Главное
21:03, 20 августа 2002

Под Ханкалой упал второй "Курск" В результате катастрофы вертолета Ми-26 в Чечне погибли более ста российских военнослужащих

Август - традиционно тяжелый месяц для российских военных. Два года назад в этом месяце Министерство обороны потеряло атомную подводную лодку "Курск" и с ней - 118 членов экипажа. В этом году крупная катастрофа произошла в Чечне. И хотя стоимость разбившегося под Ханкалой вертолета Ми-26 несопоставима со стоимостью и значением такой подлодки, как "Курск", человеческие потери оказались почти такими же. Есть и еще одна деталь, сближающая два августовских происшествия, - сегодня в Чечне творится такая же неразбериха с версиями о том, что именно произошло и сколько человек погибло в результате аварии, как и два года назад после катастрофы в Баренцевом море.

Хроника событий

Военный вертолет Ми-26 вылетел из Моздока в Чечню 19 августа, примерно в 16:10 по московскому времени. На борту находились военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам. Погода долго была нелетной, поэтому ожидающих собралось достаточно - вертолет, как потом оказалось, был сильно перегружен.

Через полчаса, примерно в 16:50, Ми-26 был на подлете к аэродрому в Ханкале и совершал маневры, заходя на посадку. Неожиданно, когда машина находилась на высоте 180-200 метров, командир экипажа майор Олег Батанов передал на землю, что услышал хлопок в районе правого двигателя и получил предупреждение бортовых систем о возникновении пожара. Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель, Батанов срочно пошел на снижение. Аварийная посадка удалась, но ровный участок земли в окрестностях Ханкалы, на который приземлился тяжелый Ми-26, оказался минным полем, защищающим базу федералов от вылазок боевиков.

Дальнейшее напоминало страшный сон. От взрыва мин, на которые опустилась машина, загорелись топливные баки. Пассажиры, пытавшиеся убежать и оттащить раненых от горящего вертолета, также напоролись на мины. Спасателям, срочно прибывшим из Ханкалы на место происшествия, оставалось стоять и издалека смотреть на эту картину - добраться до пострадавших удалось лишь после того, как саперы проделали проходы в минных заграждениях. К тому времени все, что должно было взорваться, уже взорвалось, а то, что могло гореть, сгорело. Счет убитым, раненым и пропавшим без вести пошел на десятки.

Реакция властей

В отличие от позапрошлогодней истории с "Курском", ханкалинская катастрофа не застала президента Путина врасплох. Как только стали поступать сообщения о падении вертолета, президент распорядился создать государственную комиссию во главе с главнокомандующим сухопутными войсками России, заместителем министра обороны России генерал-полковником Николаем Кормильцевым. Это было еще до того, как в Москву пришли данные о масштабах человеческих потерь.

Когда же масштаб катастрофы стал более ясен, в Ханкалу потянулись руководители всех рангов. Помимо членов государственной комиссии, во вторник в Чечню направились полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев, прервавший свою поездку по Краснодарскому краю, где он контролировал ход восстановительных работ после наводнения, а также находившийся в Ростове-на-Дону командующий войсками Северокавказского военного округа генерал Геннадий Трошев. К нему присоединились начальник оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал Евгений Ежков и командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал Сергей Макаров.

Затем из Москвы приехал заместитель Генерального прокурора РФ Сергей Фридинский. Далее настал черед министра обороны РФ Сергея Иванова, также вскоре прибывшего в Чечню. Последним из высокопоставленных чиновников, которых катастрофа под Ханкалой стронула с места, стал генеральный прокурор России Владимир Устинов. По прибытии в Моздок он заявил, что берет расследование этого случая под личный контроль, и полетел дальше, в Чечню.

К расследованию, помимо этого, подключились местные власти. Глава Чечни Ахмад Кадыров уже встретился с Геннадием Трошевым и пообещал оказывать ему всяческую поддержку. С собственной версией случившегося выступил и начальник УВД МВД России по Чечне полковник Саид-Селим Пешхоев.

Версии произошедшего

Однако такое обилие высокого начальства пока не внесло ясности в самые насущные вопросы, связанные с катастрофой Ми-26. Через сутки после аварии не известна не только причина падения вертолета, но и точное количество человек, которые были на борту, а также число погибших и даже само место происшествия. По одним данным, Ми-26 не дотянул до посадочной полосы в Ханкале 5 километров, по другим - от ста до трехсот метров.

Главное, что интересует сейчас госкомиссию и других приезжих чиновников, это причины падения вертолета. Основных версий три. Первая и самая напрашивающаяся - действия боевиков. Именно к ней склоняется члены госкомиссии во главе с генералом Кормильцевым. Хлопок, зафиксированный майором Батановым, мог быть взрывом ракеты, считают они. К тому же появились военнослужащие, утверждающие, что видели, как по вертолету велся обстрел с земли. А пилоты вертолета Ми-8, сопровождавшего Ми-26 во время перелета из Моздока в Ханкалу, говорят, что в момент катастрофы наблюдали "след ракеты".

Считается, что Ми-26 мог быть поражен из переносного зенитно-ракетного комплекса "Игла". Сторонники этой версии не исключают и возможность обстрела машины из крупнокалиберного пулемета. Во всяком случае, по словам заместителя генпрокурора Фридинского, уголовное дело по факту аварии ветолета Ми-26 возбуждено по статьям 205 ("терроризм") и 105 ("убийство") УК РФ.

Косвенным образом в пользу террористической версии свидетельствует и поведение подозреваемой стороны. Так, на пропагандистском сайте чеченских боевиков www.kavkaz.org первое сообщение о падении Ми-26 появилось в 17:04, то есть спустя несколько минут после катастрофы. А чуть позже на том же сайте появилась и более развернутая версия, где "гибель ста оккупантов" приписывалась действиям "троих моджахедов", выполнивших боевое задание и якобы благополучно вернувшихся на базу, расположенную где-то в горах.

Однако эта версия устраивает далеко не всех. С ней активно спорят представители чеченских властей, уверенные, что на подведомственной им территории террористы появиться не могли. "Квадрат, где произошла авария, тщательно охраняется военными, и проникновение сюда посторонних лиц практически полностью исключается", – заявил полковник Саид-Селим Пешхоев. Кроме того, напомнил он, вокруг военной базы в Ханкале имеется минное поле, через которое не пройти постороннему человеку. Ведется также и визуальное наблюдение над всеми окрестностями военной базы. Периодически здесь на малой высоте летают военные вертолеты, экипажи которых заметили бы любого, кто попытался бы приблизиться к трассе пролета и произвести выстрел.

"Конечно, боевики поспешат заявить о том, что ими сбит вертолет, но, на мой взгляд, эта версия наименее перспективна", – отметил Пешхоев. По его словам, осмотр упавшей машины скорее свидетельствует о том, что авария произошла из-за неисправности двигателя.

Заместитель военного коменданта республики полковник Селим Цуев приводит еще один довод в пользу "технической" версии катастрофы - тот факт, что экипажу удалось посадить вертолет. Цуев убежден, что командир экипажа проявил большое мужество и сделал все возможное в подобных обстоятельствах. "Он посадил машину, в противном же случае жертв катастрофы могло быть больше", - отметил полковник.

Кстати, все вертолетчики, включая майора Батанова, остались живы, поскольку кабина пилотов Ми-26 герметична и защищена броней. Они ужа дают показания, но точную причину случившегося не знают сами. Также поступили сообщения, что уже найдены "черные ящики" разбившегося вертолета - возможно, это поможет ответить на вопрос, не явилась ли причиной аварии техническая неисправность двигателя.

А вскоре появилась и третья версия, самая, пожалуй, неудобная для командования ОГВ на Северном Кавказе, потому что она связана с вопросом о том, сколько же человек все-таки было на борту Ми-26 и кто именно стал жертвой катастрофы.

Полетные листы

По словам военных, организация полетов в Моздоке происходит следующим образом: все желающие записываются в специальный полетный лист, и когда очередной борт оказывается готов к вылету, руководитель полетов вызывает пассажиров по этому списку. Но точного расписания нет, поэтому часто бывает, что записываются на Ханкалу одни, а летят другие - те, кто оказался рядом с аэродромом.

Например, точно известно, что в этот раз в вертолет сели 15 человек, имена которых не значились в полетном листе. В то же время дежурный командного пункта авиации МВД России в Моздоке майор внутренних войск Губенин сообщил, что пятеро сотрудников томского СОБРа, записавшихся в полет, прибыли на аэродром уже после того, как Ми-26 поднялся в воздух.

Поэтому ни точного количества улетевших 19 августа на Ми-26 военнослужащих, ни точного перечня их имен никто пока не знает. Уточнения о возможном количестве пострадавших в авиакатастрофе поступали во вторник буквально каждый час. По самым последним из них, на борту рухнувшего вертолета было не менее 150 человек. Называется и точное число - 156, но оно, скорее всего, не является окончательным.

Однако такое количество пассажиров почти вдвое превышает штатную грузоподъемность Ми-26, который рассчитан на перевозку 85 человек. К тому же надо учесть, что пассажирами упавшего вертолета были военные, каждый из которых несет на себе значительный дополнительный вес в виде оружия и другого боевого снаряжения. Был, по сообщению газеты "Коммерсант", и дополнительный груз, следовавший вместе с пассажирами. Известно, пишет газета, что почти каждый контрактник и офицер, следующие из Моздока в Ханкалу, запасаются дешевой осетинской водкой.

Если это дейсвительно так, то Ми-26 мог упасть из-за элементарного перегруза. По словам военных в Моздоке, речь идет о грубом нарушении правил полетов: "Насколько нам известно, на борту никаких гражданских лиц не было – просто солдаты из других частей попросились на борт, чтобы их подбросили до Ханкалы, и как селедка набились в вертушку. Техники в Ми-26, как мы знаем, не было – только люди. Правила допускают определенный перегруз транспортных вертолетов. Например, этот может перевозить до 85 человек, но если на борт берет дополнительных людей или груз, то командир в этих случаях должен сбрасывать из баков топливо, чего сделано не было".

Жертвы катастрофы

По последним данным, на месте падения Ми-26 обнаружены останки 23 человек. Еще 33 человека спасателям удалось достать с минного поля живыми. Из них, по словам врачей, 17 находятся в очень тяжелом состоянии. Семерых из них уже отправили в госпиталь в Ростове-на-Дону. В то же время пятеро раненых отделались легкими повреждениями.

Остальные пока числятся пропавшими без вести. Их тела не могут даже забрать с поля, на котором лежат обломки вертолета. Сколько времени будет продолжаться операция по поиску останков, пока не знает никто. В штабе ОГВ уверены только в том, что на месте падения Ми-26 живых уже не осталось. Таким образом, несложно подсчитать, что общее число погибших в понедельник на минном поле под Ханкалой составляет более 120 человек - практически столько же, сколько два года назад погибло на "Курске".

С идентификацией погибших тоже предстоят сложности. По словам военных, многие тела сильно обгорели, поэтому для их опознания потребуется время. В Ханкалу уже вылетели четыре эксперта 124-й лаборатории Минобороны и лаборатории Северо-Кавказского военного округа (СКВО), которым предстоит заниматься этим вопросом.

Последние данные о судьбе пассажиров вертолета Ми-26, разбившегося в понедельник под Ханкалой, можно узнать по телефону "горячей линии" в Ростове-на-Дону: (8632) 40-82-71.

В связи с многочисленными обращениями граждан Национальный военный фонд открыл специальный расчетный счет для оказания помощи семьям военнослужащих, пострадавших в катастрофе. Реквизиты счета следующие: 115054, Москва, Новокузнецкая ул., д.34, стр.1, ИНН 7705305491 "Внешэкономбанк" БИК 044525060, кор. счет 30101810500000000060, р/с 40703810733327030487. Назначение платежа: пожертвование для семей военнослужащих, пострадавших в авиакатастрофе 19 августа.