Первый тур французских президентских выборов, состоявшийся 21 апреля 2002 года, не обещал никаких сюрпризов. Все аналитики предрекали, что ни один из рекордного количества кандидатов - 16 человек, которые представляли практически весь французский политический спектр - не наберет абсолютного большинства и во втором туре, намеченном на 5 мая, будут состязаться правый центрист, действующий президент Жак Ширак, и левый центрист, действующий премьер-министр Лионель Жоспен.
Не ожидая ничего особенного от президентских выборов, значительная часть населения Франции предпочла просто не участвовать в них. По предварительным подсчетам, почти 30 процентов французов на избирательные участки даже не заглянули. По всей вероятности, именно эта пассивность населения и привела к сенсационным результатам первого тура.
Как выяснилось, соперником Ширака в борьбе за пост президента республики станет не чуть более левый Жоспен, но значительно более правый политик, 73-летний лидер Национального фронта Жан-Мари Ле Пен, никогда и никем не рассматривавшийся в качестве серьезного претендента.
Жан-Мари Ле Пен родился в 1928 году. Свою политическую карьеру он начал в 28 лет, став в 1956 году самым молодым депутатом Франции. В то время он был французским легионером, сражавшимся в 1953 году в Индокитае, а в 1957 - в Алжире.
В 1972 году Ле Пен создает Национальный фронт, бессменным лидером которого является до сих пор. Изначально Национальный фронт не пользовался популярностью, на президентских выборах 1974 года Ле Пен получает лишь 0,74 процента голосов. Однако постепенно вокруг Ле Пена объединяются различные крайне правые партии ("Новый порядок", "Защита Запада", "Федерация национального европейского действия", "Французское дело" и другие) и движение набирает силу.
На президентских выборах 1988 года за Ле Пена голосуют уже 14,38 процента населения, а в 1995 - 15 процентов. Сейчас, получив 17,2 процента голосов, Ле Пен сократил разрыв между собой и Шираком, главным кандидатом на пост президента, до двух с половиной процентов.
Между тем, программа Национального фронта претерпела за прошедшие тридцать лет лишь незначительные изменения. Ле Пен регулярно обещает французам бороться с засильем иностранцев - в основном, выходцев из бывших африканских и арабских колоний Франции, способствовать соблюдению законности, обеспечить каждому французу рабочее место, низкие налоги и высокую пенсию, а также бороться за крепкую семью, являющуюся традиционной французской ценностью.
В последние годы, под влиянием модных веяний, Ле Пен обещает также позаботиться об экологии и сохранении окружающей среды.
Составит ли Ле Пен серьезную конкуренцию Шираку во втором туре? Скорее всего - нет. Результат, достигнутый Ле Пеном 21 апреля, объективно отражает процент населения Франции, разделяющего его идеи и готового отдать за него свои голоса. Отличаясь, как и все члены крайне правых или крайне левых партий, своей высокой активностью, все сторонники Национального фронта пришли голосовать за своего лидера в первом туре и придут голосовать во втором, но больше их уже не станет.
Совсем иначе обстоит дело со сторонниками другого претендента на место президента, Жака Ширака. Очень многие пассивные сторонники нынешнего президента предпочли не ходить на выборы, итоги которых, как они считали, заранее известны. Теперь, увидев, к чему привела их беспечность, от них следует ожидать более активных и организованных действий
Не стоит забывать и о сторонниках несостоявшегося финалиста Лионеля Жоспена, которые также пропустили первый тур по тем же причинам и были еще более жестоко разочарованы. Не будучи сторонниками Ширака, они являются еще меньшими сторонниками Ле Пена и, скорее всего, активно пойдут на выборы 5 мая для того, чтобы выбрать "меньшее зло" и проголосовать против лидера Национального фронта, традиционно использующегося во французской политике в качестве пугала расизма, фашизма, ксенофобии и прочего экстремизма.
Можно ожидать, что, исходя из тех же соображений, Ширака поддержат и сторонники большинства других кандидатов.
О том, что так и произойдет, свидетельствуют, в частности, демонстрации протеста против Ле Пена, прошедшие во многих крупных городах Франции, и панические заголовки французских центристских и левых газет, уже окрестивших успех Ле Пена "землетрясением", "шоком", "катаклизмом", и "ударом грома", каковых "Франция не заслужила".
Однако, несмотря на то, что у Ле Пена практически отсутствуют шансы стать президентом Франции, его победа в первом туре выборов стала весьма важным событием в политической жизни страны, в очередной раз подчеркнувшим упадок, переживаемый в странах Западной Европы левыми партиями.