В четверг в 10:26 по московскому времени с космодрома "Байконур" стартовал космический корабль "Союз ТМ-34", на борту которого, помимо обычных членов экипажа, находится непрофессиональный космонавт, южноамериканский бизнесмен Майкл Шаттлуорт. Он стал вторым человеком, полет которого должен закрепить успехи России в области космического туризма.
С чего все начиналось
Первым непрофессионалом, поднявшимся на околоземную орбиту - своеобразным Юрием Гагариным космического туризма - стал американец Деннис Тито. Его полет состоялся почти ровно год назад - экипаж, в состав которого входил Тито, покинул землю 28 апреля 2001 года. Это событие принесло Росавивакосмосу и России круглую сумму в 20 миллионов долларов США и массу неприятностей, связанных с протестами Национального агентства аэро-космических исследований этой же страны (NASA). Официально чиновники NASA утверждали, что полет космонавта-туриста наносит значительный ущерб программе создания Международной космической станции и ее работе. В условиях, когда ради обеспечения безопасности трех членов орбитального экипажа должны неустанно трудиться тысячи человек в США и в России, посылать в космос непрофессионала, главная цель которого - развлечение и удовлетворение личных амбиций, - слишком дорогое удовольствие, заявляли они. Но настоящая причина разногласий между Росавиакосмосом и NASA заключалась в другом - американцы были недовольны тем, что их российские коллеги используют совместные космические проекты в целях собственного обогащения. Деннис Тито еще блаженствовал в состоянии невесомости, когда NASA заявило, что вчинит ему иск за нанесенный ущерб сразу же, как только нога первого космического туриста снова ступит на казахстанскую землю. Причем, пугали американские чиновники, размер иска будет превышать ту сумму, которую Тито заплатил России за право слетать в космос.
Однако крупных неприятностей Тито все же удалось избежать, а Росавиакосмос стал думать, что делать дальше. Истощенный космический бюджет настоятельно требовал новых вливаний - для достойного участия в совместной программе по освоению МКС требуются значительные суммы, которых у России нет. Двадцать миллионов, которые стоит сегодня билет в космический вояж, практически полностью покрывают расходы российской стороны на запуск ракеты-носителя вместе с экипажем. Сразу после возвращения на Землю первого туриста руководители российских космических предприятий начали делать противоречивые заявления. Сообщения о том, что ведутся переговоры сразу с десятью потенциальными кандидатами в туристы, поступали почти одновременно с известиями о полном закрытии туристических программ. В то время как представители РКК "Энергия" сетовали на недостаточную развитость рынка космического туризма, представители Росавиакосмоса говорили, что Россия в туристах больше не нуждается, потому что каждое "третье кресло" в кораблях "Союз ТМ" будет закреплено за астронавтами из Европейского космического агентства, участие которых в полетах будет оплачиваться посылающей стороной по туристическим ценам. Видимо, в ответ на это потенциальные космические туристы решили не ждать милостей от России и взять дело в собственные руки - так, некий американец Брайан Уолкер заявил, что готовится лететь в космос без посторонней помощи, на самодельной ракете, которую хочет запустить с 70-метровой башни, расположенной на берегу одного из высохших озер в штате Орегон. Масла в огонь подлили Бари Алибасов, предложивший в целях поднятия патриотического духа запустить на орбиту поп-группу "На-На" в полном составе (надо, мол, отправить к звездам российских "звезд"), и Деннис Тито, заявивший во время очередного посещения Байконура, что новым космическим туристом может стать американский рок-музыкант или женщина, занимающая высокий пост в NASA.
Афронавт выходит в космос
Но пока Уолкер достраивает свою ракету (которой он уже придумал название - Earthstar 1), а группа "На-На" продолжает радовать своим искусством российских зрителей, в космос полетел "смешанный" экипаж, в который, помимо капитана, российского ветерана Юрия Гидзенко, вошли представитель Европейского космического агентства бортинженер итальянец Роберто Виттори и упомянутый Марк Шаттлуорт. Последнему, в принципе, поручены некоторые научные обязанности - он, в частности, будет занят биологическими опытами в рамках поиска средств от СПИДа - но все же главным образом он будет заниматься тем же, что и его предшественник Деннис Тито, то есть получать удовольствие от перманентного состояния невесомости и экзотических видов из окна.
27-летний бизнесмен и интернет-магнат из ЮАР, по его собственным словам, мечтал о полете в космос с самого детства. Особенность современного космического туризма заключается в том, что он требует от претендента на кресло в "Союзе" не просто очень больших средств, но и внушительной подготовки. Шаттлуорт, например, тренировался в Звездном городке долгих восемь месяцев и даже выучил русский язык, чтобы общаться с командиром. Провожать африканского космонавта прибыли его родные, которые не могли сдержать слез, глядя как Шаттлуорт карабкается по лестнице в кабину. Впрочем, волновались не только они: новички в космосе, Шаттлуорт и Виттори заметно нервничали и даже не сразу смогли забраться в капсулу - пришлось Юрию Гидзенко подбодрить их словами "Ну, полезайте, полезайте".
За взлетом "Союза" наблюдали не только родственники Шаттлуорта, но и вся Южная Африка. Сначала, когда он только приступил к тренировкам в Звездном городке, на родине его широко критиковали за бесполезную трату денег, которые можно было бы вложить, например, в гуманитарные программы. Вплоть до последнего времени о нем почти не упоминали в местных средствах массовой информации, но когда пришло время старта, южноафриканцы не выдержали. Оба государственных телеканала страны транслировали эпохальное событие в прямом эфире, причем во многих школах ЮАР специально отменили занятия, чтобы школьники могли собраться перед телевизорами. Когда ракета благополучно добралась до орбиты, президент страны Нельсон Мандела выступил с сообщением, в котором заявил, что бесконечно горд за своего соотечественника, первым из африканцев поднявшегося в космос, и назвал Шаттлуорта "афронавтом". 2 мая президент даже собирается связаться с МКС, чтобы лично передать ему свои поздравления. Правда, у Шаттлуорта двойное гражданство, и руководитель его второй родины, Великобритании, пока не прислал ему ничего.
Но если в ЮАР к Шаттлуорту теперь относятся как к национальному герою, то россияне успели составить о нем несколько иное мнение. 20-миллионный контракт, в котором так был заинтересован Росавиакосмос, несколько раз оказывался на грани срыва, потому что южноафриканский бизнесмен отнесся к исполнению своей детской мечты как к коммерческому предприятию и торговался до последнего. В частности, за свои деньги он требовал увеличить продолжительность космической экспедиции до 14 суток и настаивал, чтобы в случае, если пилотируемому кораблю не удастся состыковаться со станцией, повторный полет был выполнен бесплатно. Росавиакосмос даже посылал ему официальное уведомление о том, что контракт с ним подписан не будет, и вплоть до самого последнего времени напоминал, что Шаттлуорт, несмотря на все свои тренировки, пока не выполнил некоторые договорные условия, характер которых не уточнялся.
Конкуренты
Хотя успешный запуск на орбиту второго непрофессионального космонавта значительно укрепит позиции Росавиакосмоса в организации коммерческих полетов, у молодой и обещающей отрасли туристической индустрии вот-вот появится серьезный соперник. Речь идет о компаниях, способных организовывать так называемые суборбитальные полеты. Причем конкуренция развернется не только между "настоящим" космическим туризмом и его суборбитальным аналогом, но и, как в старые добрые времена, между Россией и Америкой. Почти одновременно о своей готовности наладить запуск околокосмических вояжей заявили компания US Airways и Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева.
В последнем случае технология полета заключается в следующем: с помощью самолета-носителя "Геофизика" на высоту в 17 километров доставляется многоразовый космический корабль С-ХХI, который на ЭМЗ им. Мясищева планируют собрать в 2004-2005 году. Этот корабль вместимостью в три человека (один пилот и два пассажира) будет представлять собой уменьшенный аналог российского космического корабля-шаттла "Буран". Предполагается, что, используя ракетные технологии, С-ХХI взлетит на высоту в 50 километров, после чего выключит двигатели и по инерции поднимется еще выше - на сто первый километр. После этого пассажиров ждет трехминутное состояние невесомости, затем С-ХХI, перевалив через высшую точку полета, начнет снижение. В пути туристы испытают те же ощущения, что и настоящие космонавты - перегрузки и невесомость, увидят звездное небо и спустятся на Землю в "клубке плазменного огня". Стоить такой полет, по сравнению с путешествиями Тито и Шаттлуорта, будет очень дешево - примерно 100 тысяч долларов. По словам гендиректора ЭМЗ им. Мясищева Валерия Новикова, более 100 потенциальных клиентов уже не только записались, но и внесли деньги. И хотя стоить такой проект будет не менее 70 миллионов долларов, ожидается, что он окупит себя очень быстро. Туристические рейсы можно будет отправлять три раза в неделю, при этом Новиков рассчитывает построить несколько кораблей С-ХХI и ждет, что каждый из них окупится уже через полтора года эксплуатации.
Конечно, суборбитальное путешествие - это не волнующий полет на настоящей ракете и не недельное пребывание на МКС, оно не даст ощущения избранности и причастности к узкому кругу землян, преодолевших силу земного притяжения. Но зато подобные полеты, не говоря об их дешевизне, не потребуют от кандидатов в космические туристы восьмимесячных изнуряющих тренировок на центрифуге и в барокамере. Очевидно, что три раза в неделю - это только начало. Возможно, что через несколько десятков лет совершить суборбитальный полет будет так же просто, как съездить на Кипр (плюс отсутствие сложностей с визами). Правда, размеры корабля пока маловаты - нельзя будет слетать "в космос" всей семьей, прихватив с собой любимого сенбернара. Но инженерная мысль тоже не стоит на месте, и суборбитальные полеты вполне могут отбить хлеб у Росавиакосмоса, который надеется "туристическими" рейсами залатать дыры в своем бюджете и поддержать российские космические исследования на должном уровне. В определенном смысле руководители из NASA, противившиеся полету Денниса Тито, были очень правы - наука должна существовать отдельно, а туристы отдельно - а то ведь, не дай Бог, получится, что какая-нибудь внеземная цивилизация, столкнувшись с космическим летательным аппаратом землян на границе земной атмосферы, обнаружит в нем американскую домохозяйку пенсионного возраста с фотоаппаратом и российского бизнесмена из Тюмени, прихватившего с собой в полет бутылку водки "Столичная". Конфуз может выйти...