Главное
23:49, 15 мая 2002

НАТО и Россия недолго будут "двадцаткой" Через полгода название станет менее благозвучным

Подписание эпохального соглашения о сотрудничестве России и НАТО, имевшее место во вторник в столице Исландии Рейкьявике, было не последним пунктом встречи министров иностранных дел Северо-Атлантического альянса и стран-партнеров. Не исключено даже, что оно было не самым главным пунктом. В среду работа этого совещания продолжилась самой неприятной для России темой - расширением блока на восток.

Встреча министров иностранных дел 10 стран-кандидатов с министрами 19 стран-членов НАТО была посвящена осеннему пражскому саммиту организации, на котором и должно произойти ее расширение. Россия при этом по-прежнему не скрывает своего недовольства, вяло выражая сомнения в целесообразности этого шага. США и другие члены альянса не менее вяло отвечают, что расширение НАТО ничем не угрожает России.

Обе уже исчерпали все возможные аргументы и пользуются в этом споре устоявшимися формулировками. Кроме того, никому не хочется портить впечатление от свежеподписанного соглашения. Тем не менее, Россия нашла в себе силы отказаться от приглашения на пражский саммит - когда кто-то из стран-членов бестактно предложил провести там и встречу РФ-НАТО на высшем уровне. Впрочем российско-натовский саммит состоится раньше - 28 мая в Риме.

Двадцатка станет "тридцаткой". Но не сразу

Сейчас в списке на вступление официциально числятся 10 стран: Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия и Эстония. Единовременного принятия всех кандидатов можно не опасаться. Почти наверняка приглашения получат только три прибалтийские республики и Словакия со Словенией. Шансы Болгарии и Румынии оцениваются как спорные, Албании и Македонии - как низкие, а Хорватия подала свою заявку слишком поздно и НАТО не успеет рассмотреть ее к 21 ноября. Так что наиболее вероятный результат пражского саммита - превращение российско-натовской "двадцатки" в "двадцатьпятку".

И все же именно этот сеанс расширения НАТО станет для России самым болезненным: прибалтийские республики, судя по всему, ликвидировали все существовавшие препятствия, пожертвовав даже националистическими амбициями. Помимо того, что Россия с трудом привыкает к мысли о том, что Латвия, Литва и Эстония - это полноценная заграница, усугубится еще и проблема Калининградской области, которая из просто зарубежного анклава превратится в территорию, полностью окруженную странами НАТО.

И это не конец

После принятия прибалтов в НАТО тема расширения альянса на некоторое время станет намного менее острой. Вряд ли у Москвы будут серьезные возражения против принятия в блок Македонии и Албании или даже, об этом в последнее время говорят все чаще - Сербии и Черногории.

Однако через три года проблема всплывет вновь - в 2005 году заявку на вступление намерена подать Грузия. Тбилиси давно участвует в совместных программах, в меру возможностей перестраивает армию на западный манер и охотно пользуется американской военной помощью. Все это в сочетании с выгодным стратегическим положением делает надежды Грузии вполне реальными. Правда остается еще проблема Абхазии, которую вряд ли удастся решить за три года.

От других ближайших соседей в обозримом будущем России вряд ли стоит ожидать таких сюрпризов. Из оставшихся бывших советских республик разговоры о вступлении в НАТО достаточно активно идут на Украине, однако пока в виде деалараций и призывов со стороны отдельных политических сил. Так, горячим сторонником вступления в альянс является Народный Рух. Официальный Киев пока не делал серьезных заявлений на эту тему.

Не отрицает возможности вступления в НАТО и Азербайджан, однако там разговоры об этом продвинулись не дальше теоретических положений. Сам президент закавказской республики Гейдар Алиев не склонен обсуждать эту тему всерьез. Не известно, как повлияет на позицию Баку возможное присоединение к альянсу Грузии, однако неурегулированный нагорно-карабахский колнфликт в любом случае пока закрывает перед Азербайджаном двери в НАТО.

Белоруссия, Молдавия и Армения судя по всему не рассматривают возможность вступления в блок даже в отдаленной перспективе.

Также маловероятным представляется появление форпостов альянса в Средней Азии. Из пяти бывших советских республик этот вопрос в той или иной форме поднимался только в Узбекистане и Таджикистане, однако без каких либо серьезных результатов. Ситуацию не изменило даже участие этих стран в антиталибской операции США в Афганистане и появление на узбекских аэродромах американских самолетов. Для распространения на среднеазиатский регион НАТО придется как минимум сменить название, а традиционные среднеазиатские политические режимы вряд ли будут желанными партнерами для сверхдемократических Европы и США. Тем более, что существующие формы военного партнерства, похоже, полностью удовлетворяют всех участников.