Главное
22:06, 16 апреля 2002

Эдуард Шеварднадзе выиграл битву за Кодорское ущелье Российские десантники пришли, напугали Грузию, удивили ООН и согласились уйти обратно

Резкое ухудшение российско-грузинских отношений, наметившееся в конце прошлого месяца, получило в пятницу неожиданное и весьма энергичное развитие. Рота российских десантников высадилась и заняла круговую оборону в верхней (грузинской) части Кодорского ущелья, где ее тут же окружили и, по сообщению грузинской стороны, блокировали части грузинской армии; президент Шеварднадзе направился к месту событий, чтобы посмотреть на все происходящее собственными глазами, парламент Грузии обвинил Россию в агрессии и обратился за поддержкой к мировому сообществу, а министр обороны Грузии потребовал от российских военных убраться восвояси и дал им время до вечера, пообещав после истечения назначенного срока открыть огонь на поражение. Никогда еще за все время существования Грузии в качестве независимого государства российско-грузинские отношения не достигали такого пика напряженности - речь идет о вполне реальной угрозе локальных боевых действий между двумя странами.

"Русские идут!"

Тревогу поднял депутат грузинского парламента Ивери Челидзе. По его словам, утром неподалеку от села Квемо-Ажара восемь российских вертолетов высадили несколько сот десантников. Поскольку указанный район является территорией Грузии, сообщение это вызвало крайне бурную реакцию. В вооруженных силах республики тут же была объявлена тревога, официальные лица принялись названивать командованию российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта и в представительство грузинской миссии ООН, а официальный Тбилиси до выяснения обстоятельств прервал переговоры c Москвой по разработке нового рамочного договора между Россией и Грузией.

Однако Москва встретила эти шаги с холодным недоумением. Сначала российский МИД, а потом и Министерство обороны в своих заявлениях разъяснили, что сообщение о "высадке" сотен российских десантников является дезинформацией и что речь идет о плановом развертывании блокпоста коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта (КСПМ), для чего в район слияния рек Чхалта и Кодори из Гудауты были доставлены 78 военнослужащих - действительно на вертолетах, но лишь потому, что другой дорогой в это время года добраться туда невозможно. В Москве особо подчеркнули, что эти действия были согласованы с миссией ООН в районе конфликта. Согласно тексту заявления Минобороны РФ, приказ об отправке десантников отдал и.о. командующего коллективными силами генерал-майор Александр Евтеев во исполнение протокола о стабилизации ситуации в Кодороском ушелье от 2 апреля, заверенного официальными лицами Грузии, Абхазии, КСПМ и представителями ООН.

Действительно, согласно документу, под которым стоят подписи министра по чрезвычайным делам Грузии Малхаза Какабадзе, первого заместителя министра обороны Абхазии Гиви Агрбы, генерал-майора Евтеева и спецпредставителя генерального секретаря ООН в Грузии Дитера Бодена,
грузинские войска вместе с тяжелой техникой должны были быть выведены из Кодорского ущелья, и с 10 апреля к патрулированию местности в этом районе должны были приступить представители ООН и миротворцы, то есть все те же российские десантники.

Очевидно, конфликт произошел из-за того, что слово "патрулирование" договаривающиеся стороны поняли по-разному. Грузины предполагали, что российские миротворцы в сопровождении ооновских представителей будут дефилировать вдоль ущелья, а российское командование намеревалось прежде всего восстановить тот самый блокпост возле селения Ажара, откуда нашим десантникам пришлось ретироваться в октябре прошлого года, когда в Кодорское ущелье вторглась банда Гелаева и начала обстреливать их из минометов.

"Постоянное присутствие военнослужащих миротворческих сил в верхней части Кодорского ущелья, - говорится в заявлении Минобороны РФ, - позволит контролировать выполнение сторонами достигнутых договоренностей, обеспечить безопасность местного населения, представителей миссии ООН и собственную безопасность миротворцев, не допустить возобновления вооруженных столкновений, подобных осенним событиям 2001 года, а также осуществлять безопасную проводку гуманитарных конвоев".

Однако грузинская сторона не согласилась с таким толкованием термина "патрулирования", назвав его "передислокацией войск", и министр обороны Грузии генерал-лейтенант Давид Тевзадзе приказал своим подчиненным блокировать незваных гостей и даже, по его словам, распорядился довести до младших командиров другой приказ - в случае любых неожиданных действий со стороны российских десантников без промедления открывать огонь на поражение. Вслед за этим Тевзадзе сообщил, что командованию российских миротворческих сил в Абхазии передан ультиматум с требованием до конца дня обеспечить вывод войск из Кодорского ущелья.

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, узнав об этих событиях, тут же лично вылетел в Кодорское ущелье, заявив, что должен посмотреть на происходящее собственными глазами. По его словам, если сообщения о прибытии десантников в Ажару подтвердятся, на миссии российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта "можно поставить крест". Тем временем депутаты грузинского парламента приняли обращение к мировому сообществу, в котором обвинили Россию в агрессии против своей республики и призвали ООН, ОБСЕ, СНГ и другие международные организации использовать все имеющиеся у них средства для "незамедлительного вывода российских военных соединений из Кодорского ущелья".

Хеппи-энд по-грузински

В результате ситуация для российского командования сложилась затруднительная. Как и следовало ожидать, прибытие в Кодорское ущелье российских десантников поддержала абхазская сторона. Официальный Сухуми в лице своего министра иностранных дел Сергея Шамбы заявил, что "не видит ничего плохого" в высадке миротворцев в верхней части Кодорского ущелья. "Это только стабилизирует ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта", - подчеркнул министр.

Зато полной неожиданностью для России стала реакция ООН. Главный военный наблюдать этой органзации в Грузии Анис Баджва заявил, что развертывание наблюдательного поста российских миротворцев стало для него "полной неожиданностью", и предложил российскому командованию вывести свои войска из ущелья. В документе, распространенном в Тбилисе, Баджва подчеркнул, что говорит не только от своего имени и что его точка зрения зрения согласована с мнением Дитера Бодена.

МИД России выразил недоумение по поводу этих слов, но делать было нечего - демарш российских десантников без дипломатической поддержки ооновских чиновников все больше стал походить на дерзкую выходку сильного соседа, который надеется, что у его слабого соседа не хватит духу ей воспротивиться. Теперь нужно было любыми силами сохранить лицо, и генерал-майор Евтеев прибыл на переговоры с президентом Грузии, видимо, заранее понимая, что десантников придется отводить. Как именно протекала их беседа - неизвестно, но в сообщении пресс-службы Министерства обороны, выпущенном по ее итогам, говорится следующее. Шеварднадзе признал закономерность действий российских миротворцев и не стал оспаривать, что они действуют в согласии с вышеупомянутым протоколом от 2 апреля. Но при этом сослался на мнение грузинского парламента, который, дескать, слишком нервно реагирует на все происходящее в Кодорском ущелье. И поэтому Шеварднадзе обратился к Евтееву с просьбой поберечь нервы грузинских депутатов и по-хорошему оставить в покое пресловутый блокпост.

В свою очередь, российская сторона посетовала на то, что Кодорское ущелье вызывает к себе столь пристальное внимание Тбилиси. В пресс-релизе специально указывается, что факт размещения 10 апреля, в соответствии с указанным протоколом, аналогичного наблюдательного поста в района Ткварчели до сих пор не привлекал внимания официальных властей и общественности Грузии. Но просьбу Шеварднадзе в итоге решено было уважить. После этого грузинский президент объявил по местному телевидению, что уже утром в субботу в Кодорском ущелье не останется ни одного российского десантника. Напоследок Шеварднадзе пригрозил, что "если подразделение миротворцев не будет выведено из верхней части ущелья, то тогда руководство Грузии примет решение о прекращении вообще миротворческой операции в зоне грузино-абхазского конфликта". Правда, уже после этого выступления источник в Министерстве обороны сообщил РИА "Новости", что вообще-то решение о выводе десантников все еще "рассматривается", так что, мол, еще неизвестно, могут и не одобрить.

Но в общем уже ясно, что очередная демонстрация силы со стороны России провалилась. На фоне этих событий совершенно естественным кажется решение грузинского парламента, ратифицировавшего соглашение между Грузией и США о плане сотрудничества в рамках осуществления программы "Оснащение и обучение". Шеварднадзе, который в последнее время предпринял несколько неуклюжих шагов в области российско-грузинских отношений, стремительно набрал очки, своим личным присутствием дав отпор целой роте российских десантников. А командование российскими миротворцами второй раз за последний месяц после истории с обменом своих военнослужащих на грузинских бандитов попало в неловкое положение.