В руководстве второй по величине в мире медиа-империи Vivendi Universal произошли эпохальные для нее изменения. В отставку ушел исполнительный директор компании Жан-Мари Месье (Jean-Marie Messier). На его место назначен Жан-Рене Фурту (Jean-Rene Fourtou), известный как специалист по антикризисному управлению. За последние дни акции Vivendi упали до самого низкого уровня за последние 15 лет. Сейчас компания стоит в 9 раз меньше, чем в марте 2000 года, когда ее капитализация достигала 154 миллиардов евро. Для спасения Vivendi, в частности, преодоления кризиса ликвидности, новому руководству, вероятно, придется расстаться с частью активов компании.
Сейчас медиа-холдинг обладает телекоммуникационными активами в таких странах, как Франция, Морокко, Египет, Кения, Венгрия. В Интернете Vivendi принадлежат такие сайты, как MP3.com, GetMusic, Education.com, Flipside.com, портал Vizzavi и другие. В Европе Vivendi принадлежит ведущая телевизионная компания Canal+ Group, в США - такие кабельные каналы, как USA Network, Sci Fi Channel, Trio и Newsworld International.
Кроме того, Vivendi через свое подразделение Universal Music Group контролирует 22,7 процента музыкального рынка мира. Universal Music Publishing Group обладает правами на 850 тысяч копирайтов в мире, включая, отметим, и весьма актуальную для всего медиа-холдинга песню I Will Survive. Наконец, Vivendi - это компьютерная игра Diablo подразделения компании Blizzard Entertainment, кинотрилогия "Парк Юрского периода" кинокомпании Universal, принадлежащей Vivendi, а также исполнители Стинг и U2, сотрудничающие с подразделением Interscope Geffen A&M.
Однако, история медиа-империи начиналась со снабжения водой кварталов Лиона, чем занялась в 1853 году, созданная по указу Наполеона III, Compagnie Generale des Eaux (CGE). Первый опыт работы с масс-медиа компания получила только через 130 лет, участвуя в создании Canal+, первого платного телеканала во Франции. Началом реорганизации CGE можно считать 1996 год, когда ее главой стал Жан-Мари Месье, которого коллеги для краткости зовут J2M. В наследство от CGE ему досталось большое количество разрозненных подразделений, отягощенных долгами и подмоченная в нескольких скандалах репутация самой компании. Предпринятая Месье реорганизация позволила решить многие проблемы, а недобрая репутация ушла вслед за именем, когда в 1998 году CGE поменяла свое название на Vivendi. А еще через год компания продает свои подразделения по строительству и работе с недвижимостью, практически полностью сосредоточившись на медийном бизнесе.
Заметим, что отношение к личности Месье в самой Франции не однозначна. Одни восхищались его деловой хваткой, которая, по их мнению, должна быть примером для всех французских управленцев. Кроме этого Месье не побоялся стать публичной фигурой, о жизни которой французы имеют право знать если не все, то многое. Он даже решился сняться для журнала Paris Match на своем домашнем диване, причем в дырявом носке. Другие, наоборот, обвиняли его в чрезмерной приверженности американскому образу жизни, особенно учитывая некоторые его высказывания, в частности, о кончине "французской культурной исключительности".
Vivendi во главе Месье поставила себе цель выйти в лидеры рынка, для чего лихорадочно скупались активы по всему свету. Главным приобретением стала канадская компания Seagram, владевшая кинокомпанией Universal Studios и студией звукозаписи Universal Music. На Seagram было потрачено 34 миллиарда долларов, а Vivendi присоединила к своему названию имя всемирно известной кинокомпании, став Vivendi Universal. Компания уже обогнала News Corp. Руперта Мердока и немецкую Bertelsmann и наступала на пятки своему главному и единственному конкуренту - AOL Time Warner. Всего на многочисленные приобетения было потрачено около 80 миллиардов долларов. Вследствие такой активной деятельности на рынке слияний и поглощений, Месье любил расказывать анекдот про то, как он попадает в рай и обнаруживает там море огня и огромные сковродки, на которых жарят людей. Ему объяснили, что как раз недавно произошло слияние ада с раем.
Но очень скоро жареным запахло для самого Месье. Рынок резко переоценил стоимость купленных Vivendi компаний и она осталась с огромной задолженностью, которая появилась вследствие агрессивной экспансионистской политики. Всю вину возложили на Месье. Более того против него вспыхнул настоящий бунт на Canal+, когда он попытался сменить его руководство. Уволенный директор телеканала Canal Plus Пьер Лескюр захватил телестудию и произнес в прямом эфире речь, направленную против Месье. Последний боролся как мог, даже решился оспорить результаты голосования на собрании акционеров в мае, обвинив в их подтасовке хакеров. Параллельно шел обратный процесс распродажи активов с целью снижения долгвого бремени. В частности в июне Vivendi вела переговоры о продаже итальянской телекомпании Telepiu и норвежской Canal Digital AS.
Однако 1 июля эпоха Месье в Vivendi закончилась. В этот день стало известно о его отставке с поста главы компании. Месье так и не смог заручиться поддержкой совета директоров Vivendi. 30 июня его отказались поддержать восемь европейских директоров Vivendi, а пять американских директоров, включая крупнейшего частного акционера компании Эдгара Бронфмана Мл., потребовали отставки Месье еще неделю до этого. Месье уезжает в Нью-Йорк, получив "золотой парашют" в размере 18 миллионов евро, что более чем в три раза превышает его зарплату вместе с бонусами в прошлом году.
А через день грянул гром. Французская газета Le Monde сообщила, что руководство Vivendi Universal пыталось приписать к своим доходам в 2001 году 1,5 миллиарда евро и чуть ли не инструктировало аудиторов из Andersen прятать убытки компании. Кроме этого рейтинговое агентство Moody's понизило кредитный рейтинг Vivendi до Ba1, то есть до уровня "бросовых" бумаг.
Новое руководство во главе с Жаном-Рене Фурту предпринимает отчанные попытки урегулировать ситуацию с кредиторами, крупнейшими из которых являются банки BNP Paribas и Societe Generale. Многое будет зависеть и от позиции Эдгара Бронфмана Мл., который помог Месье два года назад в приобретении главных американских активов. Наблюдатели не исключают, что он может попытаться вывести их из Vivendi. Претендентом на продажу является и Canal+, и издатель журнала Elle компания Lagardere. Не останется ли от былого величия медиа-империи лишь ее подразделение Vivendi Environnement, по-прежнему занимающееся водоснабжением?