Мир
01:23, 6 июля 2002

Поиск виноватых Виновными в столкновении Ту-154 и "Боинга" могут оказаться как швейцарские диспетчеры, так и пилоты обоих самолетов

В пятницу швейцарские правоохранительные органы начали уголовное расследование по факту столкновения российского Ту-154 с 69 пассажирами на борту и грузового "Боинга" компании DHL. Следствие должно выяснить, явились ли действия швейцарских диспетчеров причиной аварии, иными словами, не слишком ли поздно диспетчер компании Sky Guide дал команду российскому экипажу изменить высоту полета. Виновные рано или поздно будут названы. Однако до сего времени достоверную информацию о катастрофе поставляла лишь немецкое ведомство по полетным происшествиям. Со стороны Швейцарии, как и со стороны России за последние три дня раздавалось слишком много противоречивых объяснений и взаимоисключающих версий происшедшего.

Факты

Первая информация о произошедшей в небе над Германий катастрофе пришла 2 июня около двух часов ночи. Как сообщали информационные агентства, примерно в 1.45 ночи российский самолет Ту-154 авиакомпании "Башкирские авиалинии", следовавший рейсом Москва-Барселона, столкнулся с грузовым "Боингом-757" компании DHL, летевшим из Бахрейна в Брюссель. На борту российского самолета находились 57 пассажиров и 12 членов экипажа. Как выяснилось позже, этим рейсом летели башкирские школьники, получившие путевки в Испанию в качестве поощрения за особые успехи в учебе.

Картина катастрофы почти ни у кого сомнения не вызвала. По официальной версии, над территорией Германии российский самолет вели немецкие диспетчеры, которые при подлете к границе передали управление полетом швейцарским коллегам. Спустя несколько минут авиадиспетчер в Цюрихе увидел, что на высоте российского самолета летит "Боинг" и дал команду пилотам Ту снизиться. Тем временем автоматическая система "Боинга" также дала экипажу команду на снижение. Таким образом два самолета вновь оказались на одной и той же высоте. В 1.45 произошло столкновение. В результате авиакатастрофы погибли все 69 человек, находившиеся на борту Ту-154 и оба пилота "Боинга".

Успеть за 50 секунд

Сразу после катастрофы швейцарские наземные службы предприняли все возможное, чтобы отвести от себя подозрение в халатности и непрофессионализме. Диспетчер Sky Guide заявил, что трижды давал российским летчикам команду на снижение, причем последняя была дана за полторы-две минуты до столкновения - именно столько времени необходимо для совершения маневра. По его словам, летчики не реагировали на предупреждения о приближении грузового борта и выполнили необходимый маневр только после третьего обращения.

С резким заявлением выступил и министр транспорта земли Баден-Вюртемберг Ульрих Мюллер, который спустя всего несколько часов после трагедии, еще до обнаружения "черных ящиков", возложил вину за столкновение на российских пилотов, заявив, что они "совершили грубейшую ошибку".

Однако после того, как представители экспертной группы немецкого ведомства по полетным происшествиям выступили с официальным опровержением этой версии, швейцарцам пришлось признать, что команда была дана всего лишь за 50 секунд до столкновения. Причем российский пилот выполнил ее не с третьего, а со второго раза. Но и эти заявления подверглись корректировке - расшифровка аудиозаписей переговоров пилотов с наземными службами позволила точно определить время "пробуждения" швейцарского диспетчера - он осознал опасность, грозившую самолетам, всего лишь за 44 секунды до катастрофы.

Между тем, мифотворчеством занялись не только швейцарские чиновники. Уже на следующий день после катастрофы по каналам российских информационных агентств прошло сообщение, что российские пилоты якобы сами предупредили диспетчеров о возможном столкновении за полторы минуты и терпеливо ждали указаний.

Властям Германии, на территории котрой произошла трагедия, пришлось снова выступать с опровержением. Та же расшифровка показала, что не было никакого предупреждения. Впрочем, даже если предположить, что пилот знал о приближающемся "Боинге", он не имел права менять высоту, не согласовав свои действия с наземными службами. Так что ситуация опять замыкается на действиях диспетчера.

Версии, домыслы и комментарии

Судя по всему, именно сомнение в правильности действий диспетчера и заставило швейцарских представителей выдавать желаемое за действительное. Безусловно, если бы дела обстояли так, как представили их через несколько часов после трагедии швейцарские официальные лица, репутация Sky Guide была бы спасена.

В ходе пресс-конференции представитель компании заявил, что, хотя точно утверждать ничего не может, но весьма вероятно, что катастрофа произошла потому что российский пилот не знал английского языка и не понял команд диспетчеров. Кроме того, вполне возможно, что экипаж Ту-154 не успел переключиться на нужную частоту и просто не услышал команд с земли. Не исключил он версии, что у Ту-154 отказала система связи.

Ни одна из версий, высказанных швейцарской стороной, подтверждения не нашла. Однако идею с азартом подхватили информационные агентства, в том числе и российские. Утверждалось, что полет Ту-154 был почти что тренировочным, что за штурвалом находились молодые неопытные пилоты, которые летели чуть ли не с экзаменатором.

Между тем, всего через сутки после трагедии было установлено, что швейцарский диспетчер в нарушение всех инструкций работал без напарника, что система автоматического оповещения о возможном столкновении была отключена (причем по одной версии система отключается в ночное время из-за небольшого числа находящихся в воздухе самолетов, по другой - для профилактического ремонта). И, наконец, что если бы диспетчера не было на рабочем месте вовсе, катастрофы тоже бы не было - системы автоматического оповещения, установленные на обоих самолетах, развели бы машины по разным воздушным коридорам.

Ждать выводов придется долго

Комиссия по полетным происшествиям работает всего несколько дней. Немцы с понятной, но все же удивительной для россиян оперативностью, обнаружили "черные ящики", собрали обломки рухнувших самолетов, начали идентификацию тел погибших и сделали все возможное для родных жертв катастрофы.

Тем не менее, как бы быстро не работали немецкие специалисты, на расшифровку "черных ящиков" уйдет несколько дней, а то и недель. Как сообщили представители комиссии, ящики сильно пострадали во время катастрофы и их расшифровка вызовет определенные затруднения. Ящики с "Боинга" пострадали меньше и, возможно, именно после их расшифровки, комиссия сможет сделать первые выводы. Однако окончательное заключение будет оглашено только после того, как отчет о катастрофе будет разослан всем сторонам, которые будут изучать его в течение 60 дней.

Российские эксперты исключают даже мысль о том, что выводы немецкой комиссии могут быть необъективными и склоняются к тому, что виновником катастрофы будет назван швейцарский диспетчер.

< Назад в рубрику