Главное
18:48, 2 апреля 2002

Банкротить газеты не проще, чем телеканалы. Зато их авторов проще сажать После ликвидации "Медиа-Моста" и МНВК "ТВ-6 Москва" на очереди - оппозиционные газеты

Московская прокуратура намерена обвинить заместителя главного редактора "Независимой газеты" Игоря Зотова по уголовной статье, предполагающей тюремное заключение на срок до двух лет. За публикацию материала, к написанию которого он не имеет никакого отношения. Предъявить обвинение Зотову пытаются прямо в больнице, куда он попал с сердечным приступом. В качестве меры пресечения планируется заключить журналиста под стражу на время проведения следствия.

Подписка о невыезде ценой в миллион дролларов

Уголовное дело, по которому хотят предъявить обвинение Зотову, было возбуждено в декабре 2001 года по факту публикации статьи "Подписка о невыезде ценой в миллион долларов. В ней, со ссылкой на "достоверные источники в МВД" утверждалось, что адвокаты красноярского предпринимателя Анатолия Быкова начали "активно контактировать" с судьями Мещанского суда, предложив тем взятку в 1 миллион долларов только за изменение меры пресечения на подписку о невыезде. В статье были перечислены и фамилии судей.

Под статьей стоит подпись Алины Тарасовой. Является ли это имя настоящим или псевдонимом - неизвестно. Редакция "Независимой газеты" заявляет, что автор статьи не является штатным сотрудником. Игорь Зотов к подготовке этого материала отношения не имел. Единственное обстоятельство, позволившее прокуратуре связать его с этой публикацией, заключается в том, что Зотов в день публикации был дежурным редактором. Однако ни в законе о СМИ, ни во внутренних инструкциях НГ, ни в УК никогда не говорилось об ответственности дежурного редактора за содержание всех материалов газеты.

Добавим, что в "Независимой газете" Игорь Зотов ведает вопросами культуры.

Тяжелая артиллерия

Дело возбуждено по статье 298 Уголовного кодекса РФ, часть первая: "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде". Подчеркнем - речь идет именно об уголовном деле. Не иск о защите чести и достоинства, которым обычно кончаются ошибки журналистов, не требования опровержения или компенсации, а именно уголовное дело. По статье, оставшейся в УК с советских времен.

Далее. Упомянутая статья предполагает различные виды наказаний: в размере 200-500 МРОТ или в размере зарплаты за 2-5 месяцев, исправительные работы от года до двух, арест от трех до шести месяцев. И самое строгое - лишение свободы на срок до двух лет. Вряд ли последнее может быть применено к человеку, не писавшему статью (хотя то, что само обвинение является абсурдным, современному российскому суду может и не помешает). Однако уже известно, что Зотова планируют поместить в СИЗО на период проведения следствия. А там, как известно, можно провести очень продолжительное время.

За Пугачева или за Березовского?

У руководства и сотрудников "Независимой газеты", равно как и у всех, что мало-мальски знаком с практикой судебно-журналистских конфликтов, нет ни малейших сомнений, что статья о Быкове является в этом деле только поводом. Поводом наказать отдельного журналиста или газету в целом.

Ответ на вопрос "за что?" не требует длительных размышлений. Достаточно вспомнить, что главным акционером НГ является Борис Березовский, недавно лишившийся телеканала ТВ-6, но еще владеющий рядом влиятельных печатных СМИ. Березовский, пошедший на открытый конфликт с государством, обвинивший спецслужбы во взрывах московских домов и представивший месяц назад в Лондоне доказательства своих обвинений.

Кстати, среди журналистов, командированных российскими СМИ на скандальную пресс-конференцию, был представитель "Независимой газеты". Игорь Зотов. (По утверждению НГ, в тот момент, когда пришло приглашение на пресс-конференцию, английская виза была только у него).

Причем Зотов стал явно не первым, про кого прокуроры вспомнили после лондонской пресс-конференции. Сам Борис Березовский уже записан в спонсоры Шамиля Басаева, а автор одного из разоблачительных материалов, экс-подполковник ФСБ Александр Литвиненко вызван на допрос по уголовному делу, о котором никто не вспоминал больше года.

Впрочем, по мнению журналистов НГ, все началось несколько раньше - а именно после совсем другой публикации. В ноябре газета опубликовала статью "Фаворит", посвященная самому незаметному российскому олигарху. Материал о Сергее Пугачеве был написан на основе публикаций ряда других СМИ и, по оценке самой же НГ, получился не слишком лестным для банкира. В то же время, как выяснила газета, "к числу людей, имеющих хороший личный контакт с Пугачевым, относят в том числе и председателя Мосгорсуда Егорову". Упоминавшуюся в той самой статье про миллионную подписку.

Государственная дубина оказалась многогранной

В любом случае, "дело Зотова" смело можно считать попыткой обкатать новую технологию воздействия на неподконтрольные государству СМИ.

Испытанные методы борьбы с телеканалами в силу целого ряда причин могут оказаться неэффективными. Во-первых, потому что бумажная пресса на один-два порядка дешевле электронных СМИ. Если НТВ даже сейчас оценивают в 300 миллионов долларов, а для создания нового ТВ-6 потребуется около 80, то журналистам журнала "Итоги" потребовалось около одного миллиона, чтобы вернуться к читателю в "Ежедневном журнале", оставив "Газпрому" только торговую марку.

Кроме того, печатным СМИ не приходится сталкиваться с естественной монополией Минпечати на эфир. Чтобы выпустить новую газету вместо старой, потерянной в очередном "споре хозяйствующих субъектов", нет необходимости выигрывать конкурс на частоту и звать на подмогу политических тяжеловесов. Свободные типографские мощности найдутся всегда. Не у нас, так в Финляндии.

Поэтому власти приходится искать новые пути воздействия на распустившуюся прессу. Впрочем, экономические рычаги тоже могут оказаться довольно эффективными, если пользоваться ими грамотно. Совсем недавно с одним из таких рычагов познакомилась "Новая газета". В феврале этого года Басманный суд Москвы вынес решение по искам в адрес этого издания на общую сумму в полтора миллиона долларов. Что характерно, из 45 миллионов рублей, которые суд счел возможным взыскать с "Новой" 30 миллионов причитаются председателю красноярского крайсуда Александру Чернову, обиженному в одной из публикаций, а еще 15 миллионов - "Межпромбанку" уже упоминавшегося Сергея Пугачева. Несусветные суммы в совокупности в 30 раз превышают общую стоимость полусотни аналогичных исков, выигранных у СМИ простыми гражданами за последние четыре месяца. Если решения вступят в силу, "Новой газеты" просто не станет.

Однако финансовая грань "государственной дубины" (термин, введенный в обиход российским президентом Владимиром Путиным в конце 2000 года) оказалась не единственной. В конце концов закрытие газет дело хлопотное, долгое и шумное. КПД метода ниже всякой критики. Гораздо эффективнее воздействовать на людей, которые пишут эти газеты. Найти деньги на новое издание можно, а вот издавать газету, сидя в тюрьме, намного сложнее.

И если за не соответствующую действительности публикацию можно посадить в тюрьму (пусть даже в СИЗО и только до суда) любого из журналистов провинившейся газеты, это означает, что власть полностью обезопасила себя от прессы. С помощью той самой дубины, которой президент собирался отбиваться от возомнивших о себе олигархов. При этом наличие в России Закона о СМИ представляется обстоятельством несущественным.