Главное
01:11, 7 августа 2002

Закон о банкротстве признан несостоятельным Владимир Путин отклонил федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

6 августа Владимир Путин наложил вето на федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Президент считает, что закон нуждается в существенной доработке, без которой не может быть одобрен. При этом президент не имеет претензий к концепции закона в целом. Тем не менее в результате сложилась ситуация, что и со старым законом от 1998 года плохо, но и к новому пока доверия нет, учитывая историю законодательства о банкротстве в России.

Ныне действующий закон превратил банкротство в бизнес, по доходности конкурирующий в России с самыми прибыльными отраслями, учитывая то, что предприятия в результате этой процедуры передавались новым собственникам за десятую часть своей стоимости. Так, например, компания "Пурнефтегаз" c годовым оборотом в 756 миллионов долларов была в результате процедуры банкротства продана за 10 миллионов долларов.

По данным эксперта Cambridge Energy Research Associates Теина Густафсона, за пять лет, предшествовавших введению действующего сейчас закона, процедуре банкротства подверглись всего 4 тысячи российских компаний, однако после 1997 года число банкротств резко возросло и только в 2000 году составило 18 тысяч. При этом 7750 банкротств было связано с полной ликвидацией компаний-должников, а в 67 случаях речь шла о полном восстановлении кредитоспособности должника. Таким образом, по мнению Густафсона, новое законодательство о банкротстве стало идеальным средством для перекупки компаний-конкурентов, помимо пересмотра итогов приватизации и подкупа менеджмента. Отметим, что закон использовался для передела собственности на фоне неразвитого фондового рынка страны, через который и должна была происходить цивилизованная смена собственника.

Отобрать любое предприятие с помощью закона о банкротстве оказалось достаточно легким делом. Для этого надо, чтобы компания задолжала кому-либо сумму, эквивалентную 500 МРОТ, и не выплатила эти деньги в течение трех месяцев. После этого кредитор получает право обратиться в суд, который, заметим, просто формально проштампует решение о начале конкурсного производства. А если даже долгов нет, то их можно придумать, тем более имея знакомого судью, который закроет глаза на это. И даже готовность уплатить сумму долга во внесудебном порядке не произведет особого впечатления ни на кредитора, ни на судью. Ведь по закону он не обязан рассматривать возражения должника и углубляться в малопонятные ему финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов. При этом дела в арбитраже могли длиться годами, в течение которых акционеры фактически были отстранены от управления предприятием. Не удивительно, что компании стали просто опасаться брать в долг у структур, с которыми они не связаны отношениями собственности. И тем более не удивительно, что по итогам проведенного в России исследования лидером на "рынке" коррупционных услуг оказалась судебная система страны. И последняя деталь - кроме знакомого судьи, неплохо было бы еще иметь хорошие связи в местном ОМОНе. Мало ли на какой камень найдет коса кредитора.

Далее, кредитор, который первым обращается в суд с просьбой начать дело о банкротстве, предлагает кандидатуру арбитражного управляющего. С помощью все того же знакомого судьи легко назначить на эту должность любого случайного человека, даже с уголовным прошлым, что в ряде случаев и происходило. В марте 2001 года Конституционный суд страны отменил статью 56 закона о банкротстве, которая давала право назначенному судом внешнему управляющему вступать в свои права сразу же после принятия соответствующего судебного решения, причем даже не выслушав должника. Однако волну банкротств это не сбило, в частности, из-за неопределенности в применении правовых актов.

Далее управляющий, который в принципе должен заниматься вопросами оздоровления предприятия, начинает распродавать его активы, чтобы окончательно его загубить и за бесценок продать нужному кредитору. Ведь управляющий решает, будет ли проводиться конкурс или же предприятие будет продано напрямую конкретному покупателю. Но честь инициирования банкротства предприятия принадлежит не только кредиторам. Самое неприятное, что инициатором банкротства часто выступали государственные органы, явно действуя в пользу конкретного заказчика.

В виду очевидной ущербности данного закона в 2001 году под руководством Минэкономразвития началась разработка нового закона о банкротстве. В ходе его обсуждения в Госдуму поступило несколько тысяч поправок. Первое чтение в нижней палате парламента закон прошел 6 марта, а третье - 1 июля. 10 июля закон одобрил Совет Федерации.

Что же появилось в новом законе? Прежде всего новая редакция изменяет начало процедуры банкротства. Теперь кредитору придется обращаться в суд с иском о взыскании долга, а не с заявлением о банкротстве, и при этом доказывать, что другие способы для для взыскания долга уже исчерпаны. Следовательно, после подачи соответствующего заявления у должника появляется возможность погасить кредит, причем закон устанавливает возможность исполнения обязательств должника третьими лицами. Дело о банкротстве может быть возбуждено лишь при наличии задолженности на сумму не менее 100 тысяч рублей, просроченной более чем на три месяца. Далее, государство, в соответствии с законопроектом, получает право голоса на всех собраниях кредиторов. Одновременно при конкурсном производстве государство встает в общую очередь с конкурсными кредиторами.

Новая редакция закона также изменяет статус арбитражного управляющего, который для получения аттестата должен иметь высшее образование, опыт руководящей работы не менее 2 лет, пройти соответствующий курс обучения, не иметь судимости за экономические преступления. Аттестованные арбитражные управляющие будут объединены в несколько саморегулируемых организаций (СРО). Через эти СРО арбитражных управляющих будет контролировать Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству РФ. Изменена процедура назначения арбитражных управляющих, кандидатуры которых также будут предоставляться суду СРО. Собрание кредиторов в соответствии с проектом может высказать арбитражному суду лишь предпочтение в выборе кандидатуры управляющего. Собрание кредиторов будет направлять в одну из СРО требования к кандидатуре. Данная организация должна будет направить в суд 2-3 кандидатов. При этом каждая из сторон процесса в праве выступить с отводом одной из кандидатур. Устанавливается также обязательное страхование гражданской ответственности управляющих на сумму не менее 3 миллионов рублей, что уже вызвало недовольство со стороны последних.

Однако в связи с новым законом существует и ряд опасений. Прежде всего, успех закона зависит от того, как часто административный ресурс будет применяться в хозяйственных спорах, к которому ранее прибегали, в частности, в случае отказа суда допустить нужного кредитору управляющего на нужное предприятие. Это становится особенно актуальным, учитывая, что роль государства в новом законе усилена. К тому же существует опасность того, что коррупция переместится из судов в сформированные саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Несмотря на то, что новый закон устраняет многие одиозные положения старого закона, у проекта Минэкономразвития нашлось немало противников. Например, как заявил уже после принятия закона в первом чтении президент РСПП Аркадий Вольский, "законопроект не решает главного, а именно проблему оздоровления предприятия и вывода его из кризиса". Фракция "Яблоко" выступила против усиления в законопроекте полномочий Федеральной службы по финансовому оздоровлению. В конце концов, Главное правовое управление администрации президента рекомендовало Владимиру Путину наложить вето на новый закон о банкротстве, что сегодня и произошло.

в письме, адресованном председателям палат Федерального Собрания, изложены мотивы решения Президента и сформулированы конкретные поправки, которые необходимо внести в текст закона. В частности, указывается на необходимость уточнения положений закона, устанавливающих требования к арбитражным управляющим - Президент считает невозможным допускать к профессии антикризисных менеджеров лиц, имеющих судимость за любые тяжкие преступления и преступления средней тяжести, а не только за преступления в сфере экономики, как предусмотрено в законе. С целью поэтапного внедрения практики страхования ответственности арбитражного управляющего предложено уточнить требования к страхованию финансовой ответственности арбитражного управляющего. Кроме того, требования к кандидатурам арбитражных управляющих, сформулированные в новом законе, предлагается распространить на арбитражных управляющих, вновь назначаемых в рамках процедур банкротства, начатых по предыдущему закону.

В своем письме в Госдуму и Совет Федрации президент объясняет свое решение, в частности тем, что необходимо уточнить порядок погашения долга и прекращения дела о банкротстве в случае удовлетворения требований всех кредиторов третьим лицом. Как сообщает АК&М, отдельная часть замечаний Владимира Путина касается банкротства стратегических предприятий. Президентом указано на необходимость предоставления правительству права устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих для этих компаний. Также предложено исключить возможность использования в ходе процедур восстановления платежеспособности стратегических предприятий механизмы дополнительной эмиссии акций и замещения активов. Еще одним замечанием к закону в части банкротства стратегических предприятий является замечание об отсутствии нормы, запрещающей участие в торгах при продаже стратегического предприятия конкурсных кредиторов и их аффилированных лиц.

Ряд замечаний касается уточнения действия закона в переходный период. В частности, с целью поэтапного внедрения положения о разделении функций федеральных уполномоченных органов, представляющих интересы государства как кредитора в конкретных процедурах банкротства, и функций регулирующего органа предлагается ввести эту норму не сразу после вступления в силу закона, а по истечении трех месяцев.

Несмотря на то, что никаких согласительных комиссий "мягкое вето" президента не предполагает, ввод в действие нового закона отодвигается на осень. Так что если вы держите на прицеле перспективное предприятие, да еще у вас есть знакомый судья, племянник в ОМОНЕ и хороший сосед, готовый исполнить роль конкурсного управляющего, то время еще есть.