Главное
23:37, 6 мая 2002

Чавес больше не хочет быть Альенде Президент Венесуэлы объявил о новых назначениях в правительстве страны

Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о знаковых перестановках в правительстве страны. Начальник объединенного штаба вооруженных сил Венесуэлы генерал Лукас Ринкон, назначен министром обороны. Отметим, что именно Ринкон объявил 12 апреля об отставке Уго Чавеса, оправдывая свои действия после возвращения президента тем, что он пытался не допустить гражданской войны в стране.

Напомним, что 20 апреля в результате катастрофы вертолета погиб командующий ВВС страны генерал Луис Ачеведо (Luis Acevedo), который способствовал подавлению военного мятежа, в результате которого Чавес на короткое время был отстранен от власти. Ринкон летел на другом вертолете, но как только погодные условия стали резко ухудшаться, пилот смог совершить экстренную посадку, и генерал остался жив.

Вместо Рамона Родригеса Часина, министром внутренних дел Венесуэлы стал близкий соратник президента Чавеса Диосдадо Кабельо. Сам Рамон Родригес Часин занял свой пост в январе 2002 года после отставки Луиса Микилены, последовавшей за первой волной антипрезидентских выступлений в этом году.

Но наиболее показательные изменения постигли экономический блок в правительстве. Министром планирования и развития Венесуэлы назначен 47-летний Фелипе Перес, получивший степень профессора экономики в Чикагском университете. Он сменил на посту главы экономического ведомства страны Хорхе Джиордани, на протяжении трех лет своего пребывания на этой должности отстаивавший политику государственного вмешательства в экономику, которая являлась основой, провозглашенной Чавесом, "революции". Министром финансов назначен ранее не занимавший государственные посты Тобиас Нобрега, который является специалистом в банковской и финансовой сфере. Наблюдатели отмечают, что кадровые изменения в экономическом блоке приавтельства Венесуэлы должно стать признаком перемен в хозяйственной политике для местных и иностранных инвесторов.

Отметим, что в феврале после того, как был введен плавающий курс национальной денежной единицы боливар, Джиордани заявил, что "меры, одобренные правительством не предполагают девальвирование боливара, а лишь его плавающий курс". За десять дней, с момента объявления о введении плавающего курса 13 февраля, боливар потерял 29 процентов своей стоимости, что, разумеется, вызвало опережающий рост инфляции, с которой Чавес рекомендовал бороться также истинно революционными методами.

"Мы не можем позволить небольшой группе, контролирующей торговлю, использовать эти необходимые, хотя и вынужденные меры, чтобы обогатить себя. Следите за тем, кто повышает цены, берите их на заметку, зовите нас. Я призываю страну объявить войну спекулянтам", - заявил президент Венесуэлы. В своем обращении он также назвал несколько бесплатных телефонных номеров, по которым надо звонить в подобных случаях. Чавес приказал полиции и спецслужбам выявлять и наказывать поставщиков и владельцев магазинов, у кого цены растут быстрее, чем падает курс боливара. Отметим, что откликнувшись на призыв президента общество защиты потребителей Indecu способствовало закрытию нескольких магазинов в Каракасе.

Чавес пытался также обязать банки понизить процентные ставки по ипотечным кредитам, ввести дешевые кредиты для сельхозпроизводителей, а также повысить процентные ставки по депозитам. Он, в частности, напомнил банкирам, что во власти Центробанка страны, в правление которого входил Джиордани, ввести фиксированные процентные ставки по кредитам.

В соответствии с "социальной доктриной" Чавеса, городская беднота смогла приобретать мясо и овощи на специализированных рынках, цены на котором субсидируются государством. Государственные фармацевтические компании продают лекарства со скидкой в 30 процентов. Школьники получают бесплатные завтраки и обеды, благодаря чему за год количество учащихся увеличилось примерно на миллион человек.

Чавес также пытался противостоять коррупции, в частности, путем широкомасштабных конституционных реформ. В Конституции, принятой в 1999 году закреплена "система заслуг", в соответствии с которой, прием на публичную службу, продвижение по службе и увольнения должны осуществляться только на основе учета образования и знаний работника. При этом политические мотивы не могут быть основанием для изменений в карьере служащих.

По большому счету Чавес пытался воплотить в жизнь старую идею финансирования отсталых районов за счет доходов, получаемых от продажи нефти. Этим, в частности, должно было заниматься созданное еще в 1958 году при президенте Венесуэлы агентство Cordiplan. Как показали прошедшие десятилетия, работа агентства оказалась неэффективной из-за приверженности бюрократов интересам прежде всего политического истеблишмента, а не общества в целом. При Чавесе, для обеспечения хотя бы части многочисленной армии бедняков работой и жильем, агентство Cordiplan способствовало созданию сельскохозяйственных кооперативов. Это стало во многом решением проблемы, вызванной разрушительными грязевыми потоками в декабре 1999 года, в результате которых в бедняцких предместьях Каракаса погибло 15 тысяч человек, и многие десятки тысяч были лишены крова. Однако, несмотря на радикальный характер реформ, они не решали главной проблемы экономики страны, ее чрезмерной зависимости от конъюнктуры нефтяного рынка, что являлось причиной желания Чавеса поддерживать высокой уровень цен на нефть путем сокращения объемов ее добычи.

Согласно Конституции страны, референдум о доверии Чавесу будет проведен в 2004 году, однако оппозиция требует его досрочного проведения. Некоторые, наиболее радикальные ее представители требуют принятия закона о невозможности исполнять Чавесом своих президентских обязанностей по причине психического заболевания. Как заявил политолог Луис Висенте Леон, "трагизм нашей ситуации состоит в том, что у нас есть всенародно избранный, но не очень демократично настроенный президент и слабая оппозиция, у которой нет ни лидеров, ни планов развития страны".

Известно, что президент Венесуэлы любил сравнивать себя с бывшим президентом Чили Сальвадором Альенде, погибшим во время военного переворота устроенного Пиночетом в 1973 году. Видимо, теперь Чавес решил исправить историческую ошибку своего предшественника и самому пригласить "чикагских мальчиков", а не ждать, пока они придут сами на штыках очередных мятежных генералов.