Главное
01:33, 27 марта 2002

МАП решил напомнить о собственном существовании В МАП рассматривается вопрос о возбуждении дела в отношении Сбербанка и ФКЦБ по признакам нарушения антимонопольного законодательства

За последние несколько дней МАП превзошел сам себя. Замминистра по антимонопольной политике Андрей Кашеваров заявил о том, что рассматривается вопрос о возбуждении дела в отношении Сбербанка по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг.

Кроме этого, не исключена возможность возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ФКЦБ из-за введения новых нормативов достаточности собственных средств для ряда профучастников рынка ценных бумаг. Это, по мнению МАПа, "приведет к концентрации капиталов на рынках в Москве и Санкт-Петербурге". А 20 марта МАП признал нарушителем антимонопольного законодательства "Газпромбанк" - в части установления тарифов на операции по переводу акций "Газпрома" в другие депозитарии.

МАП не первый уже раз терзает Сбербанк, который в результате кризиса доверия к банковской сфере, стал еще одним "естественным" монополистом, сосредоточив у себя около 70 процентов всех банковских вкладов россиян. Однако, в прошлый раз грозное обвинение в "нарушении Сберегательным банком России антимонопольного законодательства" закончилось просьбой предоставить документы по тарифной политике.

У МАПа, который часто жаловался на недостаток полномочий, многие "громкие" дела в отношении МПС, Банка России и других заканчивались тихо и незаметно. С другой стороны МАП часто становился на сторону монополий в вопросе повышения тарифов. Так уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов подверг критике МАП, который "вместо того, чтобы защищать права граждан России от произвола предприятий-монополистов", дало МПС право на "временное повышение стоимости проезда в пассажирских поездах" в канун 2001 года. Известно и положительное решение МАПа в отношении введения повременки в Москве.

Настораживает и внимание, которое оказывает МАП определенным участникам рынка. Так в 1999 году президент группы "Интеррос" Владимир Потанин обратился с письмом к премьер-министру России по поводу действий "отдельных правительственных чиновников". У партнера "Интеррроса", компании "Передовые промышленные технологии", не приняли заявку на конкурс по продаже акций ТНК, так как не удалось получить необходимое разрешение на покупку акций от Министерства по антимонопольной политике.

С другой стороны МАП дал добро на покупку Красноярского алюминиевого и Ачинского глиноземного заводов, в результате чего компания "Русский алюминий" стала контролировать 80 процентов отрасли.

Показательной в работе МАПа является и история с заказной статьей о несуществующем магазине "Светофор", опубликованной не на правах рекламы, а как информационный материал в 13 столичных изданиях. МАП откликнулся на это явное нарушение только через два месяца.

Надо признать, что отношение МАП к своим обязанностям вытекает из отношения к проблеме экономических монополий в высших кругах власти. В прошлом году на заседании правительства, на котором были одобрены основные направления антимонопольного регулирования на среднесрочную перспективу, Илья Южанов заявил, что необходимость обсудить антимонопольное регулирование была обусловлена тем, что правительство не обращалось к его положениям с 1997 года. Может быть министру стоило самому напомнить о существовании своего министерства?

К тому же многие из задач МАП, которые сформулированы самим Ильей Южановым в 2000 году, сейчас решаются другими ведомствами. Защита единого экономического пространства и борьба с административными барьерами сейчас находится в компетенции Минэкономразвития, а борьба за единый тарифный орган, который займется регулированием деятельности естественных монополий, МАПом была проиграна.

Видимо и нынешняя показательная "выволочка", устроенная министерством Ильи Южанова, является скорее очередной попыткой напомнить о себе, нежели примером целенаправленной политики антимонопольного ведомства.