Главное
20:31, 2 июля 2002

Будет сидеть. Не по приговору, так по решению После смены обвинителя суд не решился вынести Буданову приговор

Вчерашний день принес очередную порцию поднадоевших сенсаций в деле Буданова. После того как подсудимый фактически отказался от последнего слова, заявив, что к извинениям ему добавить нечего, суд удалился на совещание. Практически все присутствовавшие на процессе журналисты отметили слова председателя суда, заявившего, что суд удаляется для вынесения "решения". Из чего следовало, что приговора не будет. Предчувствия журналистов не обманули: сегодня председательствующий Виктор Костин объявил, что суд решил возобновить судебное следствие по делу полковника Буданова. На практике это означает проведение повторной психиатрической экспертизы, допросы свидетелей и членов семьи убитой чеченки, ходатайства, жалобы, протесты и месяцы, если не годы, ожидания приговора. Который, похоже, уже никогда не будет вынесен.

Показная строптивость

Накануне вынесения приговора полковнику Буданову в суде произошел тихий переворот. Вместо прежнего прокурора Сергея Назарова, который уже вошел в историю российского правосудия как представитель обвинения, потребовавший для подсудимого оправдательного приговора, в зале суда появился помощник главного военного прокурора Владимир Милованов.

Он заявил, что прежний обвинитель вышел в отставку по состоянию здоровья, а новый представитель прокуратуры будет отстаивать другую позицию обвинения "в части оценки деяний подсудимого".

Суд, однако, проявил неожиданное мужество и строптивость, отказав прокурору в праве на внесение изменений в сделанные заявления. И удалился для вынесения решения.

Однако спустя несколько часов выяснилось, что приговора не будет. Суд, видимо, решил не давать повод для упреков в нарушении процедуры, не предусматривающей каких-либо изменений после прения сторон и последнего слова подсудимого.

И овцы сыты, и волки где надо

Соломоново решение ростовского суда на руку всем. Буданов остается за решеткой, правозащитники и журналисты могут спать спокойно. Преступник не отпущен на волю - правосудие торжествует.

Семья погибшей чеченки Эльзы Кунгаевой также должна быть удовлетворена - пока гособвинителем был Назаров, адвокаты Кунгаевых называли процесс фарсом, а судей обвиняли в пристрастности и необъективности. Теперь у потерпевшей стороны есть все шансы успеть довезти многочисленных родственников и таинственных свидетелей до Ростова-на-Дону - процесс вряд ли закончится в ближайшее время.

Не в накладе остались и представители обвинения. "Изрядно ощипанная, но непобежденная" прокуратура вовремя изумилась собственной щедрости и доброте и теперь с новыми силами примется оценивать действия Буданова.

Суд также сохранил лицо. Не поддался на ходатайства адвокатов Кунгаевых об очередных отсрочках, но и прокуратуре спуску не дал. Показал, чьи в лесу шишки.

В одиночестве остался лишь "черный полковник". Правосудие должно торжествовать, но самый суровый приговор легче, чем годы ожидания и бесконечных заседаний. На месте Буданова впору просить суд вынести любой приговор, лишь бы не ждать, не зная сколько еще продлится это ожидание.

Безумие заразно?

Процесс над Будановым заставляет предположить, что невменяемость полковника передалась обвинителям и членам суда. Иначе как объяснить, что после долгого следствия, нескольких сотен собранных свидетельств, многих томов уголовного дела, наконец признания самого Буданова в совершении убийства, прокуратура требует не просто смягчить наказание страдающему "чеченским синдромом" полковнику, но и полностью оправдать его? В пользу этой фантастической версии говорит и внезапное ухудшение состояния здоровья Назарова, всего за неделю превратившегося из государственного обвинителя в отставника-инвалида.

Хотя, если всерьез рассматривать причины решения суда, точнее причины его отсутствия, то единственным возможным объяснением является "телефонное право". Только окрик "сверху" способен заставить российское правосудие так поспешно менять правила игры и самих игроков. По логике этой истории следующим событием должно стать признание полковника Буданова абсолютно здоровым и полностью вменяемым.