Главное
19:59, 3 апреля 2002

Цены на нефть растут из-за войны на Ближнем Востоке. Но Россия на этом не заработает Особенности российского нефтяного экспорта мешают казне зарабатывать на росте мировых цен на нефтепродукты

Как заявил 2 апреля заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев, в первом квартале 2002 года из-за падения цен на нефть бюджет России недополучил около 10 миллиардов рублей. Улюкаев одновременно охладил энтузиазм по поводу продолжающегося несколько недель роста цен на нефть. По его мнению, на уровне экспортных пошлин и, следовательно, на уровне сборов МНС и ГТК увеличение цен на нефть отразится не раньше, чем в конце второго квартала 2002 года, так как, в соответствии с действующим законодательством, увеличение экспортных пошлин на сырую нефть на основе мониторинга цен, отражающего улучшившуюся ситуацию на рынке, может быть произведено лишь с 1 июня 2002 года.

Итак, что дают экспортные пошлины, которые, заметим, входят в арсенал средств внешнеторговой политики развивающихся стран? Во-первых экспортные пошлины - это самый простой способ заставить компании поделиться с бюджетом своими доходами от продажи энергоресурсов, так как налог на прибыль в России является скорее элементом не учета, а хозяйственной этики. А во вторых, в условиях незаинтересованности нефтяников обслуживать внутренний рынок, это является способом выровнять уровень заграничных и российских цен, чтобы и наши нефтеперерабатывающие предприятия не испытывали сырьевого голода.

До 2001 года схема расчета экспортных пошлин выглядела следующим образом. На основе ежемесячного мониторинга цен на сырую нефть марки Urals по ценам агентства Petroleum Argus и Plats экспортная пошлина устанавливалась раз в два месяца в следующем размере: при цене 0-12,5 доллара за баррель пошлина не взималась; при цене от 12,5 до 15 долларов за баррель пошлина равна 2 евро за тонну; при цене от 15 до 17,5 долларов - 5 евро за тонну; при цене от 17,5 до 20 долларов - 9 евро за тонну; от 20 до 22,5 - 14 евро за тонну; от 22,5 до 25 долларов - 20 евро; от 25 до 27,5 доллара - 27 евро; от 27,5 до 30 долларов – 34 евро за тонну; от 30 до 32,5 доллара - 41 евро; свыше 32,5 доллара - 48 евро за тонну.

Однако с конца 2001 года ставки пошлин начали определять депутаты Госдумы, которые настояли на том, чтобы новый механизм установления экспортных пошлин начинал работать лишь начиная с цены в 15 долларов за баррель, а не с 12,5 доллара за баррель, как было прописано прежде.

Согласно принятым законодательным поправкам ставки не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом: при сложившейся за период мониторинга средней цене нефти этой марки на мировых рынках нефтяного сырья до 109,5 долл. за 1 тонну - в размере 0 процентов; при повышении средней цены этого уровня, но не более чем до 182,5 доллара за 1 тонну - в размере, не превышающем 35 процентов от этой разницы; при превышении ценой уровня 182,5 долларов за 1 тонну - в размере, не превышающем суммы 25,53 долларов и 40 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах за 1 тонну и 182,5 доллара.

19 января 2002 года премьер Касьянов подписывает постановление о снижении с 1 февраля экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, с 23,4 евро до 8 долларов за тонну исходя из того, что средняя цена на нефть марки Urals, по данным двухмесячного мониторинга, за ноябрь-декабрь 2002 года составляла 18,2 долларов за баррель или 132,86 долларов за тонну. Заметим, что пошлина в 23,4 евро, утвержденная еще 1 августа, действовала до 1 февраля, несмотря на падение цен на нефть осенью. Еще ранее "ЮКОС" обращался в Верховный суд с жалобой на недостаточное снижение экспортных пошлин на нефть в августе 2001 года. "ЮКОС" пытался с помощью суда наказать правительство за несоблюдение договоренностей с нефтяниками: ссылаясь на падение курса евро к доллару, в августе правительство снизило пошлины не до 20 евро за тонну, как обещало, а до 23,4 евро.

А 1 апреля правительство РФ своим постановлением, утвердило ставку вывозной таможенной пошлины на нефть в размере 9,2 доллара за одну тонну, так как в Минэкономразвития подсчитали, что средняя цена нефти Urals на средиземноморском и роттердамском рынках за январь-февраль 2002 года составила 18,61 доллара за баррель, или 135,87 доллара за тонну. Заметим, что по новой формуле пошлина должна увеличиться до 9,23 за тонну, однако было предложено "отнестись к нефтяникам гуманно" и округлить полученную цифру до десятых.

По данным Petroleum Argus в середине марта цена нефти Urals составляла около 22 долларов, а сейчас она колеблется на уровне 25 долларов за баррель. А ждать изменения экспортной пошлины, скорее всего ее увеличения, придется ждать еще два месяца. Из-за временного лага в два месяца дополнительный доход от роста цен на нефть получит не казна, а нефтяные компании. Однако через два месяца, ситуация может измениться с точностью до наоборот. Пошлину установят исходя из высокой средней цены за прошедший период, а сами цены через два месяца могут упасть (очередная передышка на Ближнем Востоке, возвращение рецессии в США, все американцы неожиданно остались дома в период отпусков и т.д.).

Есть ли альтернативы существующему порядку взимания экспортных пошлин? В декабре 2000 года Виктор Христенко предлагал использовать возможность контроля за экспортом с помощью нефтяной трубы и выставлять экспортные квоты на нефть на аукцион. Кстати, сторонником этой идеи в ранге замминистра финансов был и нынешний председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев. Нефтяники тогда отстояли существовавшую шкалу, указывая также на возможность коррупции в случае проведения аукционов.

Есть правда еще один вариант... Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству 21 марта рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона "О введении государственной монополии на экспорт отдельных товаров", внесенный в Госдуму депутатами от левый фракций.

Как сообщал АК&М, в соответствии с законопроектом экспорт указанных товаров должен осуществляться исключительно через государственные унитарные предприятия или акционерные общества, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности. Экспорт должен осуществляться по ценам, которые составляют не менее 80 процентов от среднемировых биржевых цен на указанные товары. Если вы считаете, что этот вариант наиболее выгоден российскому бюджету, то это значит, что вы от него зависите. А если вы настроены против этого варианта, то вы нефтяник. Или работаете в правительстве, представившее на законопроект отрицательное официальное заключение за подписью Алексея Кудрина, который сегодня заявил, что "в целом правительство сумело спрогнозировать среднюю цену на нефть".