Главное
20:27, 29 августа 2002

Путин задал военным извечный русский вопрос Военачальникам предстоит понять, что делать, чтобы выполнить требования президента

Нынешняя поездка президента в войска сильно отличалась от обычных парадных визитов. Путин не часто, но достаточно регулярно ездит по регионам и не упускает возможности пообщаться с военными. Помнится, несколько лет назад президент неожиданно прибыл в войска в кабине военного истребителя, немало наспугав свиту и охрану. Побывал на подлодке, с видимым удовольствием позировал в военной форме.

После гибели "Курска" и недавней катастрофы МИ-26 подобные ребячества выглядели бы по меньшей мере странно. Президент же явно не любит попадать в неловкие ситуации и точно дозирует проявления бесшабашности. Да и поводов для торжеств у российской армии все меньше.

О военной реформе Путин говорил не раз, в основном уделяя внимание структурным изменениям и новым задачам, стоящим перед Вооруженными Силами. В этот раз президенту пришлось поточнее разъяснить военным, чего от них хочет власть. А власть хочет всего-навсего укрепить воинскую дисциплину, устранить "невыполнение приказов, безответственность и разгильдяйство" и ликвидировать дедовщину. И все это военным предстоит осуществить в кратчайшие сроки.

Оправдания военачальников звучали привычно: слабая материально-техническая база, отсутствие должного финансирования, ужасающие бытовые условия, в которых живет большинство военнослужащих, низкие зарплаты. Ничего нового.

С бытовыми проблемами военных президент разобрался довольно быстро. По его словам, в следующем году военнослужащим дважды поднимут оклады и будут индексировать их в те же сроки, что и государственным служащим. В результате заработная плата военных должна быть на 25 процентов больше, чем у других служащих.

Гораздо тяжелее дело обстоит с материально-технической базой и эффективностью ВС. Путин не раз говорил о полном переходе на контрактную (читай - профессиональную) систему службы в армии. И в этот раз президент настаивал, что именно контрактники должны составлять основу армии. А срочникам нужно снижать сроки службы. Единственное, чего не сказал президент - где взять денег на оплату службы по контракту. А также на премиальные за службу в Чечне - ведь, по мнению главы государства, военнослужащие, находящиеся на Кавказе, должны получать все положенные боевые доплаты. И ведь вот что еще выяснилось: практически у каждого контрактника есть семья, дети - поэтому кроме высоких зарплат в бюджет надо бы заложить и суммы, выделяемые на строительство жилья для военных. И это при том, что сегодня без крыши над головой оказались около 168 тысяч офицеров и прапорщиков.

Президент заявил, что планируемое сокращение численности армии также будет осуществлено в срок. Правда, никакой экономии в этом случае также не предвидится. Согласно плану, в запас должны уйти 268 тысяч человек - из них 51 тысяче необходимо предоставить квартиры. Кроме того, всем уволенным в запас нужно выплачивать пенсии.

Однако на этих вопросах президент не стал заострять внимание, пообещав крепко подумать и взвесить возможности российского бюджета. Гораздо больший интерес у Путина вызывает проблема эффективности выполнения войсками боевых задач. В пример и назидание всем Путин привел спецназ. По его мнению, эти подразделения воюют в десять раз эффективнее прочих. Именно поэтому президент настаивает на увеличении частей постоянной готовности на фоне сокращения общей численности войск. Однако не секрет, что спецназ формируется и финансируется совершенно на других принципах, чем обычные части. Понятно, что сократив сроки службы срочникам, государство немного сэкономит, но этих средств очевидно недостаточно для содержания элитных подразделений.

Деньги будет изыскивать Минфин, это, в конце концов, его прямая обязанность. А свою президент, похоже, видит в том, чтобы поднять боевой дух армии. "Мы будем увеличивать число контрактников, создавать хорошие условия службы на флоте и хорошие бытовые условия, чтобы у солдат и матросов срочной службы был выбор - остаться служить по контракту или нет", - сказал глава государства.

В связи с этим досталось от президента и российским тележурналистам. Путин посетовал, что те просто не умеют "талантливо делать передачи об армии". Вместе с тем глава государства отметил, что на российском телевидении все-таки "кое-что сделано" для того, чтобы народ знал своих героев. Народ и знает, герой у нас пока один, его рейтинг неумолимо растет, его фразы расходятся на поговорки, его именем называют кафе, в его честь слагают песни. Только одного, даже самого героического президента явно недостаточно, чтобы вертолеты не падали, подлодки не тонули, а солдаты не стреляли друг в друга.