гранда" в свою очередь заявляет о прямом вымогательстве со стороны высокопоставленных чиновников.

Версии

С прошлой осени, когда взаимные обвинения мебельщиков и таможенников выплеснулись на страницы прессы, представители ГТК не раз заявляли, что дело "Трех китов" явилось лишь поводом для начала массированного наступления на таможенный комитет. Того же мнения придерживается и сам Михаил Ванин, обвиняющий прокуратуру в развертывании PR-кампании против ГТК и создании "искаженной ситуации" вокруг таможни.

Масштаб кампании действительно впечатляет. Еще в январе прокуратура предъявила обвинение бывшему начальнику Сибирской оперативной таможни. Одновременно с делами о превышении полномочий, прокуратура расследует деятельность Северо-Западного таможенного управления. В частности, возбуждено уголовное дело против бывшего руководителя Балтийской таможни (третьей в стране после Центральной энергетической и Новосибирской) Александра Пучкова. Его обвиняют в превышении полномочий, а именно в самовольном упрощении установленного ГТК режима оформления грузов. Как сообщают Грани.ру, возбуждая дело, сотрудники управления Генпрокуратуры в этом округе заявили, что господин Пучков это первая ласточка - следствие намерено проверить его бывших и действующих коллег.

Кроме того, по словам начальника управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Леонида Трошина, органы прокуратуры в настоящий момент расследуют порядка 80 уголовных дел, касающихся деятельности таможенников. Действия следователей заставляют вспомнить о так называемом "черном списке" Владимира Устинова. Еще в конце октября "Интерфакс" и "Комсомольская правда" сообщили, что в списке генпрокурора значатся ГТК, МЧС, МПС и Госкомрыболовство. Причем, как прокомментировал наличие "черного списка" один из политологов, "просто до этого Путин разбирался с олигархами. Теперь дошла очередь и до коммерсантов с государственными портфелями".

Совершенно другую версию транслируют Грани.ру. По данным издания, в скандале вокруг ГТК не последнюю роль сыграло ФСБ и, в частности, генерал Заостровцев: "Как поговаривают, структуры, близкие генералу Заостровцеву, контролируют не только оба центра мебельной торговли, но и импортерские бизнесы, обеспечивающие поставки мебели на обе торговые площадки. Именно эта разветвленная система "серого" и "черного" мебельного импорта и попала в октябре под удар двух ключевых структур ГТК - главного управления по борьбе с контрабандой и управления таможенных расследований и дознания".

Некоторые солидные издания, вроде "Коммерсанта" и "Ведомостей" считают, что борьба вокруг таможенного комитета связана с распоряжением ГТК за номером 949-р, регламентирующим специальный порядок ввоза в Россию некоторых категорий товаров, так называемым "списком Ванина". СМИ расценили распоряжение ГТК, как удар по "серому" импорту.

Вместе с тем, многие предприниматели опасаются, что новое правило приведет к значительному увеличению сроков таможенной процедуры и росту цен, а ГТК получил инструмент давления на импортеров и производителей.
Как писала "НГ", "таможня собирает досье на российских предпринимателей... Творчески распространить "списки Ванина" можно практически на любой вид предпринимательства, и если фирма вдруг стала неугодной, ее можно тут же "поставить на уши". "Клей, болты, гайки - и мебельщики у ваших ног (то есть у ног Ванина), дрожжи, фрукты-овощи, грибы - пищевики, те же трансформаторы и детали стиральных машин - производители бытовой техники".

Еще одной возможной причиной "наезда" на ГТК называют очевидную причастность Михаила Ванина к "старой команде", что, как говорят, вызывает резкое неудовольствие "питерских чекистов", у которых имеется своя кандидатура на пост "госолигарха". Однако за Ванина перед Путиным не раз вступались глава кремлевской администрации Александр Волошин, премьер Михаил Касьянов, первый замминистра внутренних дел Владимир Васильев и директор ФСНП Михаил Фрадков.

Сам же глава ГТК уже после беседы в Генпрокуратуре по поводу состояния дел в его ведомстве, был принят президентом. Ванин доложил Владимиру Путину доложил об итогах работы таможенников в 2001 году, рассказал о повышении собираемости таможенных пошлин, мерах по борьбе с контрабандой. После встречи Ванин сообщил "Известиям", что он "информировал президента и председателя правительства" о происходящем вокруг таможенного комитета.

Явление героя

И президент сделал неожиданный шаг - видимо, не доверяя ни одной из сторон, он вызвал независимого от прокуратуры следователя Лоскутова. Начальник отдела прокуратуры Ленинградской области Владимир Лоскутов известен тем, что в свое время входил в оперативно-следственную бригаду, расследовавшую деятельность бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Уже тогда следователь Лоскутов познакомился с Владимиром Путиным. Отношения они поддерживают до сих пор - недавно президент встречался с господином Лоскутовым и обсуждал с ним дело "китов".

13 марта Госдума отправила на имя Генерального прокурора запрос о возобновлении производства по уголовному делу о контрабандном ввозе импортной мебели в Россию. И независимый следователь Лоскутов открыл "китобойный промысел".

По идее, он должен не столько охотиться за таможенниками, сколько вскрывать злоупотребления прокуроров, у которых, если судить по развитию событий, в этом деле есть свой собственный интерес. В любом случае, ни ГТК, ни Устинов не могут чувствовать себя спокойно.

Если Лоскутов сможет обнаружить в деле мебельщиков прямые доказательства нарушений, выявленных ГТК - под Устиновым зашатается кресло, несмотря на подстраховку генпрокурора, уволившего одного из следователей, пытавшегося помочь родственнику из "Трех китов". Если же "человек из Питера" прибыл для того, чтобы найти в мебельном деле улики против таможенников, то Ванин ни минуты не останется на своем посту. Пока следователь проводит обыски на московских таможенных терминалах и комментариев не дает.